• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первая мировая война, национализм и буддизм в Сибири и Монголии

В сборник статей, изданный Институтом востоковедения РАН и посвящённый событиям и проблемам Первой мировой войны в странах Востока, а также соперничеству великих держав за доминирование на Востоке, вошла работа Ивана Саблина «Вильсоновский момент» на Восточном фронте: война, национализм и буддизм в Сибири и Монголии».
Первая мировая война привела к столкновению империй Евразии и реконфигурации их полиэтнических и поликонфессиональных пространств. Крушение Российской империи в феврале 1917 года и подписание 3 марта 1918 года советским правительством Брестского мира не только не привели к завершению войны на территории бывшей империи, но и существенно расширили географию и состав участников конфликта в азиатской ее части. В рамках так называемой Союзной интервенции, которая номинально была призвана содействовать эвакуации чехословацких сил и повторному открытию Восточного фронта, на территорию северной Евразии были введены войска Соединенных Штатов Америки, Японии и других стран. Первая мировая война, которая в северной Евразии тесно переплелась с Гражданской войной, последовавшей за Октябрьской революцией, и конфликтами на территории бывшей Цинской империи, привела к интенсификации властных взаимодействий в Сибири и Монголии в условиях фактического отсутствия государства.

Важнейшую роль в борьбе за пространства бывших Российской и Цинской империй сыграл дискурс национализма, получивший в контексте Первой мировой войны и сопутствующих событий глобальное распространение. Глобальное распространение антиколониального национализма в 1918–1919 годах, которое часто связывают с деятельностью Вудро Вильсона, получило в литературе название «Вильсоновский момент». В рамках статьи Иван Саблин предлагает взглянуть на события, развернувшиеся в северной Евразии в 1911–1919 годах не через призму национальных историй России, Монголии, Китая, Японии и Чехословакии, а с точки зрения глобальной, или транснациональной истории.


Подобная перспектива позволяет не только осветить трансграничные аспекты развития национальных движений в Сибири и Монголии, приведших среди прочего к созданию и частичной реализации проектов автономии Внешней Монголии (1915), бурятской национальной автономии (1917), монгольского федеративного государства (1919), буддийского теократического государства (1919) и, наконец, автономной бурят-монгольской (1923) и независимой монгольской республик (1924), но и реконструировать историю национализма как глобального дискурса, оказавшего в XX веке значительное влияние на властные отношения и постимперское переустройство во всех регионах мира.