• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН

Факультет истории публикует отчет о проведении совместно с Университетом Питтсбурга международной летней школы на английском языке «Россия между прошлым и настоящим: российская политика, история и культура в сравнительной перспективе».

11 июля 2013 года успешно завершилась международная летняя школа “Россия между прошлым и настоящим: российская политика, история и культура в сравнительной перспективе”, организованная факультетом истории НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, совместно с Университетом Питтсбурга (University of Pittsburgh), Пенсильвания.


Летняя школа с университетом Питтсбурга стала уже третьей на счету факультета истории НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург. В рамках программы школы российские и американские студенты получили уникальную возможность прослушать лекции ведущих преподавателей по истории, политологии и социологии, принять участие в международном круглом столе «Молодежная политика в России и США». Кроме того, студенты смогли окунуться в культурную жизнь города Пушкина, Санкт-Петербурга, посетить важнейшие выставочные пространства, и, конечно, найти взаимопонимание друг с другом. По итогам проведения международной летней школы студенты получили сертификаты участника от Университета Питтсбурга.

Международная летняя школа факультета истории НИУ ВШЭ Санкт-Петербург и Университета Питтсбурга стала первым проектом равноправного сотрудничества в области образования в истории НИУ ВШЭ-СПб, заложив фундамент для дальнейшего сотрудничества. По результатам летней школы американские студенты представили проекты своих научных работ,  российские студенты, в свою очередь, подготовили доклады для круглого стола “Молодежная политика в России” и приняли участие в заключительном круглом столе, осветив историю постсоветского пространства и место С.-Петерурга в меняющемся контексте политики и жизни общества современной России. Помимо этого, студенты получили возможность непосредственного общения с выдающимися преподавателями, обогатив свои знания в области политической истории, исторической географии, социальной истории Российской империи, СССР и современной России и других дисциплинах. Одним из самых важных достижений летней школы является возможность непосредственного общения российских и американских студентов, обмен опытом, знакомство с культурой, языком, ценностями и научными интересами иностранных коллег. Студенты совместно вели блог “Life after the Fall”, где излагали свои впечатления о мероприятиях летней школы, делились опытом и рассуждали на различные темы.  Российские студенты получили возможность работы на летней школе в качестве стажеров, непосредственно участвуя в организации и координации данного проекта.

Местом проведения летней школы стал Учебный центр подготовки руководителей, расположенный в г. Пушкине, в особняке князя В. П. Кочубея, построенном в 1911-1914 годах архитекторами Александром Таманяном и Николаем Лансере. Особняк также являлся и местом проживания студентов, разместившихся в гостиничном комплексе при Учебном центре. В течение 10 дней 6 российских и 14 американских студентов совместно посещали лекции и экскурсии, а также проводили свободное время. Язык проведения летней школы – английский. 

Факультет Истории и команда летней школы надеется, что в дальнейшем сотрудничество с Университетом  Питтсбурга примет новые формы, а летняя школа станет ежегодной, чтобы будущие студенты факультета истории также смогли принять участие в проекте.

*** 

3 июля студенты прослушали две лекции – лекцию декана факультета истории Александра Семенова «История Российской империи: власть и разнообразие» и лекцию преподавателя факультета Свободных искусств и наук СПбГУ Павла Кононенко «История СССР и феномен исторической памяти на постсоветском пространстве».
Профессор Александр Семенов в своей лекции осветил важнейшие черты национализма, применив этот концепт к истории Российской Империи.  Он указал на тенденцию к постоянному территориальному расширению империи, особенности принимаемых правителями титулов, доказав, что Россия – «Дважды Империя», проанализировав поочередно принятый сначала Иваном IV (царь - цезарь - император), а затем Петром I титул «императора». Александр Семенов также осветил проблемы управления обширными и разнородными территориями Империи, рассмотрев проблему координации и транспорта,  а также объяснил американским студентам, какое значение имела борода для ортодоксальных русских царей.

 4 июля студенты прослушали лекции преподавателей НИУ ВШЭ Санкт-Петербург факультета политологии и социологии – Андрея Стародубцева и Анны Желниной. Лекция Андрея Стародубцева «Авторитаризм, демократия и снова авторитаризм» была посвящена сопоставлению сущности политического строя в Российской Империи, СССР и современной России. Также было приведено довольно любопытное сопоставление понимания демократии в России и США, в котором активное участие приняли сами студенты. Андрей Стародубцев помог участникам школы сформировать понимание о пропрезидентской демократии в США и России и парламентской в Великобритании и Франции. Также в рамках настоящей лекции были рассмотрены случаи честных и нечестных выборов, государственного давления на оппонентов, свободной прессы и гражданских прав в демократической системе. Анна Желнина прочитала лекцию на тему «Современный российский город и городская культура», где рассмотрела трансформацию социальной архитектуры и функционирования городского пространства в СССР и на постсоветском пространстве. Анна Желнина также подробно разобрала современную ситуацию устройства Санкт-Петербурга, рассмотрев такие сферы городской жизни как торговля, проблемы жилья, коммуникации. На обсуждение были вынесены проблемы организации общественных пространств в городе и поиск наиболее релевантного для Санкт-Петербурга архитектурного стиля. Наибольшее внимание студентов привлекла презентации Анны Желниной, в которой было представлено множество иллюстраций.

 

 5 июля студенты прослушали лекцию преподавателя факультета Свободных искусств и наук Павла Кононенко “Экономика и бизнес в постсоветской России”, где подробно был разобран ключевой для российской экономической истории переход от плановой экономики к рыночной. Также были освещены основные этапы в развитии экономических отношений в СССР: от установления в 1918 году военного коммунизма до постепенного перехода к рынку накануне распада Союза.

Во второй половине дня студенты совершили первую поездку в Санкт-Петербург, посетив Научно-информационный центр “Мемориал”, созданный в 1990 году бывшим политзаключенным Вениамином Викторовичем Иофе как центр научного обеспечения работы историко-архивной комиссии общества, ведущей работу по сбору документов о репрессиях советского времени. В лектории научного центра студентам рассказали о деятельности, целях и достижениях “Мемориала”, о борьбе правозащитных организаций в России с нарушениями прав человека и о направлениях исследований, которые проводятся работниками и волонтерами организации. Осмысление советского опыта и тоталитарного наследия советского периода для центра “Мемориал” является важным в развитии прав человека в современной России, гражданского самоcознания людей и сохранении памяти об истории страны, ведь история ГУЛАГа - это часть истории России. По окончании ознакомления со структурой и деятельностью центра, студенты задавали свои вопросы. Для многих из них посещение центра являлось важным событием в научной деятельности - так, один из американских студентов, Анкур Захария, посвятил свое исследование истории советской иммиграции и репрессий.

 

 6 июля команда летней школы во второй раз отправилась в Санкт- Петербург, чтобы посетить главное выставочное пространство города - Государственный Эрмитаж. Американских и русских студентов провели по красивейшим залам музея, где они узнали не только об их эстетической, но и исторической ценности. Студенты смогли увидеть шедевры Рембрандта, Караваджо, Тициана, Эль Греко и других мастеров живописи, а также познакомиться с работами древнегреческих и римских скульпторов. После экскурсии в Эрмитаж студенты проложили маршрут по главным водным артериям города, получив представление о географии и истории Санкт-Петербурга уже с другого ракурса. После поездки на теплоходе, российские студенты провели своим американским друзьям экскурсию по исторической части города вокруг Исаакиевского собора, объяснили значение главного монумента города - Медного всадника работы Этьена Фальконе и показали главные достопримечательности Васильевского острова.

7 июля учебный процесс снова был возобновлен лекцией профессора факультета Свободных искусств и наук СПбГУ Дмитрия Дубровского* “Гражданское общество и права человека в постсоветской России” и “Протестное движение и права человека в сравнительной перспективе”. В ходе лекций студенты получили понимание о природе протестного движения в России, его характерных чертах. Дмитрий Дубровский* останавливался на таких кейсах, как протест против персоналии главы государства, а не режима в целом, самоцензуры современных российских медиа, гомофобной политики властей, ксенофобии российского общества, способах фальсификации выборов. На последовавшей за докладом дискуссии студентами было проведено сопоставление выборной системы в России и США и анализ причин столь сильной ксенофобии среди населения.


Вторая лекция Дмитрия Дубровского* была посвящена истории развития прав человека, проблемам формирования гражданского общества в России и новому всплеску гражданской активности в 2011-2012 гг. Дмитрий Дубровский* подробно осветил конфликт вокруг Химкинского леса, малоизвестный американским студентам, деятельность арт-группы “Война”, а также дело Михаила Ходорковского.

 

 8 июля студенты отправились на экскурсию в Петропавловскую Крепость, где смогли увидеть еще одно воплощение, еще одну интерпретацию личности Петра I уже работы Михаила Шемякина. Участники летней школы также посетили Петропавловский собор и тюрьмы Трубецкого бастиона, где смогли почувствовать атмосферу заключения, познакомиться с биографиями российских революционеров и послушать аудиозаписи, составленные из отрывков мемуаров пленников крепости.

 

 9 июля свою серию лекций продолжил Андрей Стародубцев. Он представил российским и американским студентам доклад на тему “Федерализм и региональная политика в постсоветской России”. В рамках лекции он рассмотрел федеративное устройство России, объяснил студентам тонкости в обозначении федеральных единиц страны и сложности в государственном управлении, обусловленные географией.

 

За лекцией последовал круглый стол “Молодежная политика в России и в США”, подготовленный российскими студентами. Они представили доклады, обозначившие основные темы дискуссии - кризис молодежной политики в первые годы существования Российской Федерации, современные молодежные движения и группы, роль форумов “Селигер” и “Антиселигер” в молодежной политике России.   В рамках выступлений был затронут и социальный аспект: студенческий быт, условия жизни и предоставляемые государством льготы. Однако, богатая дискуссия, поддержанная американскими студентами, также коснулась и гендерных вопросов в России и Америке среди молодежи, сопоставления систем высшего образования в РФ и США, участия студентов в политической жизни двух стран. Студенты и преподаватели задавали друг другу вопросы, высказывали свои точки зрения, обрисовывая современную ситуацию в молодежной политике России и США.

 

 10 июля Иван Саблин из Гейдельбергского университета прочитал последнюю в программе летней школы лекцию - “Россия и мир: постсоветская международная политика в России”, которая вызвала отклик как у российских, так и у американских студентов, так как внешняя политика постсоветской России - одна из причин, по которой в США сохраняется интерес к изучению российской истории.По окончании лекции состоялась экскурсия в Государственный Русский Музей, где студентов познакомили с этапами развития русского изобразительного искусства: от древнерусской иконописи до творчества представителей радикального крыла авангарда.  На проходившем после и во время экскурсии обсуждении американские студенты отметили, что увидели сильное влияние европейской традиции на российское искусство, нежели присутствие многочисленных ориентальных мотивов, хотя ожидали совершенно обратного. В целом, посещение Русского Музея было одним из самых богатых на впечатления, повлекло бурные обсуждения и доставило много удовольствия.

 

 11 июля состоялась финальная дискуссия, закрывающая программу летней школы, на которой американские студенты представили  свои научные работы. Проекты исследований студентов оказались достаточно разнообразными. Среди представленных тем были: роль олигархов в политике постсоветской России, сопоставление религиозной архитектуры в Украине и России, история политических репрессий в советской России, история Черноморского флота, роль медиа в постсоветской России, отражение политических изменений в Российской Империи на рубеже XX века в искусстве, роль женщины в военных действиях Второй Мировой войны в СCCP. После презентации проектов студенты и преподаватели задавали докладчику вопросы и высказывали свои комментарии.


После успешной презентации работ состоялся фуршет, на котором декан факультета Истории, Александр Семенов, вручил сертификаты участников летней школы от университета Питтсбурга российским студентам, произнес слова благодарности организаторам проекта и выразил надежду на продолжение сотрудничества между Университетом Питтсбурга и НИУ ВШЭ Санкт-Петербург. Наталья Шкаева, организатор и координатор проекта, поблагодарила американских студентов за стойкость, активное участие в проекте летней школы и эмоциональный отклик на работу команды организаторов. Кеннет Пиноу, профессор Университета Питтсбурга, в свою очередь, поблагодарил Высшую Школу Экономики и факультет истории за прекрасную организацию проекта, а студентов вышки – за отзывчивость и открытость.

 Прошедшая летняя школа оказалась уникальным опытом как для студентов, так и для преподавателей. Американские и русские студенты получили неоценимый опыт общения с представителями другой страны. А также обогатились знаниями о русской истории, получили вдохновение от русского искусства и архитектуры. Летняя школа оказалась комплексным проектом, совместившим в себе образовательную, культурную и неформальную программы. Команда факультета Истории НИУ ВШЭ надеется, что подобные мероприятия в будущем будут носить регулярный характер, а студенты университета Питтсбурга и НИУ ВШЭ Санкт-Петербург смогут встретиться вновь.

 

* Дмитрий Дубровский включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.