• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Указные муллы, законные браки и метрические книги

6 декабря прошло очередное заседание публичного семинара «Границы истории», организованного Факультетом Истории НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.  C докладом:   «:Указные муллы, законные браки и метрические книги: определение местоположения границы государства в документальной системе Внутренней Казахской Орды, 1841-1875 гг.» выступила Кимберли Пауэрс, аспирант университета Мичигана, стажер Центра Исторических Исследований.

Целью своего исследования докладчик поставил изучение изменений, которые затронули традиционный институт брака в связи с вхождением «Внутренней Казахской Орды» в бюрократическое поле Российской Империи в середине XIX века (1841-1875 гг.)

История Внутренней или Букеевской Казахской Орды началась в 1801 году, когда хан Букей попросил разрешения у Павла I расположиться с 5000 кибитками в степях между Уралом и Волгой.

В 1841 году произошло важное событие в истории быта Внутренней Орды: появились первые метрические книги, в которых фиксировались акты гражданского состояния. Они включали в себя три вида записей, о рождении, о браке и о смерти.  Их создание началось еще в 1830-х годах по всей Российской Империи. Пожалуй, самой главной целью существования данных книг являлся сбор статистических данных, которые могли бы быть полезны для централизации и модернизации внутреннего устройства Империи. Также метрические книги должны были помочь снизить количество жалоб и прошений к муллам, связанных с семейными отношениями.  Однако внедрение подобных книг не всегда было оправдано. В частности, в Букеевской Орде, образование не способствовало подготовке грамотных бюрократов и мулл и вследствие этого в метрических книгах фиксировалось огромное количество важных ошибок, которые в свою очередь произвели обратный ожиданиям государства эффект: число административных жалоб, связанных с браком, увеличивалось. С другой стороны, ценность семейных отношений и самой бюрократической системы начинает возрастать, ведь люди постепенно начинают понимать, какую важную роль играют документы в их жизни.

Так, один из представленных докладчиком кейсов касался истории несчастливой супруги, которая долгое время пыталась оспорить притязания на себя со стороны несостоявшегося мужа, ссылаясь на отсутствие регистрации брака в метрической книге. Со своей стороны, муж также настаивал на свидетельстве из этого источника, которое супруга объявила поддельным. Когда же разбирательство потребовало консультации с оригиналом метрической книги, выяснилось, что это невозможно, так как у муллы, ответственного за ведение документа, книгу уже забрал другой казах, отказавшись вернуть.  Комичная бюрократическая история, впрочем, закончившаяся благополучно, иллюстрирует возросшую роль официальных документов в семейных отношениях и попытку казахов Внутренней орды использовать высокий статус «законных» документов в личных целях. 

Большое внимание докладчик уделяет также и вопросу официальных и неофициальных мулл во «Внутренней Орде» XIX века. Муллы издревле играли своеобразную роль просветителей в мусульманском обществе, это люди хорошо знающие Коран, призванные образовывать население. Кимберли Пауэрс отмечает, что очень часто сами муллы открывали школы, в которых вели уроки для детей.  С появлением метрических книг в 1841 году, муллы начали играть еще большую роль в жизни «Букеевской Орды». Официальными назывались муллы, выбранные Имперским руководством для записи актов гражданского состояния, ведения и учета Метрических книг, проведения религиозных обрядов.  Неофициальные же муллы придерживались старого порядка, они по-прежнему выбирались общиной, однако не имели права на ведение метрических книг о совершение религиозных обрядов. Подобное разделение указывает на принципиально новую концепцию, появившуюся во внутренней политике: до XIX века руководство Империи не позволяло себе вмешательство в религиозные дела и обычаи определенных локальных групп.

После заседания семинара была проведена обширная дискуссия, касавшаяся поднятых в докладе тем. В частности, обсуждались вопросы религии и обычаев казахов Внутренней Орды, понятие традиционной свадьбы и зарегистрированных в метрической книге браков, историю казахов как некой отдельной социальной группы.