• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исторический поход на Великий Новгород

В этой экспедиции приняли участие студенты факультета истории и факультета экономики. Студенты познакомились с альтернативными нарративами истории российской государственности, с историей русской средневековой материальной и письменной культурой, искусством  и архитектурой, а также историей средневековых межкультурных обменов в регионе Северо-Запада. Были проведены мастер классы по методологии изучения церковных памятников архитектуры и методологии прочтения сакрального текста русского православного храма. В проведение учебной экспедиции приняли участие: Е.В. Анисимов, проф., научный руководитель факультета истории, А.М. Семенов, проф., декан факультета истории, Т.Ю. Борисова, доцент факультета истории, В.М. Рожнятовский искусствовед, С.В. Трояновский, руководитель новгородской археологической экспедиции. Организация поездки была осуществлена самим студентами факультета истории.

Воскресное утро 16 июня. Мы выполнили завет Владимира Мономаха: не успело застать нас солнце в постели, как небольшой отряд двинулся на Великий Новгород. Да, это был настоящий поход. «Без Новгорода нет историка и к тому же он рядом – каждому побывать!», - вспоминаются лекции.

Комфортабельный автобус, умелый водитель, легкое чувство интеллектуального голода. Историки, экономисты, политологи и даже преподаватели под одним флагом – любителей прошлого. Великолепная четверка: наш научрук историк Евгений Викторович Анисимов, искусствовед Всеволод Михайлович Рожнятовский, археолог Сергей Викторович Трояновский, встречавший нас уже на месте, и декан (не каждый еще выберется в воскресенье со своими студентами) Александр Михайлович Семёнов стали нашими гидами в прошлое.

Пока никто не начал клевать носом (все-таки 3 часа дороги), Евгений Викторович ввёл в курс предстоящего дела и визуализировал наши познания о Новгороде. Ознакомиться с учебниками, фотографиями новгородской земли, истока российской государственности – это одно, но совершенно другое – ощутить дух старины.

Феномен Новгородской республики, просуществовавшей 342 года (1136-1478), поражает, а его оформление в ментальный образ дает четкое понимание развития событий во времени. Схема, представленная нам Евгением Викторовичем походит на часы: 

       1)   1-3 – Плотницкий конец                                                                                                                         

       2)    3-6 – Славенский конец

       3)    6-9 – Людин конец                                                                                                         

       4)    9-11 – Загородский конец

 5)   11-12 – Неревский конец

За тот день вместе со стрелками часов мы совершили полный оборот, начав свой маршрут с Детинца – Новгородского кремля, а именно с монумента «Тысячелетие России» М. О. Микешина. Православие, самодержавие, народность выражены в колоколообразной структуре памятника, содержащей в себе шар-державу, переходящую в шапку Мономаха, и пьедестал с «народом». И стоишь ты крохой у такой громадины, 16 метров почти, таящей в себе тысячелетнюю историю, а если обойти кругом, то фигуры словно оживают: каждый готов поделиться своим прошлым (кстати многих лепили, не зная, как выглядят они на самом деле). Только тогда понимаешь, почему не нашлось места Ивану Грозному (даже спустя 300 лет не простили его новгородцы) и как потеснили искусстников Николаем I («А как же батюшка?»). А что было с памятником в годы советской власти и во время Великой Отечественной? Один из немногих уцелевших монументов-символов царской власти, но скрытый за фанерным каркасом, а фашисты только и успели, что демонтировать. При их бегстве фигуры были разбросаны по площади, походя на трупы.

Оборот совершен, и мы направляемся к Софийскому собору, заложенному сыном Ярослава Мудрого Владимиром в 1046. От маковиц глав до цоколя «разобрали по кирпичику» с Всеволодом Михайловичем строение храма и выяснили легенду голубка, венчающего крест центрального позолоченного купола, вывезенного «Голубой дивизией» в Испанию и совсем недавно вернувшегося на Родину. Поговаривают, будто приземлившись в 1570 году и взирая с высока на окровавленную опричниками окрестность, голубь окаменел, а пока он на кресте, то Новгород будет жить.

10:40. Еще не окончена утренняя служба. «Тшш, ты почему ходишь? Стой на месте. Встань и стой», - слышится со всех сторон. Мощи святых, чудотворные иконы. Пробирающий насквозь хор, строгие лики святых, красочное амбре кадил. Сквозь дымку пробирающийся свет озаряет лик Богородицы. «Знамение». Начинают Символ Веры: «Верую во Единого Бога Отца…». А мы успеваем разглядеть след от стрелы 1170 года, отблески горящих свеч или это настоящие слезы, как тогда?  

Время, мы ограничены, а еще целый город обозреть успеть нужно. Тихонечко выбираемся на улицу и мимо звонницы, группы корейцев и немцев, девушки, заплетающей венок у стен храма, дружно вышагиваем к Сергею Викторовичу. Он уже ждет и готов вести нас к Троицкому раскопу.

В июле нас принимают Остёр, Выползов и Старая Ладога, где мы будем проходить свою археологическую практику. Что же это такое «раскоп»? Пять минут, как мы уже на месте.  Большая яма с виднеющимися временными слоями. В 2010 году здесь нашли 1000 грамоту, а в 1971 – первую: «Я ждал этого 20 лет», - ликовал руководитель практики В. Л. Янин. Горящие глаза, желание взяться за лопату и причаститься к открытию спровоцировали приглашение. И что же? Мы согласились на август! Сергей Викторович, полный любви к своему делу, в дополнение провел нам обзорную экскурсию своего ремесла в специально созданной террасе – музее «Театр времени». Школьники, студенты целое лето заняты поиском «сокровищ»: это сейчас берестяные грамоты невероятно цены для нас, а для X-XIV веков грамоты составляли неотъемлемую часть жизни и были обыденностью, так что и куча навоза становится кладезем для историков, а особенности почвы (она влажная; работающая на территории раскопа насосная система защищает от затопления) поспособствовали сохранности свидетелей былых времен.

Время – время, не замечаешь его ход - полдень. Перейдя пешеходным мостом бурный Волхов - не представляю, как могли вестись водные раскопки при таком течении - выходим на Славенский конец. Наша цель – столовая, поражающая своей красочностью, простотой и, конечно же, кухней. Сытые, довольные.

Возвышающаяся маковка церкви Федора Стратилата служит нам путеводной звездой. Глава, барабан с бровками и оконцами, выдающаяся на восток апсида. Одно из внутренних граффити гласит: «Не шуметь, ходите тихо». Поэтому Всеволод готовит наш ум ко входу внутрь: «Обратите внимание на купол и движки, которыми полны лики святых, а также на светло-коричневую тональность внутреннего убранства». Следуя традиции, обхаживаем церковь, и только тогда, разобравшись в тонкостями возведения и смысловым содержанием, проникаем внутрь. Позднее такое обращение мне напомнило случай у Софийского собора: «Смотри, какое прикольное сооружение, и фундамент старый виден», - донеслось от прохожих. Нет, каждый камень, мазок на фреске говорит о чем-то, дышит. «Чем больше знаешь, тем глубже чувствуешь», - поговаривает Евгений Викторович. Разве прочувствовали бы мы атмосферу 1362 года, когда было закончено строительство церкви, а в концу XIV века и внутренняя роспись, не зная силы кисты зодчего и особенности передачи голубизны лазуритом? Стены шершавы – чувствуется каждый мазок, как не прикоснуться?

Прониклись, запомнили? Тогда идем закреплять. Церковь Спаса на Ильине улице. Каждая сторона её уникальна, со своими мотивами. Почетный круг и мы входим. Единство стилей как церкви Федора Стратилата, так и Спаса. Коричневатая тональность с прорисовкой человеческих черт, те же движки. Феофан Грек явил всё свое мастерство. Он даже писал по-особому, не сверяясь с набросками, как другие зодчие, а так, словно его рукой правили. Мы прощупываем каждый миллиметр. Со страницей учебника истории за 6 класс подобное не пройдет, а тут пустынник Макарий, обращенный к Богу, на твоих глазах теряет свою телесность, напоминая призрака. Как тонко схвачено состояние его дух Феофаном Греком. Таня (наша художница) силится овладеть каждым движением мысли зодчего и выслеживает перемену оттенков. Учится.

Водитель у выхода и мы прощаемся, до августа. Однако путешествие наше еще не окончено. Всеволод Михайлович подсказывает рулевому повороты, как перед нам предстает Юрьев монастырь, а за его стенами проглядывается Ильмень, но сперва церковь св. Георгия середины XII века, Отечества нашего заступника и покровителя княжеского дома. Фрески того времени не сохранились и мы наблюдаем разительный контраст между эпохой Феофана Грека и недавними зодчими. Что ж, дорога к озеру открыта. С другого берега выглядывает Рюриково городище, а следуя течению реки, перебрасываешь взгляд на Ильмень. На горизонте отмечается каскадность: ощущение, что само озеро гораздо выше берега, но так только кажется. Восторгает и пугает.

Финальной точкой стала церковь Петра и Павла в Кожевниках, возведённая в 1406 году. Она кирпичная с искусным орнаментом. Евгений Викторович и Всеволод заостряют внимание на внешней прорисовке. Внутрь мы не попали – закрыто, но на минуту все умолкли, предвидя великолепное убранство, сокрытое от глаз крепкими стенами.

Гуськом по бревну мы преодолеваем ров с крапивой. Ноги не слушаются. К 22:15 прибываем в Петербург. Пробки. Нас, четырех счастливчиков, берется подвезти до дома Евгений Викторович. Доносящиеся звуки «Пароход плывет по реке Миссисипи» убаюкивают, а наша экскурсия продолжается. Васильевский остров. Теплая беседа прерывается и последнее, что запоминаю, покидая уютный салон машины: «Готовьтесь к экзамену, и не надейтесь, что дедушка будет добрым J».

***

Подниматься по лестнице тяжело. Голова полна знаний. Нужно переварить, но сон берет свое. «Прошла ночь после поездки в Великий Новгород. Говорят, что усталость проходит, а впечатления остаются. Это правда. Если вчера к концу дня от усталости мы еле передвигали ноги, то сегодня утром приходит осознание важности нашего путешествия. Огромный пласт информации обрушился на наши умы. Термины, незнакомые слова, детали, которых сама бы никогда не заметила. 

Перед нами предстала история в действии. Больше всего мне запомнилась экскурсия по новгородскому раскопу, где 26 июня 1951 года Нина Акулова обнаружила первую берестяную грамоту. Когда она принесла сверток руководителю раскопа, он воскликнул: «Я ждал этого 20 лет! Премию ей 100 рублей». Тогда для этой женщины, которая в скором времени ждала появления на свет сына Сережи, эти деньги были спасением. «Наверно сын указывал, где искать»- шутил наш экскурсовод. Спустя годы молодой студент раскопал редкую грамоту и сказал, что «ждал этого всего 20 минут». Как известно новичкам везет. Может быть, и мы скоро раскопаем свой маленький клад на нашей первой археологической практике в Старой Ладоге.

Я надеюсь, что такие «походы» истфака станут  традицией, которые будут поддерживать и другие факультеты. Насколько я знаю, все остались довольны. Спасибо всем экскурсоводам и организаторам этого мероприятия!»

Татьяна Сирота



  Подготовили:

студенты факультета истории

текст: Александр Волков

рисунки: Татьяна Сирота

фотографии:   Всеволод  Рожнятовский