• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современные подходы к изучению истории технологий и инфраструктур

3 июня на факультете истории состоялся семинар, посвященный обсуждению современных подходов к изучению истории технологий и инфраструктур. Семинар был организован в рамках коллективного исследовательского проекта «Исторические проблемы технологической модернизации России», поддержанного Центром фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Руководители проекта д.и.н. Е. В. Анисимов и к.и.н. Ю.А.Лайус, основной фокус направлен на изучение истории разных видов инфраструктур: транспортных, исследовательских, информационных. 
Семинар был проведен на английском языке. В нем приняли участие студенты второго курса, молодые сотрудники и преподаватели факультета, а также приглашенный постдок нашего факультета, приехавшая к нам на один месяц по шведской стипендии программы Visby, исследователь в области технологической истории Анна Оберг (Anna Aberg). В 2013 году она защитила диссертацию в Королевском институте технологий (г. Стокгольм).
В центре обсуждения находились два исследования, посвященных истории инфраструктур. Первое из них, ставшее уже классическим исследование Пола Эдвардса (Paul Edwards) «Infrastructure and Modernity: Force, Time, and Social Organization in the History of Sociotechnical Systems», опубликованное в книге Modernity and Technology (ed. by T. Misa) в 2003 году. Вторым текстом, представленным к обсуждению, была вводная концептуальная глава Europe’s Critical Infrastructures and Its Vulnerabilities – Promises, Problems, Paradoxes (Erik van der Vleuten, Per Hogselius, Anique Hommels, Arne Kaiser) из  недавно опубликованной книги по истории инфраструктур The Making of Europe's Critical Infrastructure: Common Connections and Shared Vulnerabilities (2013). Обсуждение началось с краткого выступления Анны. Будучи одним из соавторов последней книги, Анна Оберг подробнее рассказала об этом проекте и его теоретических основаниях, после чего участники приступили к содержательному обсуждению текстов.
Обсуждение касалось понятий модерности и модернизации (в том числе технологической) и их критики, границ применимости теоретических схем к конкретным исследованиям по экологической и технологической истории и многих других вопросов. В ходе дискуссий участники также познакомили собравшихся со своими собственными исследованиями, рассматривая возможность применения обсуждаемых концепций к своим работам.