• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты

Студенты факультета истории дали интервью о работе над каталогизацией библиотеки Ричарда Стайтса

В 2013/2014 учебном году студенты факультета истории в рамках своей работы в Центре исторических исследований работали над проектом по каталогизации библиотеки американского историка Ричарда Стайтса, переданной в дар факультету. Олег Кудинов, Сергей Михайлов и Полина Слюсарчук согласились рассказать о своих впечатлениях от работы с библиотекой.

- Как вы представляли себе работу с библиотекой до того, как приступили к ней?

- Сергей: Честно говоря, когда мне предложили поработать с библиотекой, я очень удивился, потому что подобная работа у меня всегда ассоциировалась с пыльными полками огромных архивов, кипами скучнейших документов и еле-еле передвигающимися архивариусами где-то на «минус 50-м» этаже какой-нибудь крупной библиотеки. Но я решил попробовать, потому что некий интерес все же присутствовал – не каждый день твой факультет получает в качестве наследства огромную библиотеку крупного американского историка, с этим нам крупно повезло.
- Олег: Сначала я, конечно, думал, что в этом будет мало интересного, в конце концов, кому понравится просто перекладывать книги с места на место,а когда нам сказали, что книг в этой библиотеке полторы тысячи, то желание работать пропало совсем. Так что в начале мне было не интересно этим заниматься.

- Только в начале? Значит, твое отношение к этому делу поменялось?

- Олег: Да, причем в первый же день работы. Из одной книги случайно выпало чье-то письмо, моё отношение к работе поменялось кардинально. Я признаюсь, что не удержался, и конечно прочитал это письмо. Это было письмо Ричарда Стайтса своему другу, он расспрашивал его о здоровье, работе и семье. Вот после этого я понял, что среди всех этих книг может быть еще много таких, за обложками которых могут скрываться письма или рисунки, то, что может, возможно, открыть личность Ричарда Стайтса с новой стороны.

- С какой, например?

- Олег: Ну, допустим, со стороны его интересов. Нам сказали, что Ричард Стайтс специализировался на гендерной истории, и его интересовала история России, но я не знал, что помимо этого его интересовали автомобили 30-х, и он очень хотел купить один из них.

- Полина: Сейчас у нас, студентов появилась  возможность узнать его. Это очень интересно для меня, хотя, конечно, это знание будет очень односторонним, потому что наследие и память статичны по своей природе, а человек за свою жизнь развивается и не раз меняется. Это знание скорее будет нашим индивидуальным субъективным представлением: получив некую схему, модель, заложенную в библиотеке, мы уже достраиваем и создаем полноценный для нас образ ее владельца. С одной стороны, это может казаться бессмысленным, потому что не соответствует действительности. С другой стороны, это то, что можно назвать жизнью человека после смерти: итог, результат человеческих действий продолжает существовать и действовать, влиять на умы и приносить пользу. 

- А еще какие-нибудь интересные находки были?
- Олег: После того письма, мне попадались в руки фотографии и клочки бумаги, на которых Стайтс записывал пришедшие ему в голову мысли, ну и заметки на полях иногда тоже было интересно читать. Еще была пара книг с рисунками Ричарда Стайтса, они показались нам всем довольно забавными. Но вообще именно это, мне кажется, и есть самое ценное при работе с личными библиотеками, ведь уже после пары таких находок ты берёшь в руки книгу, надеясь найти там что-то подобное, какую-то вещь из прошлого, а это всегда очень вдохновляет.

- Сергей: Да, я тоже был уверен, что работа будет откровенно скучной, и вот эти письма или рисунки, внезапно выпадающие из книг пробудили к ней интерес. Я испытывал совершенно непередаваемое чувство, было очень интересно, у библиотеки будто бы появлялось лицо, это было здорово, так внезапно столкнуться с живыми свидетельствами прошлого. Но чтобы по-настоящему прочувствовать это, надо самому попробовать.

- Полина: Еще он делал записи на полях, однако они есть не везде: какие-то книги были прочитаны им полностью и очень внимательно, а в каких-то он обращал внимание только на интересующие его главы. Есть даже книги с дарственными надписями, которые, однако, никто ни разу не открывал. Старые потрепанные издания, например только четвертый том истории Франции, могли быть куплены именно из-за возраста, а советская «Библия в картинках и играх» с заданием разукрасить распятого Христа — потому что это смешно и странно. Мне кажется, библиотека Ричарда Стайтса - это в какой-то степени результат жизненного пути этого ученого. И в ней его жизнь приобрела четкие рамки, появился какой-то ее образ. Это крайне интересный конструкт: она  не создавалась хозяином напрямую. Эти книги были написаны не им самим, а другими авторами, которые вложили в них свой личный опыт и идеи, но библиотека - это компиляция таких разрозненных книг, которая является продуктом творчества своего хозяина.

 Что еще, кроме писем и заметок автора, запомнилось в этой работе?

- Сергей: Ну было интересно, но иногда и сложно, определять точную тематику книги, потому что многие из них, с точки зрения исторического сюжета, можно было трактовать по-разному. Ну и, чего греха таить, эта работа способствовала поднятию самооценки. Перебирая раз за разом очередную коробку с книгами, порой не задумываешься о конечном результате, он как-то выпадает из сознания, и когда работа закончена, чувства смешанные. Все то время, которое ты на это потратил (иногда – если плохое настроение – казалось, что все впустую) чудесным образом превратилось в один большой результат – более 1500 книг упорядочены и систематизированы, «готовы к использованию» не только для профессоров, но и для студентов. А когда результат виден наглядно, то и воспринимается он совсем по-другому. Даже не сразу осознаешь, что это все сделано твоими руками и будет функционировать еще очень долго, поэтому для меня это уникальные впечатления и опыт.

Беседовала Александра Егоренко.