• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Все, что вы хотели знать о факультете истории, но стеснялись спросить

Интервью с деканом факультета истории Александром Семеновым и заместителем декана по учебно-методической работе Владимиром Успенским

Образовательные программы кампуса ориентированы, прежде всего, на воспитание компетенций, которые позволили бы выпускникам быть востребованными на рынке труда вне зависимости от выбранной карьерной траектории, будь то наука, медиа, государственная служба или бизнес. Декан факультета истории Александр Семенов и заместитель декана Владимир Успенский рассказывают о том, как готовят профессионалов в их подразделении.
- Факультет истории очень динамично развивается, как вы оцениваете эти достижения?
- Александр Семенов: Факультет открылся в 2012 году, и мы провели два набора в бакалавриат с довольно хорошими баллами ЕГЭ. Мы открыли академическую аспирантуру, единственную за пределами московского кампуса и успешно провели в нее набор, был большой конкурс. Сейчас у нас обучается три аспиранта. Главной особенностью академической аспирантуры является высокая стипендия, аспирант получает ежемесячно 30 тысяч рублей, и это позволяет ему сосредоточиться на научной работе, достигать результатов, которые будут признаны мировым научным сообществом. Мы помогаем в этом нашим аспирантам, проводим международные научные семинары и мастер классы ведущих мировых ученых. Кроме этого у нас в 2015 году планируется открытие англоязычной международной магистратуры, посвященной различным аспектам изучения исторического наследия. Студенты будут изучать, как функционирует историческая память, как работают музеи, какое наследие инфраструктуры и экологических проблем оставляет прошлое современности.
Изначально, открывая факультет, мы ставили себе задачу активно включаться в глобальные научные и образовательные процессы. Общей концептуальной рамкой исторического образования на нашем факультете является глобальная, сравнительная и транснациональная история. В современном мире  востребованным является историческое знание, которое подчеркивает различие исторических регионов, культур и взаимосвязи между различными историческими регионами в рамках универсальных процессов, а также в результате взаимовлияния и исторических трансферов.

В реализации этих задач мы достигли значительных успехов. Проект по сравнительному историческому изучению империи и национализма факультета истории стал победителем конкурса проектов ВШЭ с участием ведущих международных ученых. Мы подписываем контракт с Рональдом Сюни, профессором истории Мичиганского университета США. Рональд Сюни уже выступал в петербургском кампусе ВШЭ, в апреле он прочел публичную лекцию, посвященную наследию империи в российской истории. Профессор Сюни войдет в консультативные советы наших образовательных программ и будет помогать приближать качество наших программ высоким стандартам мирового исторического образования. Рональд Сюни планирует работать с аспирантами, магистрами и бакалаврами нашего факультета над их исследовательскими проектами. На протяжении трех лет наши бакалавры могут слушать лекции и участвовать в исследовательских семинарах с этим ведущим международным ученым.

Со следующего года  в составе преподавателей и сотрудников факультета истории появятся специалисты, нанятые на международном конкурсе. Натан Маркус, выпускник Нью-Йоркского университета, специалист по европейской сравнительной экономической истории будет читать курсы по экономической истории для наших бакалавров. Еще два научных сотрудника, Антон Котенко и Гейл Лонерган приглашены работать в рамках международного научного проекта по сравнительному историческому изучению империи и национализма.  Они тоже будут читать курсы и вести семинары для наших студентов. В результате всех этих шагов наш факультет приобретает потенциал, который позволяет давать студентам фундаментальную подготовку в области истории и смежных социальных и гуманитарных наук. Мы даем нашим студентам возможность познакомиться с разнообразием точек зрения на современный мир и мировую историю. Я думаю, что это востребовано у молодого поколения, хотя сейчас Россия движется по пути самоизоляции, особенно,  в политике, но российское общество в этой изоляции жить не сможет. Мы ждем ребят, готовых не просто заучивать факты, теории, а тех, кто стремится проводить исследования, задавать вопросы к историческому источнику, размышлять над проблемами мировой и российской истории. Мы ждем будущих исследователей. И у нас есть все возможности включить их в наши исследовательские проекты.

- Сейчас много говорится о том, что нужно не историка или социолога готовить, а взращивать компетенции, которые помогут молодому человеку реализовать свои амбиции вне зависимости от выбранной карьеры. Какие компетенции может дать факультет истории.

- Многие из наших студентов ориентированы на научную карьеру и это логично в Национальном исследовательском университете.  Однако базовое историческое образование формирует общие аналитические навыки и горизонт понимания мира, которые могут быть востребованы в магистратурах иных специальностей и на рынке труда.
На первом курсе мы большое внимание уделяем работе с разного рода текстами, умению понимать текст, формулировать вопрос, излагать аргументы и свою точку зрения. Наши студенты пишут тексты разного жанра и уровня, формируют навыки неформального структурирования текста, высказывания мысли. Исторический материал наиболее к этому приспособлен, и мы развиваем эти навыки, которые пригодятся нашим студентам, даже если они не пойдут в науку. Дело в том, что они получают богатый практический опыт, учатся рядом с исследователями, то есть находятся в успешной научной среде. Мы даем представление о том, как культура, политика и экономика взаимосвязаны между собой, что невозможно их развести по разные стороны. Это суть исторического метода. То, как из общества растет структура экономического поведения, как политика влияет на культуру – это важное умение, которое мы формируем.
История строится на изучении классического источниковедения: кто, когда, что – процесс верификации источника информации, о чем нам может сказать этот источник, как он нам это говорит. Это востребовано в современном обществе. У нас сейчас дети открывают интернет и верят всему, что написано. Да и взрослые поступают точно также. У нас люди дезориентированы в информации, а история работает с разными типами источников: картами, визуальными источниками, текстовыми, актовыми источниками, - и формирует навыки критического отношения к документу, к слову, к высказыванию.

Владимир Успенский: - Мы видим своих выпускников специалистами, в том числе, и по применению истории в сфере медиа, в сфере коммуникаций. Один из таких проектов, который готовится сейчас на факультете истории, это интерактивная карта Васильевского острова, в которой будут заложены исторические справки и материалы о том, что окружает реставрируемый кампус Вышки на Васильевском острове. Это продукт информационных технологий с применением геоинформационных систем, и этот проект будет делаться исключительно силами наших бакалавров. У нас на факультете разрабатывается направление работы в сфере информационных технологий, которое будет связано с освоением историками не только навыков работы с контентом, но и с технологиями ГИС – геоинформационными системами – и другими формами новых медиа. Эти дисциплины будут вести два преподавателя: Иван Саблин и я. Мы постараемся подготовить наших студентов к жизни в мире современных IT. Не нужно думать, что историки – это луддиты, мы интегрируем современные информационные технологии в исторические исследования.

В этом году у нас на факультете открывается мемориальная библиотека имени Ричарда Стайтса. И наши студенты принимают участие в электронной систематизации библиотеки. Ричард Стайтс был выдающимся американским исследователем истории культуры Нового времени; как европейской, так и российской. Мы готовим открытие библиотеки, в которой собрана уникальная коллекция книг, и наши студенты получили возможность с ней работать. Они разбирали эту коллекцию, в том числе и архивные материалы, за это время ребята приобретали навыки работы с информационными технологиями по каталогизации, учету и описанию научного фонда, насчитывающего порядка двух тысяч томов.
Если говорить об информационных технологиях, то здесь студенты освоили совершенно новые для себя компетенции по систематизации библиотеки, а это не такое простое дело как кажется. Систематизация проходила через специализированную систему, и ребята осваивали такие навыки, которые очень полезны, но не входят в учебные планы исторических факультетов Питера.


- Чем, кроме учебы, занимаются ваши студенты-историки? Какие поездки, стажировки у них бывают?
Александр Семенов:
Наши студенты активно работают в научно-исследовательских группах, в частности, под руководством Жанны Корминой; а также в Центре исторических исследований, которые реализуются на базе факультета истории, в том числе в проектах по современной истории Юлии Лайус и изучению политического пространства Адриана Селина и Вашего покорного слуги. Мы видим, как у них вызревают научные доклады по разным темам, которые уже не стыдно представить на студенческих конференциях российских вузов.
 Ксения Литвиненко, студентка второго курса разработала уникальную экскурсию по ленинградскому конструктивизму и авангарду в районе Нарвской заставы и Кировского завода. Она проводила экскурсии на русском и английском языках, и все пришедшие были приятно удивлены, им было интересно узнать что-то новое о том месте, где они находятся.
В прошлом году студенты при поддержке преподавателей факультета истории организовали научно-учебную экспедицию в Великий Новгород для освоения исторического материала на площадке этого уникального исторического архитектурного и культурного памятника. Наша студентка Татьяна Сирота сделала там удивительные зарисовки. Такие поездки дают отличные возможности для изучения истории. В этом году студенты готовятся к научно-учебной поездке в Выборг под руководством Адриана Селина или Александра Семенова, где познакомятся со средневековым наследием русско-шведского пограничья, и с новой политической историей города Выборга, его важной ролью в развитии политического самосознания поздней царской России.