• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реклю и Россия: анархизм, мировая история и географический детерминизм

25 сентября 2014 года состоялось очередное заседание традиционного семинара Департамента истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге «Границы истории». С докладом на тему «Реклю и Россия: анархизм, мировая история и географический детерминизм» выступила Паскаль Зигрист, научный сотрудник университета Констанца, магистр философии Кембриджского университета.

Проект Паскаль Зигрист связан с геополитикой конца 19 века. Одним из ярчайших ее представителей является Элизе Реклю, в течение своей жизни бывший одним из наиболее широко известных географов во Франции. Его географические взгляды были во многом обусловлены политическими. Он был анархистом и состоял в Парижской коммуне. По словам докладчицы, предыдущие исследования на эту тему учитывали лишь Французский контекст, она же хочет обратить внимание на не менее сильное влияние Российской мысли на Реклю.

Реклю был хорошо знаком с дебатами в Российской научной среде, так как сотрудничал со многими выходцами из Российской империи, а также c иностранцами, которые долгое время там работали и проживали. Последние работы по этой теме подтвердили, что существовала целая сеть исследователей, работавших вместе. Для нее характерно три свойства: 1) в нее были включены члены семьи Реклю; 2) почти все участники были сторонниками радикальной политической мысли; 3) в действительности эта сеть функционировала не только как научное, но и как политическое сообщество. Важными героями этой истории являются секретарь и картограф Реклю.

Секретарем был русский географ Лев Ильич Мечников, старший брат нобелевского лауреата Ильи Ильича Мечникова. Для исследовательницы, в первую очередь, был интересен его труд «La civilisation et les grands fleuves historiques”, в котором содержится геоисторическая теория формирования цивилизаций.  К тому же, Лев Ильич разделял радикальные взгляды Реклю. В России он сотрудничал с «Колоколом» Герцена и «Современником» Чернышевского, а также был близким другом Бакунина. Картограф  Реклю был из Швейцарии, но 5 лет провел в России, приобретя большинство картографических навыков во время своей учебы там. С ними сотрудничал и брат Реклю, Эли, который пытался комбинировать этнографические описания с географическими и работал в качестве корреспондента в журнале «Русское слово и дело» более 15 лет.

Реклю отмечал, что сильное влияние на его работу оказал один из наиболее известных мыслителей Российской империи XIX века Михаил Драгоманов. У них были довольно схожие представления о космополитизме и федерализме. Самым же именитым участником окружения Реклю был Петр Алексеевич Кропоткин, знакомый большинству своими анархистскими взглядами и работами на политические темы. Реклю же считал его серьезным ученым и даже приехал к нему, и три года они жили рядом, и, несомненно, оказали влияние друг на друга.

Одним из наиболее значимых моментов для развития этих идей докладчица считает исключение бакунистов из интернационала, которое привело к самоопределению анархизма как отдельного направления социализма. По ее мнению, именно это серьезно повлияло на формирование их собственной идентичности и формулирование собственной теории в противовес марксистской. Важным для ее работы является, что ученые, которых она исследует, заимствовали у М.А. Бакунина приверженность позитивистскому и материалистическому мировоззрению. Для М.А. Бакунина материализм был лишь противопоставлением идеализма, анархизм, таким образом, становился не чем-то метафизическим, а научным, неабстрактным, связанным с реальным миром. Реклю, так же как и Кропоткин, разделял взгляды Бакунина. Все они были убеждены, что законы природы и моральные законы в сущности являются одним и тем же, и для того, чтобы изучать моральные законы, следует использовать методы, заимствованные из естественных наук. Также важно, что Реклю придерживался точки зрения, согласно которой особенности государственного строя определяются условиями окружающей среды. Например, Греция - маленький остров, поэтому она смогла стать настоящим домом свободы и демократии, а степи Азии, им

Реклю использовал исторический анализ настоящего и много внимания уделял возможным будущим событиям. Так, он предсказывал огромные трансформации России. Использовал пример железной дороги как метафору всего развития России, Реклю полагал, что она вступит в современную индустриальную эру до того, как пройдет предыдущую ступень, и это важно для всей ее текущей эволюции. Использование географического и природного позволило пропустить исторические стадии, таким образом, географический взгляд – один из методов трансгрессии марксистского исторического детерминизма. Но еще более интересным является тот факт, что Реклю и его коллеги пытались соотнести свою точку зрения с естественно научной, поэтому они пытались включить социальные законы в законы природы. И это работало совсем как с теорией эволюции. В этом Реклю некоторые могут считать очень оригинальным читателем Дарвина, но, по словам докладчицы, стоит только сравнить это с восприятием идей Дарвина в России, это покажется уже не столь аутентичным.ея абсолютно другие природные характеристики, стали удобным местом для восточного деспотизма. К тому же, докладчица отметила, что Реклю всегда рассматривал географические события в контексте исторических.

В заключении своего доклада Паскаль Зигрист поделилась своими дальнейшими планами, а именно сказала, что на данном этапе считает нужным исследовать более конкретные кейсы, связанные с Реклю.

После развернулось широкое обсуждение, в ходе которого Сергей Глебов, преподаватель Амхерст и Смит Колледжей, приехавший в Петербургский кампус ВШЭ на семестр, поднял вопрос о важности противоречий о роли пространства между  группой сподвижников Реклю и марксистами. По словам докладчицы, в этом контексте важно не противопоставление анархистов из России марксистам Западной Европы, а то, что контекст противопоставления марксизму необходим  для понимания анархизма. И особенно важно, что поворот к пространственному измерению, которое было очень близко Реклю, пришел именно из России, ученые которой в то время были очень открыты различным политическим течениям.

Декан факультета истории Александр Михайлович Семенов отметил, что центральными вопросами в этом контексте остаются пространство и время, а не география и история, и поинтересовался, как понималась концепция пространства у Маркса анархистами. Паскаль Зигрист рассказала, что анархисты обладали весьма примитивными знаниями о марксизме, поэтому вели лишь будничные беседы на эту тему, не углубляясь. Так же в ходе обсуждения подчеркнули, что тогда границы между предметами, изучением которых занимались исследуемые Паскаль Зигрист люди, были не столь строгими как сейчас, поэтому они, например, никогда не выделяли социологию как что-то автономное, говоря о ней лишь в контексте социальной географии. 

Отчет подготовила Валентина Смирнова