Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
190068 Санкт-Петербург
Набережная канала Грибоедова, 123 лит А, кабинет 123
Тел. +7 812 644-59-11 *61417
Руководитель департамента
Департамент был основан как факультет истории в 2012 году. Основная цель департамента — систематическое развитие глобальной, сравнительной и транснациональной истории как общей рамки исторического знания и инструмента преодоления ограничений, создаваемых канонами национальной истории. Миссия департамента — развитие нового типа исторического образования в России и новых исследовательских областей российской историографии в диалоге с современной мировой историографией.
В данном разделе Вы найдете онлайн лекции от наших преподавателей!
В этом году Центр исторических исследований при Факультете истории НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург начинает работать в полную силу, привлекая российских и зарубежных ученых – как профессионалов, так и начинающих историков для участия в различных программах.
Вот уже месяц в Центре Исторических исследований при факультете истории проходит стажировку аспирант университета Мичигана Кимберли Пауэрс. В университете Мичигана Кимберли занималась на семинаре Александра Семёнова.
В Центре исторических исследований Кимберли участвует в реализации проекта Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ «От империи к мультикультурализму и многополярности: исторические и современные стратегии политического ответа на вызовы культурного разнообразия»
В Петербурге Кимберли работает с документами в Российском Государственном Историческом Архиве, где изучает административные и семейные отношения, а также делопроизводство Букеевского ханства (т. н. Внутренней орды) XIX в.
Кимберли приходится часто путешествовать по просторам бывшей Российской империи: интересные ей архивы находятся в Алма-Ате, Оренбурге, Астрахани, Уфе и Санкт-Петербурге.
На вопрос о том, чем обусловлен столь необычный выбор региона, молодая исследовательница ответила, что еще будучи студенткой она всерьез увлеклась русским искусством, а впоследствии и историей России и Центральной Азии. Следуя за своими научными интересами, Кимберли провела один год в Кыргызстане, изучая современный свадебный обряд (на кыргызском он называется «кыз алуу кучук», что дословно означает «взять девушку, чтобы жениться»). Для того, чтобы понять, как и когда появилась данная традиция, Кимберли должна была обратиться к источникам. Так она начала работать с архивными данными в Кыргызстане. В архиве Казахстана также имелось много источников, относящихся к теме (в свободном доступе нашлось около 10 тысяч документов)! Оказалось, что у казахов, как и у киргизов, также существовала эта необычная традиция.
«Мне стало интересно, как семейные отношения в целом изменились во время колонизации, так как, на мой взгляд, появление таких обрядов (или их частные случаи) отражают некие политические изменения в регионе», - комментирует развитие своих исследований Кимберли.
На вопрос о том, к какому времени относятся первые письменные документы эпохи Российской империи о жизни людей в Казахских степях, Кимберли отвечает, что начало архивам было положено в 50-х годах XIX в., поскольку именно к этому времени было налажено регулярное делопроизводство. Интересно, что основные источники, которыми она пользуется для изучения социальной и семейной жизни обитателей казахских степей – это жалобы и прошения. Возникновение таких письменных документов связано с оформлением на этой территории государственного аппарата. С 1801 по 1845 г. все еще существовал и Младший, Средний и Старший жузы, управление этой территорией, лишь формально входившей в состав Российской империи, осуществлялось через Министерство иностранных дел. Постепенно происходила централизация, казахи и киргизы все чаще стали обращаться органам власти Империи. То, что изучает Кимберли – это момент перехода, когда началась масштабная российская колонизация и жители этого региона должны были построить новую систему взаимоотношений с властью. Этот процесс означал коренное изменение системы управления. В первой четверти XIX в. ханская власть была ликвидирована, вместо нее были созданы восемь окружных приказов, во главе которых стояли председатели. Люди учились писать жалобы и прошения, которые нужно было хранить и обрабатывать – так и появились первые архивы.
Кимберли замечает, что если раньше она уделяла большое внимание традициям и обрядам, но сейчас сосредоточена на вовлеченности людей в функционирование бюрократической машины, которая начала работать после отмирания институтов Ханства. Какие люди участвовали в ее работе, и какие результаты им эта работа принесла? Теперь ей интересна не сама жизнь людей и их традиции, а то, как о них можно узнать через архивные ресурсы, и какие силы были привлечены для создания этих документов.
С установлением новой системы люди получили возможность рассказать о своих трудностях. К сожалению, конечный результат не всегда фиксировался на бумаге, и мы не можем точно сказать, решались ли указанные проблемы в реальности.
Отвечая на вопрос о том, почему в наше время интерес к изучению казахского региона возрастает, Кимберли замечает, что исследования зачастую обусловлены политическими причинами. Бытует мнение, что российская колонизация помешала развитию Казахстана на его естественном пути.. История Казахстана всегда была политизирована, в силу своего географического положения и богатых природных ресурсов, именно поэтому даже сейчас там сталкиваются интересы США, России, Китая и даже Великобритании!
Мы также поговорили с Кимберли о методе включенного наблюдения, о том, важно ли глубоко погружаться в культуру изучаемого региона и участвовать в его жизни
«Да, конечно, важно, - считает Кимберли, - но для меня лично это было очень тяжело по причине сильной культурной дифференциации. Американцы в целом очень быстрая и суетливая нация, и для меня было трудно попасть в абсолютно другое временно пространство! Когда я была в Казахстане, я жила в семье, где соблюдались все местные обычаи. Хотя мне они были очень интересны, я не решилась принять в них участие, особенно в казахских продолжительных застольях. Наверное по причине этой трудности я все таки стала историком, а не антропологом! Но все же, история Казахстана теперь часть меня, и, пожалуй, я не могу представить свою жизнь без нее».
Самым сложным этапом своего исследования Кимберли считает систематизацию информации, полученной из источников. Она признается, что у нее часто случаются затруднения с переводом документов. Проанализировав около 30 источников за один день и отобрав только лишь 5 из них, исследователь чувствует, что теряет детали.
«Мне кажется, что главная проблема современной истории – это то, что она стала более специализированной, - комментирует современную ситуацию Кимберли,- если раньше исторические книги являлись настоящим историческим достоянием и писались для общества, то теперь историки пишут для историков. Из-за этого мы больше не имеем соприкосновения с обычными людьми».
Лилия Болячевец
Ксения Литвиненко
На фото: мечеть в столице Букеевской орды.