Доклад Дмитрия Добровольского
7 ноября 2024 г. состоялось очередное заседание Летописного семинара НИУ ВШЭ. С докладом на тему «Учение о казнях божиих в ростово-суздальском летописании XIII в.» выступил канд. ист. наук, доцент Школы исторических наук Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Д.А. Добровольский.
Предметом доклада послужили представления летописцев об историческом процессе. Если современный взгляд на историю допускает значительный элемент случайности, то для средневекового религиозного сознания все происходящие события, даже очевидно неподвластные человеческой воле, являлись семантически нагруженными. Будучи убеждены (по выражению одного из летописцев), что «Богъ кажетъ рабы своя напастми ратными, да явятся, яко злато искушено в горну», книжники толковали стихийные бедствия, пожары, болезни и вторжения иноплеменников как своего рода реплики в постоянном диалоге человечества со Всевышним, служащие цели исправления грешных. Яркие примеры такой трактовки происходящего обнаруживаются в Начальной летописи (статьи 6576 (1068), 6601 (1093), 6604 (1096) гг.), однако данный комплекс идей не утратил актуальности и в дальнейшем. Более того, в середине XIII в. летописцы Ростово-Суздальской земли пополнили учение о казнях божиих новыми мотивами, которые представлены в некрологах княгини Марии Шварновны и князя Юрия Всеволодича (читаются в Лаврентьевской летописи под 6714 (1205) и 6747 (1239) гг. соответственно). Точный источник появившихся в данной связи характерных формулировок установлению не поддается, однако нельзя исключать, что летописцы ориентировались на повесть об убиении Андрея Боголюбского (а та, в свою очередь, на риторические традиции святоотеческой литературы, в частности, на стилистику сочинений Иоанна Златоуста). Данный вывод заставляет нас глубже задуматься о специфике «интеллектуальной атмосферы» северо-восточной Руси в последние десятилетия перед ордынским нашествием и сразу после него.
В ходе дискуссии был выдвинут ряд дополнительных предположений о возможных источниках некрологов Марии Шварновны и Юрия Всеволодича, обсуждалась значимость этих фигур для книжников северо-восточной Руси середины XIII в., а также поставлен ряд вопросов о проблемах интерпретации летописных рассуждений о «казнях Божиих».