• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Игоря Тюменцева

29 февраля 2024 г. в Департаменте истории Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ состоялось заседание Летописного семинара НИУ ВШЭ. С докладом на тему «„Сказание об осаде Троице Сергиева монастыря” Авраамия Палицына: источниковедческий анализ» выступил д-р ист. наук, главный научный сотрудник Южного научного центра РАН, профессор Волгоградского государственного университета Игорь Олегович Тюменцев

«История в память предыдущим родам…» келаря Авраамия Палицына, согласно гипотезе историков, была составлена из его ранних «Сказаний». Ядром «Истории» является «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря» Анализ четырех отдельных списков этого произведения содержит отсылки к другим «Сказаниям» «Истории», поэтому эти списки — извлечения, а не протограф «Истории».

«Сказание об осаде», по мнению исследователей, написано келарем на основе летописца времени осады, который он якобы дополнил воспоминаниями очевидцев, украсил цитатами из книг Св.Писания и многочисленными видениями. Проведенное нами исследование обнаружило, что поденное описание осады Троицкой крепости сохранилось в дневнике полковника Яна Сапеги и в «Выписи вылазкам» троицких воевод за первые полгода осады. Сопоставление данных этих источников, вышедших из противоборствующих лагерей, обнаружило полное совпадение хронологии событий, тогда как в «Сказании» Авраамия Палицына практически отсутствуют точные даты и достаточно много хронологических сбоев.

Анализ литературных источников обнаружил широкие заимствования А. Палицыным текстов из «Сказания о прихождении С. Батория на град Псков», «Повести о взятия Царьграда Турками» Нестора Искандера и «Казанского сказания». Выяснилось, что оригинальный текст восходит к воспоминаниям участников событий. В основном к тушинцам, о чем свидетельствуют даты григорианского календаря, которым пользовались в лагере Я. Сапеги. Иначе быть не могло, так как осаду пережило всего 6 монахов с архимандритом во главе.

Заимствования из «Сказания о прихождении С. Батория на град Псков» начинаются с 9 главы и полностью совпадают с началом этого литературного источника келаря. Заимствования из «Повести о взятия Царьграда Турками» начинаются с 7 главы. В тексте памятника прослеживается сбой в ссылках на предшествующие и последующие главы. Это наблюдение свидетельствует, что на первом этапе (до свержения царя В. Шуйского) литературным образцом для автора являлось «Сказание о прихождении С. Батория на град Псков», на втором этапе, видимо, после избрания Михаила Романова на царство, литературным образцом являлось «Повести о взятия Царьград Турками» Нестора Искандера, затем эта работа, по всей видимости, переросла в работу над «Историей» — третий этап.

Таким образом, «Историю» Авраамия Палицына нельзя использовать как основной источник по обороне Троице-Сергиева монастыря. Приводимые келарем сведения могут использоваться как дополнительные после тщательной проверки.