• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Александра Боброва

10 ноября 2023 г. состоялось заседание Летописного семинара НИУ ВШЭ. С докладом на тему «Еще раз о Бальзеровском списке Софийской I летописи» выступил д-р филол. наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН Александр Григорьевич Бобров.

Объектом изучения докладчика стал один из наиболее ранних списков Софийской I летописи младшего извода, названный Бальзеровским по имени прежнего владельца, некоего господина Бальзера. Этот список рассматривался в работах А.А. Шахматова, М.Д. Приселкова, Д.С. Лихачева, А.Н. Насонова, Я.С. Лурье, Б.М. Клосса, В.А. Кучкина, М.А. Шибаева и других авторов. Исследователями было установлено, что Бальзеровский список датируется началом 1470-х гг. и содержит под завершающим летопись 1471 годом самый ранний текст полемического антиновгородского сочинения «Словеса избранна».

Содержание летописных известий Бальзеровского списка за XV в. указывает на их однородность с текстом «Словес избранных» (сквозной мотив гнева Господа Саваофа, подчеркивание роли великих княгинь, в первую очередь матери Ивана III Марии Ярославны, и др.). Особенности текста Бальзеровского списка позволяют высказать предположение о его авторстве. Биография великокняжеского дьяка Стефана Никифоровича Бородатого (после смерти Василия Темного в 1462 г. перешедшего на службу к его вдове, а в 1471 г. призванного Иваном III к участию в походе на Новгород) находит точное соответствие в лакуне между событиями этих лет в Бальзеровском списке. Данная лакуна в повествовании свидетельствует о том, что летопись не заполнялась на систематической основе почти десять лет, в соответствии с известной нам биографией дьяка Стефана Бородатого, перешедшего после смерти Василия Темного и до похода на Новгород от великокняжеского двора ко двору Марии Ярославны.

Специализация дьяка Стефана Бородатого на «старых изменах» Великого Новгорода перед Москвой, прямо отмеченная великокняжеским летописцем 1470-х гг., находит соответствие в многократном упоминании «Словесами избранными» новгородских измен, в том числе трижды — прежних, давно бывших, а также в известной «промосковской» правке («за новгородскую измену») в Синодальном списке Новгородской первой летописи старшего извода. Вымышленные «измены» новгородцев должны рассматриваться в одном ряду с появляющимся впервые в «Словесах избранных» образом «злохитривой жоны» Марфы Борецкой, якобы планирующей выйти замуж за литовского пана, чтобы с ним править Новгородом, с обвинением новгородцев в намерении перейти в латинскую веру, а также с литературным мотивом найденной на поле боя грамоты.

Бальзеровский список Софийской I летописи младшего извода, судя по наличию ошибочных чтений, является не оригиналом, а копией рукописи Стефана Бородатого, близкой к ней по времени написания (начало 1470-х гг.). В своей заключительной части рукопись содержит один из наиболее ранних литературных памятников, отразивших новое явление — использование в полемических целях явного и сознательного вымысла.