Доклад Дмитрия Добровольского
9 февраля 2023 г. состоялось очередное заседание Летописного семинара. С докладом на тему «Польские сюжеты Начальной летописи: текстологическое исследование» выступил доцент Школы исторических наук Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, канд. ист. наук Дмитрий Анатольевич Добровольский.
В центре внимания докладчика оказалось летописное известие 6538 (1030) г. о смерти короля Польши Болеслава Храброго и последовавшем за ней «мятеже в Лясех». В литературе (в частности, в статье В.Д. Королюка) уже было отмечено, что данное сообщение появилось существенно позже описываемых в нем событий. В этом убеждает как обобщенный характер сведений летописца, объединившего в одной записи происшествия едва ли не целого десятилетия, так и стилистические особенности обсуждаемой записи. Она содержит сразу несколько конструкций, не типичных для основной части летописного рассказа о событиях середины 20-х — середины 30-х гг. XI в. Вероятнее всего, известие о польском политическом кризисе 1030-х гг. было внесено в летопись на этапе составления Начального свода, т.е. в последние десятилетия XI в.
В свою очередь, если запись о восстании в Польше 1030-х гг. появилась лишь в 1090-е гг., то возникает вопрос об источниках осведомленности летописца. А.А. Шахматов полагал, что составитель статьи 6538 г. опирался на печерскую агиографическую традицию (Житие Антония или Слово о Моисее Угрине). В.Д. Королюк связывал знание о польских делах с гипотетической «светской повестью» о сестре Ярослава, Предславе. Но наиболее перспективной представляется гипотеза, согласно которой составитель Начального свода узнал о событиях в Польше от княгини Гертруды, жены киевского князя Изяслава Ярославича (1054–1073, 1076–1078). Гертруда приходилась дочерью Мешко II Ламберту (1025–1034), на правление которого выпала наиболее активная фаза мятежа, и сестрой — Казимиру Восстановителю (1034–1058, с перерывами), который возродил польское государство после кризиса.
Составитель Начального свода очень хорошо относился к Изяславу, Гертруде и их сыну Ярополку и проявил немалую осведомленность в деталях биографии княжеского семейства; некоторые эпизоды (обман Изяслава Болеславом Смелым в 1073 г.) изложены едва ли не «с голоса» самого князя. Более того, в Житии Феодосия Печерского упоминается, что княгиня как минимум однажды излагала киевлянам свои взгляды на «зло», постигшее Польшу в 1020–1030-е гг. Не исключено поэтому, что именно рассказы княгини и послужили основой для летописной записи о мятеже, читающейся в составе статьи 6538 г.
В ходе дискуссии было указано на важность углубленного анализа лингвистических особенностей обсуждаемого известия, на необходимость комплексного анализа всех летописных известий о событиях в Польше (включая и те, что относятся ко времени союза Ярослава с Казимиром), а также на созвучие обсуждаемого фрагмента с летописным рассказом о событиях 1070-х гг.