• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар - 3

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 2-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар 3 курса имеет своей целью обеспечить подготовку студентов к написанию курсовой работы. В рамках семинара студенты обучаются правильному составлению плана работы, определению ее актуальности и новизны, а также основным этапам написания работы. Результатом обучения является проект курсовой работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Совершенствование навыков научного анализа исторических источников
  • Совершенствование навыков историографического анализа
  • Совершенствование навыков постановки исследовательского вопроса и определения научной проблемы
  • Развитие навыков выстраивания продуктивных исследовательских коммуникаций и презентации исследования в целом
  • Развитие навыков актуализации исторического исследования в рамках своего исследовательского проекта
  • Совершенствование навыков академического письма
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент умеет использовать электронные ресурсы библиотеки НИУ-ВШЭ и открытые ресурсы интернета на русском и английском языках для написанию курсовой работы
  • Студент планирует по времени основные этапы предстоящего исследования, владеет приемами научного цитирования, осознает ответственность за нарушение этики исследования
  • Студент выявляет, изучает, анализирует историографию по теме исследования, устанавливает связи исследований между собой, выделяет общие положения и дискуссионные вопросы, выявляет динамику изменений позиций в историографии и связывает обнаруженные изменения с историческим и историографическим контекстом.
  • Студент формулирует исследовательский вопрос собственного исследования на основе анализа историографии
  • Студент формулирует тему своего самостоятельного исследования, его цели и задачи, обосновывает научную актуальность исследования и вписывает его в широкий историографический контекст
  • Студент соотносит исследовательский вопрос с доступными источниками и методологией их анализа, владеет различными методами работы с используемыми источниками, видит достоинства и недостатки этих методов
  • Студент самостоятельно пишет сравнительно объемный, соответствующий требованиям образовательной программы академический текст по исторической проблематике, корректно используя научную терминологию и научно-справочный аппарат, владеет приемами редакторской работы
  • Студент самостоятельно формулирует выводы, вытекающие из своего исследования, вписывает их в соответствующий историографический контекст, представляет и защищает результаты исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в курс
  • Тема исследования
  • Принципы историографического анализа
  • Проблема и план исследования
  • Исторические источники
  • Методы
  • Научный текст и его редактирование
  • Итоги исследования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа № 1
  • неблокирующий Контрольная работа № 2
  • неблокирующий Контрольная работа № 3
    Представьте историографический анализ темы курсовой работы (5-8 тыс. п/з)
  • неблокирующий Контрольная работа № 4
    Представьте аналитическое описание источников собственного исследования (курсовой работы) (5–8 тыс. п/з)
  • неблокирующий Контрольная работа № 5
    Представьте развернутый проект выводов исследования (место работы в историографическом контексте, ответы на поставленные вопросы, 5-8 тыс.п/з)
  • неблокирующий Групповой доклад о методах исторического исследования
    Студенты разбиваются на небольшие группы по своему желанию (3-4 чел. максимум) и рассказывают об одном из возможных методах исследования в исторической науке (или методах, которые историки могут позаимствовать из других гуманитарных наук). Оценка выставляется одинаковая всем участникам группы.
  • неблокирующий Презентация исследовательского проекта
    Подготовьте презентацию из пяти слайдов для устного выступления: Слайд 1: Название курсовой. Слайд 2: Постановка исследовательского вопроса и его объяснение. Актуальность исследования. Слайд 3: Предмет, объект, цели и задачи исследования. Слайд 4: Историография – проблемные поля и дискуссионные вопросы. Слайд 5: Источники – и потенциал для ответа на исследовательский вопрос.
  • неблокирующий Групповой доклад - анализ исторического источника
    Студенты делятся на небольшие группы по 2-3 человека и получают на дом задание - дать внешнюю и внутреннюю критику предложенного преподавателем исторического источника, а также сформулировать вопросы, на которые он может ответить, и предложить такие ответы. В аудитории студенты представляют результаты проделанного анализа.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.2 * Контрольная работа № 3 + 0.1 * Групповой доклад - анализ исторического источника + 0.1 * Групповой доклад о методах исторического исследования + 0.1 * Презентация исследовательского проекта + 0.2 * Контрольная работа № 4 + 0.1 * Контрольная работа № 1 + 0.1 * Контрольная работа № 2 + 0.1 * Контрольная работа № 5
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методология истории : (от источника к исследованию), Коломийцев, В. Ф., 2001
  • Теория и методология истории, учебник, 4-е изд., испр., 271 с., Смоленский, Н. И., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Соколова, М. В.  Теория и методология истории. Историческая память : учебное пособие для академического бакалавриата / М. В. Соколова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 113 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10089-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437272 (дата обращения: 28.08.2023).