• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философия языка в гуманитарных науках: от теории значения к теории дискурса

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса состоит в прояснении ключевых концептов, связанных с естественным языком и востребованных в историческом исследовании, в филологии, культурологии и иных областях гуманитарного знания. Философия языка возникает при изменении аспекта взгляда на наше универсальное коммуникативное средство. Язык перестаёт быть прозрачным, надёжно отсылающим к предметам мира, и превращается в нечто непрозрачное, отсылающее как к тому, что есть, так и к тому, чего нет. Гуманитарное знание находится в весьма непростых отношениях с языком, которым оно оперирует. Многие считают, что как таковое оно и есть только лишь язык, в котором развертывается humanitas — стремящиеся к автономии и свободе разум и воля. Так или иначе, но для гуманитарного знания прозрачности языка и объективности его референтов не существовало никогда, однако рефлексия по этому поводу, устраняющая мнимую или действительную наивность в отношении языка, пришла к нам не так давно. Так называемый лингвистический поворот произошёл чуть более стал лет тому назад и с ним связаны как появление философии языка, так и расцвет лингвистики, логики, семантики и прагматики. В курсе будут затронуты классическая и новая риторика, теория аффектов, логико-аналитические концепции значения, логическая прагматика, теории речевых актов, тропов и дискурса, грамматология и жестология, историческая эпистемология. Ключевые имена: Аристотель, Соссюр, Бенвенист, Витгенштейн, Остин, Арендт, Мерло-Понти, Фуко, Деррида, Грайс, Уайт, Мегилл, Анкерсмит, Массуми.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с предметом и основными концепциями философии языка.
  • Уяснение понятия феномена языка, осознание времени и истории как ключевых характеристик языка.
  • Получение навыков анализа языковых форм выражения ценностных ориентаций представителей различных культурно–исторических эпох, переходных периодов, событий, умонастроений.
  • Овладение средствами понимания социо-культурных черт коммуникативной деятельности человека посредством анализа значения и дискурса в гуманитарном знании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет определить предмет философии языка и указать её основные направления.
  • Владеет основными понятиями о теории категорий Аристотеля.
  • Умеет дать характеристику идее совершенного языка, владеет описанием её исторического развития.
  • Умеет дифференцировать значение и смысл, прямой и косвенный контексты, устанавливает параметры знакомства, условия истинности.
  • Владеет основными представлениями о логическом атомизме, определениями факта, мысли и предложения, а также обладает представлением о замысле "Трактата".
  • Умеет установить связи логического атомизма с теорией речевых актов. Владеет навыками анализа речевой игры и практик следования правилу.
  • Анализирует основные понятия теории речевых актов. Владеет инструментами прагматики. Анализирует тропологию исторического повествования.
  • Владеть основными принципами археологии знания. Уметь дифференцировать историческое исследование от философско-культурологического.
  • Владеть основными категориями теории дискурса
  • Владеть основными приёмами модификации дискурса и иллокуции
  • Уметь различать структуралистский и постструктуралистский методы анализа текста. Владеть инструментами критики логоцентристских оснований языка.
  • Владеть методами анализа восприятий различной природы как основания для концептуализаций в социальных и культурных процессах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философская теория языка
  • Онтология, язык и грамматика: постановка вопроса
  • Идея подлинного, совершенного и всеобщего языка в истории культуры
    Разбивка текста. 1. Введение. От Адама к Confusio Linguarum. C. 9–33. 2. Пансемиотика Кабаллы. С. 34–42. 3. Совершенный язык Данте. С. 43–60. 4. Ars Magna (Великое искусство Раймунда Луллия). С. 61–79. 5. Моногенетическая гипотеза и материнские языки. С. 80–123. 6. Каббалистика и луллизм в культуре Нового времени. С. 124–150. 7. Совершенный язык образов. С. 151–185. 8. Магический язык. С. 186–200. 9. Полиграфия. С. 201–214. 10. Априорные философские языки. С. 215–233. 11. Джордж Далгарно. С. 234–242. 12. Джон Уилкинс. С. 243–265. 13. Фрэнсис Лодвик. С. 266–274. 14. От Лейбница к «Энциклопедии». С. 275–299. 15. Философские язык от Просвещения до наших дней. С. 300–323. 16. Международные вспомогательные языки. С. 324–344. 17. Заключение. С. 345–360.
  • Философия языка и теория значения.
  • «Логико-философский трактат» Витгенштейна
  • От «Трактата» к теории речевых актов
  • Семантика, прагматика, речевой акт. Тропология.
  • Археология языка у М. Фуко.
  • Теория дискурса
  • Язык и речь между речевым действием и дискурсом.
  • Письмо и смысл: грамматология.
  • Базовые знаковые формы в гуманитарном знании. Коллоквиум.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Коллоквиум по книге Эко "Поиски совершенного языка".
    Доклад на коллоквиуме делается по главам книги Эко "Поиски совершенного языка". Продолжительность доклада - 10 минут, количество слайдов - не более 7. Цель доклада - представить основное содержание главы.
  • неблокирующий Коллоквиум "Базовые знаковые формы в гуманитарном знании"
    Коллоквиум проводится по материалам научной работы студентов. В докладах представляется возможный раздел курсовой или выпускной работы, под названием "Прагматика ...", "Речевые акты ...", "Риторика ...", "Язык ...", "Дискурс ..." и т. п., где на месте многоточия стоит название источника, имя исторической фигуры или института
  • неблокирующий Активность
    Оценивается активность студента на семинарских занятиях: участие в обсуждениях, ответы на вопросы, постановка вопросов.
  • блокирующий Итоговая письменная работа
    Письменное задание выполняется в течение 1 часа, и предполагает развернутый ответ на пять вопросов по содержанию курса. Каждый вопрос связан с источником, задание выполняется самостоятельно, но студенты могут пользоваться источниками.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.125 * Активность + 0.125 * Активность + 0.25 * Итоговая письменная работа + 0.25 * Коллоквиум "Базовые знаковые формы в гуманитарном знании" + 0.25 * Коллоквиум по книге Эко "Поиски совершенного языка".
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Археология знания, Фуко, М., 2004
  • Как производить действия при помощи слов. Смысл и сенсибилии, Остин Дж., Макеева Л.Б., 1999
  • Логико - философский трактат, Витгенштейн, Л., 2018
  • Парменид, Кратил и другие диалоги, Платон, ., 2014
  • Поиски совершенного языка в европейской культуре, Эко, У., 2007
  • Речь и истина : лекции о парресии (1982-1983), Фуко, М., 2021
  • Рука за работой : поэтика рукотворности в русском авангарде, Штретлинг, С., 2022
  • Слухобиографии : учение Ницше и политика имени собственного, Деррида, Ж., 2002
  • Философские работы. Ч.1: ., Витгенштейн, Л., 1994
  • Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории, Аристотель, ., 1998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Витгенштейн : лекции и семинары 1994-1996 годов, Бибихин, В. В., 2019
  • Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке, Крипке, С. А., 2010
  • Джордано Бруно и герметическая традиция, Йейтс, Ф. А., 2000
  • Зарубежная лингвистика. Ч.2: Новое в лингвистике. Новое в зарубежной лингвистике : пер. с англ., , 2002
  • Избранные труды : об обозначении; проблемы философии; философия логического атомизма; о пропозициях: что они собой представляют и каким образом обозначают, Рассел, Б., 2021
  • Мужество истины. Управление собой и другими II : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1983 - 1984 учебном году, Фуко, М., 2014
  • Общая лингвистика, Бенвенист, Э., 2002
  • Письмо и различие, Деррида, Ж., 2000