• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История Второй мировой войны

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках эксклюзивного курса планируется выработать у студентов целостное представление об истории Второй мировой войны, как гуманитарной катастрофе, сопровождавшейся гибелью десятков миллионов людей, самом значительном по своим масштабам и последствиям конфликте в истории человечества, для которого были характерны ожесточенная вооруженная борьба, идеологическое, политическое, экономическое, психологическое и ценностное противостояние противоборствующих сторон. Для достижения поставленной цели предполагается сформировать у слушателей комплексное и разностороннее понимание причинно-следственных связей, механизма и последствий Второй мировой войны, в значительной степени предопределивших социальные процессы, происходившие в послевоенном мире, а также его состояние и общественное устройство при помощи акцентации внимания на наиболее тематически значимых и актуальных проблемах. Особое внимание предполагается уделить факторам, предопределившим победу стран антигитлеровской коалиции и взаимосвязи боевых действий на разных театрах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История Второй мировой войны 1939–1945 гг.» являются: ознакомление студентов с основными проблемами истории Второй мировой войны, основными понятиями и концепциями, используемыми в отечественной и зарубежной историографии. Курс также направлен на развитие у студентов умений анализировать специальную историческую литературу, вести научную дискуссию и публично представлять результаты исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент выявляет и оценивает понятийный аппарат и проблематику историко-научных исследований, особенности использования изучаемыми авторами исторических источников
  • Студент выделяет основные тезисы прочитанной литературы и обобщает прочитанный материал
  • Студент владеет навыками обобщения и анализа специальной научной литературы
  • Студент анализирует содержание прочитанной литературы, выделяя основные тезисы автора и критически оценивая убедительность приведенных аргументов, способен провести сравнение разных авто-ров, пишущих на одну тему, анализирует и критически оценивает тезисы других студентов, выдвигаемые в ходе устной дискуссии и полемики
  • Студент читает указанную в программе литературу и адекватно воспроизводит ее содержание, способен критически оценивать источники
  • Студент самостоятельно находит литературу в электронных базах данных, электронных каталогах и на бумажных носите-лях
  • Студент адекватно понимает научную литературу, написанную в рамках историографической традиции, отличной от традиции российской историографии, и способен выделить и проанализировать эти отличия
  • Студент своевременно и точно выполняет все задания по курсу
  • Студент может связать обсуждаемые в обществе и средствах массовой информации проблемы современного общества с содержанием курса, выделив исторически некорректные, но распространенные представления, в том числе мифы и стереотипы
  • Студент знает и способен разъяснить исторические особенности формирования ряда современных ценностей, присущих российской и мировой культуре, понимает значение международного сотрудничества, ценность мира и предотвращения войн, как гуманитарных катастроф, критически оценивает использование агрессии в качестве инструмента международных отношений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Актуальные и дискуссионные проблемы истории Второй мировой войны.
  • Истоки и причины Второй мировой войны.
  • Внешняя политика СССР и международные отношения (1 сентября 1939 – 21 июня 1941).
  • Третий рейх в годы Второй мировой войны.
  • Советский Союз и Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) в годы Второй мировой войны.
  • Страны гитлеровской и антигитлеровской коалиций в годы Второй мировой войны.
  • Стратегические битвы и операции Второй мировой войны.
  • Стратегические битвы и операции.
  • Нацистская оккупационная политика в годы Второй мировой войны.
  • Плен и принудительный труд в годы Второй мировой войны.
  • Партизанское движение и Сопротивление в годы Второй мировой войны.
  • Русское Зарубежье в годы Второй мировой войны.
  • Коллаборационизм в годы Второй мировой войны.
  • Современник катастрофы: маленький человек на обочине войны.
  • Итоги Второй мировой войны: результаты, потери и последствия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Выступление с докладом на семинаре в течение 20 минут, ответы на вопросы
  • неблокирующий Участие в семинаре
  • неблокирующий Эссе
    Домашняя работа, рецензия на монографию, мемуары, художественные произведения или фильм о II Мировой войне. Письменное домашнее задание заключается в написании рецензии (эссе) по выбору студента из предложенного списка на книгу (монографию, мемуары, художественное произведение) или фильм. Как правило, объем рецензии не должен превышать 5000 знаков. В рецензии должна быть представлена собственная (авторская концепция).
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.2 * Доклад + 0.1 * Эссе + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Участие в семинаре + 0.2 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bartov, O. (2003). Germany’s War and the Holocaust : Disputed Histories. Ithaca: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=671355

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ryan, C. (2010). Longest Day, The : The D-Day Story, June 6th, 1944. London: Tauris Parke Paperbacks. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=345575
  • Weiner, A. (2002). Making Sense of War : The Second World War and the Fate of the Bolshevik Revolution. Princeton, N.J.: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=430829