• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Очерки визуальной истории России: визуальный взрыв от гравюры к плакату

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Спецкурс посвящен визуальным аспектам нескольких знаковых для отечественной истории войн: Крымской (1853–1856), Русско-японской (1904–1905), Первой мировой (1914–1918) и Гражданской (1917–1922). История любой войны сама по себе необъятна для учебного курса — как по набору возможных аспектов рассмотрения, так и по сопоставлению внешнего и внутреннего дискурсов о войне. Курс проблематизирует визуальное как важнейший исторический источник — иными словами, в серии компаративистских экскурсов история России будет рассмотрена сквозь призму визуальных источников, начиная со второй половины девятнадцатого века и до первой четверти века двадцатого. В России визуальные исследования пока только в стадии своего становления, причем здесь заметнее деятельность скорее культурологов, нежели историков. Между тем еще 250 лет назад Уильям Хогарт констатировал: «Наглядный показ более убедителен для разума <...>, чем всё, что [можно прочесть] в тысячах томов». Эти слова уместно поставить эпиграфом к курсу. А вторым эпиграфом могут стать слова блестящего исследователя Первой мировой войны, филолога/историка/антрополога Пола Фассела: «Первой жертвой войны всегда становится истина…» В рамках курса будет осуществлено «медленное чтение» таких разнообразных визуальных произведений как гравюра, карикатура, плакат, открытка, обложка — каждый из этих артефактов будет показан как важный исторический источник соответствующей эпохи, способный нести информацию, недоступную традиционным (словесным) текстам и документам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Повышение уровня историко-культурной компетенции; получение навыков критического чтения визуальных текстов
  • Создание у слушателей представления о работе с визуальным артефактом как с историческим источником. Формирование навыков дешифровки, критики и сопоставления визуальных источников. Проблематизация аутентичности визуального документа
  • Демонстрация исключительной важности работы с первоисточником, а не с позднейшей адаптированной и (намеренно или невольно) искаженной, купированной, отредактированной перепечаткой (републикацией). Демонстрация того, что построения, основанные на вторичных воспроизведениях, чреваты вырванностью из контекста и утратой части информации, — в том числе потерей трудноверифицируемого «духа эпохи», в явном или скрытом виде отраженного в оригинале-первоисточнике
  • Одна из задач спецкурса — наглядно показать будущим историкам, что любая гравюра, карикатура, плакат (афиша), открытка, журнально-газетная иллюстрация, а также этикетка или даже шрифт (шрифтовая гарнитура) — это визуальный слепок времени, ценнейший исторический и культурологический материал, способный быть более информативным, нежели традиционные документы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Навыки подготовки собственного исследования визуального артефакта — в виде доклада и/или эссе.
  • Навыки поиска визуальной информации. Навыки критики визуальных документов.
  • Предполагается, что слушатели обретут (или разовьют) навыки «искусства видеть» на весьма широком визуальном материале — позволяющем полнее и адекватнее воспринимать ту или иную историческую эпоху.
  • Умение анализировать визуальный артефакт как многоуровневое свидетельство об ушедшем времени или о текущем историческом этапе.
  • Ожидается, что слушатели получат импульс к самостоятельной исследовательской работе с визуальными артефактами, их поиску, классификации, а также умению работы с библиографией и соответствующими справочниками
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Крымская война (1853–1856)
  • Русско-японская война (1904–1905)
  • Первая мировая война (1914–1918)
  • Две русских Революции и Гражданская война (1917–1922)
  • Визуальная археология. Интертекстуальность и визуальность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает разнообразное участие студентов — обсуждение прочитанных текстов, обсуждение визуальных артефактов, представление результатов самостоятельного поиска визуальной информации, ответы на вопросы, постановка вопросов, а также выступление с мини-докладом
  • неблокирующий Устный мини-доклад
    В течение модуля каждый студент должен выступить с мини-докладом (либо вместо доклада можно выбрать письменное эссе в котором представить свои наблюдения и рефлексии и/или находки в области визуальности. Длительность выступления 15–20 минут.
  • неблокирующий Письменная работа (эссе)
    Тема письменной работы предлагается самим студентом и согласовывается с преподавателем. Допускается любой жанр текстов: эссе, статья, библиографический обзор, рецензия, etc. Письменная работа (объем не менее 10 000 знаков) должна продемонстрировать уровень рефлексии при работе с визуальными артефактами. (Если же работа представляет собой библиографический свод или обзор — тогда главной задачей будет продемонстрировать навык поиска соответствующей литературы)
  • неблокирующий Устный экзамен
    Итоговый устный экзамен представляет собой ответ на обобщающие вопросы по пройденному курсу и/или по письменной работе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    Итоговый устный экзамен представляет собой ответ на обобщающие вопросы по пройденному курсу и/или по письменной работе. Студенты должны подготовить в течение модуля один доклад или эссе, а также демонстрировать активность в ходе семинаров. Итоговая оценка определяется как средняя за доклад/эссе и экзамен, с учетом работы на семинарах: 30% = работа в аудитории, 30% = доклад или письменная работа, 40% = экзамен. Учитывая краткость спецкурса (8 занятий), промежуточные оценки за доклад или аудиторную активность не выставляются. (Студенты должны подготовить в течение модуля один доклад или эссе, а также демонстрировать активность в ходе семинаров). Итоговый устный экзамен представляет собой ответ на обобщающие вопросы по пройденному курсу и/или по письменной работе. Итоговая оценка определяется как средняя за: 1) доклад либо эссе; 2) экзамен.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • БОЙЦОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА. (2011). Picturing Russia: Explorations in Visual Culture / edited by v. Kivelson, J. Neuberger. New Haven; L. : Yale university Press, 2008. 284 p. ; Ill. Русский комикс: сб. Статей / идея Ю. Александрова; составление Ю. Александрова и А. Барзаха. М. : новое литературное обозрение, 2010. 352 с. , ил. , суперобложка-плакат. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FE5052BA

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Письмо турецкому султану. Образы России глазами историка, Анисимов, Е.В., 2013