• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История и культура восточно-европейского еврейства

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Дымшиц Валерий Аронович

Дымшиц Валерий Аронович

Программа дисциплины

Аннотация

История и культура евреев Восточной Европы остается одной из самых востребованных и быстроразвивающихся областей гуманитарных исследований в последние десятилетия. Это комплексное исследовательское поле, включающее в себя усилия историков, филологов, лингвистов, фольклористов, антропологов, социологов, историков искусства и т. д. Изучение истории и культуры евреев Восточной Европы – это не только интересная исследовательская область, являющаяся ключом к пониманию многих исторических процессов в России и сопредельных странах. Это образцовая модель для многих современных дисциплин, таких, например, как изучение меньшинств и диаспор, изучение городского фольклора, история национальных движений и т. п. Например, изучение идиша стало, во многом, основой для возникновения и развития социолингвистики. Курс позволяет с одной стороны получить конкретные знания в области истории и культуры евреев Восточной Европы – важной страницы в истории России и Советского Союза, с другой, на конкретном материале еврейской истории и культуры получить навыки в области истории, культурной антропологии, социолингвистики, истории искусства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать на примере истории евреев Восточной Европы у студентов понимание того, как происходит формирование культурных и политических институтов меньшинств и диаспорных групп;
  • познакомить студентов с памятниками истории, культуры, искусства и литературы евреев Восточной Европы – одной из наиболее оригинальных и наименее известных культур Европы
  • познакомить студентов с общими принципами иудаики
  • сформировать у студентов общее представление об основных процессах и наиболее значимых событиях еврейской истории в России
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент получает базовые понятия из этнологии, этнографии, культурной и социальной антропологии социолингвистики, фольклористики.
  • Студент осваивает ключевые события в истории евреев Восточной Европы.
  • Студент в состоянии анализировать памятники народной культуры исходя из их прагматики, жанра, структуры, места и времени бытования.
  • Студент получает представление о взаимодействии народного и профессионального искусства, апроприации профессиональными художниками народных мотивов.
  • Студент получает навык медленного чтения, позволяющего извлекать значимую для историка информацию из художественных и мемуарных текстов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные черты еврейской культуры в Восточной Европе. Что такое еврейская Восточная Европа: границы и внутренние структуры
  • Социальная и религиозная жизнь в местечке
  • Идиш и другие языки в местечке
  • Еврейский фольклор и фольклористика
  • Еврейское народное искусство. Синагоги. Народная архитектура
  • Декорированные надгробия. Традиционная символика.
  • Народная книга. Жанры народной литературы. Элийогу Левита и «Бовебух». Цейне-Рейне. Хасидская литература.
  • Народные сказки. Волшебные сказки. Легенды. Былички, суеверия и демонология.
  • Традиционная и современная клезмерская музыка.
  • Народный театр. Пуримшпили.
  • Еврейский фольклор и классическая литература на идише.
  • Еврейское народное искусство и авангард. Шагал, Лисицкий и художники «Культур-лиги».
  • Заключение. Специфика еврейской культуры Восточной Европы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.6 * Экзамен + 0.4 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Tracy G Klirs. (1992). The Merit of Our Mothers : A Bilingual Anthology of Jewish Women’s Prayers. Cincinnati: Hebrew Union College Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1975303
  • Weinreich, B., & Yivo Institute for Jewish Research. (1997). Yiddish Folktales (Vol. 1st Schocken pbk. ed). New York: Schocken. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=739748

Рекомендуемая дополнительная литература

  • An-Ski, S., Werman, G., & Roskies, D. G. (2002). The Dybbuk : And Other Writings. New Haven: The New Yiddish Library. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=825841
  • Frieden, K. (2005). Yekhezkel Kotik. Journey to a Nineteenth-Century Shtetl: The Memoirs of Yekhezkel Kotik. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FC80EAC6
  • Hundert, G. D. (2004). Jews in Poland-Lithuania in the Eighteenth Century : A Genealogy of Modernity. Berkeley: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108488
  • Roth, L., & Valman, N. (2014). The Routledge Handbook of Contemporary Jewish Cultures. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=850083