• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальная история магии

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В данном курсе будет рассматриваться социальная истории магии в широком контексте мировой истории Нового и Новейшего времени. Внимание будет сконцентрировано на актуальных для разных регионов социальных аспектах в истории магии и колдовства. Для их исследования основными понятиями в рамках курса будут пол, сексуальность, раса и этничность. С ростом рационализма и секулярных тенденций именно эти аспекты идентичности становились ключевыми для обвинений в колдовстве/ведьмовстве. Поэтому мы рассмотрим то, как процессы над ведьмами изменили гендерные отношения в европейском обществе; как восприятие неевропейцев было обусловлено рационализирующим мышлением; как магия становилась легальным юридическим аргументом для дискриминации отдельных групп населения; как сами ведьмы и колдуны обходились с новой реальностью в разных регионах планеты; в каких контекстах происходила социальной реабилитация колдунов и ведьм в модерное время. В центре курса будет история этих трансформаций, которые на самом деле не ограничены сферой магии, колдовства и оккультизма, а тотально проникают и изменяют социальные отношения, правовые концепции, способы видения справедливости и властные структуры. Большая часть курса представляет собой семинарские занятия, практически вся литература для занятий представлена на английском языке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представлений о потенциальных возможностях методологии социальной истории в области исследования магических практик и представлений различных обществ
  • ознакомление студентов с основными понятиями в области истории магии, а также понимание основных социальных процессов, способствующих её трансформациям в новое и новейшее время
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение проводить анализ источников с точки зрения социальной, гендерной и легальной истории
  • Знание основной литературы по теме, понимание хронологических отличий в магических практиках и производимых ими социальных идентичностях на протяжении нового и новейшего времени
  • Понимание характерных для колониальной и постколониальной эпохи глобальных трендов в производстве связанных с магией идентичностей в различных регионах мира
  • Формирование представлений о взаимодействии модернизации и отмирании или усилении "магического" в производстве идентичностей, группностей и их протестов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Практики средневекового суда над ведьмами и колдунами
  • Магия в Восточной Европе Нового и Новейшего времени
  • Колонизация и производства "чуждости"
  • Гендерный порядок магического мира
  • Магия в Новейшее время
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная
  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий финальное эссе
    Финальное эссе – анализ любого выбранного источника или ряда источников по теме социальной истории магии. Источники (судебные дела, этнографические заметки, фильмы и пр.) нужно согласовать перед написанием эссе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.3 * контрольная + 0.3 * активность на семинарах + 0.4 * финальное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Истинная правда": языки средневекового правосудия, Тогоева, О. И., 2022
  • Desperate magic : the moral economy of witchcraft in seventeenth-century Russia, Kivelson, V., 2013
  • Magical interpretations, material realities : modernity, witchcraft and the occult in postcolonial Africa, , 2002
  • Волшебники, богохульники, еретики в сетях российского сыска XVIII века, Смилянская, Е. Б., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Anthropology and development : culture, morality and politics in a globalised world, Crewe, E., 2013