• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Древнерусский язык

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Древнерусский язык Тип дисциплины: обязательная Требования к уровню знаний студентов, необходимых для освоения дисциплины (пререквизиты): - Объем з.е.: 6 Описание курса: Целями освоения дисциплины являются: 1. усвоение студентами знаний о языке и письменной культуре Древней Руси как части общеславянского литературно-языкового пространства и об основных понятиях исторической социолингвистики; 2. развитие представлений о фонетическом и грамматическом строе русского литературного языка XI-XVII вв. в его сопоставлении с восточнославянскими диалектами; 3. формирование у студентов умений и практических навыков чтения церковнославянских и древнерусских текстов XI-XVII вв. 4. усвоение знаний о периодизации древнерусской литературы 5. усвоение знаний о жанрах русской словесности допетровского времени, их особенностях, основных произведениях этих жанров.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • усвоение знаний о периодизации истории русского языка, о языковом и историко-культурном содержании этих периодов; усвоение студентами знаний о законах и принципах развития языка (на материале истории русского языка); формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников восточнославянской письменности эпохи Средневековья.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в древнерусском летописании. Ознакомлен с Новогородским летописанием как образцом непрерывной аналитической традиции.
  • Понимает особенности языка древнерусского делопроизводства. Знает и умеет читать главный памятник светского законодательства Киевской Руси, ориентируется в истории его кодификации. Имеет представление о взаимодействии древнерусской и западноевропейской традиций в формуляре торговых договоров Смоленска XIII в
  • Студент знает историю напряжённых фонем переднего и непереднего ряда. Способен распознавать лексически и стилистически мотивированные случаи отсутствия перехода е в о в заимствованиях и книжной лексике. Знает историю фонем «ять» и ее отражение в памятниках письменности.
  • Студент знает категории и склонения древнерусского существительного. Ориентируется в направлениях унификации типов склонений в истории русского языка. Знаком с историей звательного падежа и развитием категории одушевленности.
  • Студент знает периодизацию истории русского языка, ориентируется в древнейших письменных памятниках по истории русского языка. Различает жанры и регистры древнерусской письменности раннего периода. Понимает влияние современных диалектов на реконструкцию древнего языкового состояния. Различается славянские заимствования в финноугорские языки и славянские формы в византийской письменности.
  • Студент знает правило Гавлика, умеет применять. Ориентируется в этапах падения редуцированных. Знает исключения из правила Гавлика. Читает и анализирует употребление редуцированных в различных источниках. Студент свободно ориентируется в системе согласных звуков древнерусского языка. Понимает звуковую систему древнерусского языка после падения редуцированных. Знает основные отличия древнерусского языка от старославянском на фонетическом уровне.
  • Студент знает проблему позднепраславянских числовых обозначений как особой части речи. Отличает простые числительные от составных.
  • Студент знает фонетическую систему древнерусского языка, основные фонетические законы. Способе читать простые тексты с опорой на знания о звуковой системе.
  • Студент имеет представление о возникновении славянской письменности и месте древнерусского языка в системе других славянских языков.
  • Студент имеет представление о словарном запасе древнерусского языка и его развитии. Ориентируется в развитии словарного состава языка. Понимает причины и основные направления развития словарного состава языка. Знает процесс словообразования в древнерусском языке, распознает заимствования из других языков.
  • Студент имеет представление об истории глагольных времен. Ознакомлен с проблемой восточнославянского имперфекта. Знает об утрате аориста и обобщении перфекта как универсальной формы прошедшего времени
  • Студент ориентируется в диалектном членении в древнерусском языке
  • Студент ориентируется в истории аканьи и явлении редукции в истории русского языка. Способен оперировать гипотезами о возникновении аканьи. Знает хронологию и региональную стратификацию процесса развития аканья
  • Студент ориентируется в исторических изменениях в области согласных.
  • Студент осведомлен об истории местоимений и прилагательных. Ориентируется в истории форм личных и неличных местоимений. Понимает диалектные различия в членных формах. Ориентируется во взаимодействии местоименной и адъективной словоизменительных парадигм.
  • Студент понимает структуру простого предложения в древнерусском языке, знает средства выражения подлежащего и простого сказуемого. Способен осуществить согласование сказуемого с подлежащим. Понимает особенности управления в древнерусском языке.
  • Студент понимает структуру сложного предложения в древнерусском языке, знает средства выражения подлежащего и простого сказуемого.
  • Студент свободно ориентируется в системе согласных звуков древнерусского языка. Понимает звуковую систему древнерусского языка после падения редуцированных. Знает основные отличия древнерусского языка от старославянском на фонетическом уровне. Студент ориентируется в исторических изменениях в области согласных.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История глагольных времён
  • Диалектное членение в древнерусском языке
  • Простое предложение в древнерусском языке
  • Сложное предложение.
  • Язык древнерусского делопроизводства
  • Словарный состав древнерусского языка и его развитие.
  • Место древнерусского языка в системе других славянских языков. Возникновение славянской письменности.
  • Источники по истории языка
  • Исходная фонетическая система древнерусского языка.
  • Падение редуцированных и его последствия.
  • Система согласных звуков древнерусского языка.
  • Исторические изменения в области согласных.
  • История аканья и явления редукции в истории русского языка.
  • Переход е в о. История напряжённых фонем переднего и непереднего ряда.
  • Категории древнерусского существительного.
  • История местоимений и прилагательных
  • История числительных
  • Древнерусское летописание
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Burmistrovič, J. J. (2013). Почему, как и когда древнерусские палатализованные согласные изменились в палатальные? ; Počemu, kak i kogda drevnerusskije palatalizovannyje soglasnyje izmenilis’ v palatal’nyje?
  • Gonneau Pierre. (2005). Словарь древнерусского языка XI-XIV вв.Словарь русского языка XI-XVII вв., sous la direction de R. I. Avanesov. Revue Des Études Slaves, 76(1), 62–63.
  • Oleg F. Zholobov. (2017). Old Slavic Sermon Language: The Extraordinary Nature of Verb Morphology in Cyril Turovskij’s Homilies. Slovene, 6(2).
  • Валерий Чекмонас. (1999). Аканье и яканье в говорах Псковского района (современное состояние и проблемы истории). Slavistica Vilnensis, 48(2). https://doi.org/10.15388/SV.1999.23158
  • Глухов, В. (2008). Генезис Уголовного Правосознания: Византийская Эклога И Славянская Кормчая. Вестник Тамбовского Университета. Серия: Гуманитарные Науки, 2.
  • Дзиффер, Д. (2013). Язык И Стиль Слова “О Законе И Благодати.”
  • Дзиффер, Д. (2013). Язык И Стиль Слова “О Законе И Благодати.” УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, 155(5).
  • Дыбо, В. (2013). Диалектное Членение Праиндоевропейского По Акцентологическим Данным.
  • Дьячкова, И. (2009). Собирательные Числительные В Русском Литературном Языке Xviii Века.
  • КАВЕРИНА ВАЛЕРИЯ ВИТАЛЬЕВНА, & ЛЕЩЕНКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА. (2008). Буква «Ять» как идеологема российского дискурса на рубеже XIX-XX вв.
  • Климова, Ю. (2008). Русские имена прилагательные: атрибутивная картина мира. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, 69.
  • Ладыженский, И. (2011). К исторической фонетике древнерусского языка: ассимилятивное смягчение согласных в некоторых рукописях XIV в.
  • Латвийский университет. (1991). Славянская филология: Имя и глагол в исторической перспективе. Латвийский университет.
  • Маркова, Т. (2013). Древнерусский Перфект В Аспекте Реализации Функционально-Семантической Категории Темпоральности. Вестник Челябинского Государственного Педагогического Университета, 1.
  • Никитин А.Л. (n.d.). Новгородская Первая Летопись И Ее Изводы.
  • Норманская, Ю. (2008). Марийские редуцированные гласные первого слога - современная инновация или прамарийский архаизм? Вестник Российского Государственного Гуманитарного Университета, 6.
  • Петрова, Л. Г. (2014). Целевая семантика в русском языке и разноуровневые способы их выражения: простое предложение.
  • Холявко, Е. И. (2020). Имя существительное.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • "Слово о полку Игореве" : взгляд лингвиста, Зализняк, А. А., 2007