• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар "Границы истории": "Ordering Economy: Managing Land Allotments for Fiscal and Moral Improvement"

Мероприятие завершено
29 сентября гостем регулярного семинара «Границы истории» стал Дэвид Дэрроу с докладом "Ordering Economy: Managing Land Allotments for Fiscal and Moral Improvement". Докладчик преподает историю Российской Империи и западных европейских цивилизаций в университете Дейтона (University of Dayton) с 1997 года. Его исследование, связанное с анализом политики проведения переписи в Российской Империи, получило поддержку от Национального фонда развития гуманитарных наук (National Endowment for the Humanities) и Международного совета по научным исследованиям и обменам (International Research and Exchange Board). Доктор Дэрроу работал в качестве директора программы международных исследований и в настоящее время является директором программы университетских наград, расположенного в Alumni Hall.

В начале доклада Дэвид Дэрроу отметил, что к середине девятнадцатого века, на государственном уровне стартовала разработка новой стратегии управления крестьянским сословием. Военные, политические и финансовые потребности государства, сформированные с одной стороны популистскими импульсами камерализма и, с другой стороны, патерналистскими идеями просвещенного абсолютизма, которые и формируют моральную основу для политики государства, ставили проблему увеличения населения. В данном контексте, население страны рассматривалось как государственный ресурс. Сочетание надлежащей политики управления, регламентации земельных норм, регулировки фискальных платежей с тем, что земля фактически могла производить давало гарантию, что крестьянство обладает достаточными ресурсами, чтобы служить государственным целям. Д. Дэрроу сравнивает крестьянское сословие с кровью, которая течет по артериям государства и насыщает его органы. Автор доклада пояснил, что такая система представляла собой патриархальное содружество, в котором государство и землевладельцы ставили своей целью развитие и содержание человеческого капитала, от которых зависели их средства к существованию. Ключом к успеху была возможность обеспечить крестьянам доступ к достаточному наделу земли или других доходов для максимального использования трудового ресурса крестьянского хозяйства на благо всех вовлеченных сторон. Склонность рассматривать фермерство как наилучший тип занятости для крестьянского сословия побуждала либо предоставлять им больше земли, либо путем регулировки или переноса их текущих наделов. Сам «земельный надел» и его «достаток» (allotment sufficiency) были созданными прецедентами, заполнившими инструментарий лиц, вовлеченных в разработку манифеста об отмене крепостного права 1861.

Далее докладчик отмечает, что особая стратегия «улучшения» крестьянского хозяйства (существенно увеличивая продуктивность за счёт расширения земельных наделов и экстенсивного землепользования) была не единственной существующей концепцией реформирования крестьянских аграрных хозяйств в печатных отчетах и трактатах. Например, рассматривая источник Министерства Государственных Имуществ, публикованного с целью развития сельского хозяйства, Дэвид Дэрроу выделяет большое количество статей, описывающих преимущества совершенствования севооборотов, введения клевера, концентрированного удобрения участков, а также более эффективного использования с/х недвижимости. К примеру, автор доклада отмечает опубликованное в 1843 году интервью с одним крестьянином, который самостоятельно ввел систему особого севооборота. Другие интервью с крестьянами также обнаруживали у этого сословия интенции к улучшению методов ведения хозяйственной документации или введения наёмного труда.

Также вопрос о стратегиях ведения сельского хозяйства был открыт публикацией указа под названием «О дополнительных правилах переселения малоземельных государственных поселян в многоземельные места» (8 апреля 1843). Цель дополнительных правил заключается в обеспечении сельского населения, нуждающегося в земле, необходимым количеством земли, а также в обеспечении незанятых крестьян свободными наделами для культивации.

Соприкосновение двух точек зрения на улучшение состояния сельского хозяйства открывает следующий тезис, лёгший в основу будущих крестьянских реформ. Идея о «sufficient allotment» являлась перспективой для увеличения с/х продуктов и поддержания «артерий государства» Однако будучи не только ключом к успеху (достаточный надел приравнивается к достаточным доходам и стабильности в сельской местности), данная стратегия управления включала в себя и обратную сторону этой аграрной медали (категорию малоземелья и малоземельных крестьян, которая приравнивается к бедноте и сельской нестабильности). Завершая доклад, Д. Дэрроу говорит о том, что эта дихотомия достаточных наделов и малоземелья и напряжение между двумя рациональностями (рациональности использования земли и рациональности интенсивного развития с/х) преследует аграрных реформаторов вплоть до конца старого режима.

Доклад повлек за собой оживленную дискуссию. Поднимались вопросы о границах применимости самого понятия «морали» в контексте создания новой крестьянской системы государственного регулирования. Также профессора департамента истории интересовались, возможно ли вообще рассматривать этические ценности крестьян в отрыве от религии в XIX веке.