• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дж. Левинсон. Музыка как нарратив и музыка как драма

Levinson, Jerrold. “Music as Narrative and Music as Drama.” Mind & Language, vol. 19, no. 4, 2004, pp. 428–441.

Название статьи на русском: «Музыка как нарратив и музыка как драма».

Язык статьи: английский.

Статья предлагает два способа интерпретации инструментальной музыки: как нарратива и как драмы. Инструментальная музыка, понимаемая как определённая последовательность звуков, протяжённая во времени, нередко мыслится как цепочка действий или ментальных состояний. Так, Левинсон пытается определить, может ли музыка перенимать основные черты нарратива, присущие литературе и кинематографу: казуальную и темпоральную репрезентативность, а также событийность. Музыка может рассматриваться как нарратив только при условии, что она воспринимается как немузыкальное событие и демонстрирует причинно-следственные и временные связи внутри него.

Музыкальное восприятие можно разделить на несколько уровней: конфигурационный (тона, ритмы, гармонии и так далее), жестовый и экспрессивный. Левинсон предполагает, что именно экспрессивный уровень, апеллирующий к эмоциональному состоянию, побуждает реципиента к нарративизации воспринятого. Однако, например, литературная репрезентативность требует авторской интенции. Таким образом, первая точка зрения, позволяющая говорить о наличии повествовательного потенциала у инструментальной музыки, предполагает наличие внешнего нарратива, который изначально имплицируется композитором в произведение. 

Тем не менее, акцент на внешнем нарративе музыкального произведения часто не позволяет учитывать внутренний нарратив композиций, который является проекцией мыслей и чувств реципиента на воспринимаемый объект. Опираясь на труды Мауса и Ньюкомба, Левинсон также предлагает альтернативный способ анализа инструментальной музыки как нарратива — рассмотрение её как драматического произведения. В этом случае условная последовательность действий формируется в сознании на экспрессивном уровне восприятия, во время непосредственного прослушивания композиции.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.