• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дж Бейтман, Дж. Уилдфер, Т. Хиппала. Мультимодальность. Базовые принципы, способы исследования и методы анализа. Проблемно-ориентированное введение

Bateman, John, et al. Multimodality: Foundations, Research and Analysis: A Problem-Oriented Introduction. De Gruyter Mouton, 2017. 

Название книги на русском: «Мультимодальность. Базовые принципы, способы исследования и методы анализа. Проблемно-ориентированное введение».

Язык книги: английский.

Задача, которую ставили перед собой составители монографии, состояла не столько в том, чтобы представить очередное введение в дискурс мультимодальности, сколько в попытке извлечения её из переделов дисциплинарных границ и парадигм. 

В первой части особое место занимают третья и четвёртая главы, в которых концептуализируются основные понятия книги. Необходимость введения новых терминов возникает в связи с неустойчивостью основных определений, отмеченной в вводных главах. Прежде всего, оформляется представление о канве — условном месте, где происходит коммуникация и проявляется семиотическая активность: там знаки опознаются, означиваются, транслируются. Введение канвы в качестве новой концептуальной переменной позволяет переопределить медиум: теперь он понимается как исторически стабилизированное пространство для процессов, необходимых для успешной реализации коммуникации, — размещения и дальнейшей трансляции некоторых из отобранных семиотических модальностей (mode). Таким образом, обновлённая mode по-прежнему неоднозначна: учитывается как материальность канвы, так и её семиотические значения и смыслы. 

Во второй части авторы, стремясь преодолеть теоретическую неразличимость, обращаются к эмпирике и описывают исследовательские методы, применимые к мультимодальности, а также систематизируют основные ловушки, с которыми может столкнуться исследователь: избыточная описательность, псевдотехничность (чрезмерный акцент на материальности медиа и техниках производства), а также зацикливание и обтекаемость, отражённые в дискурсивном обзоре, представленном в теоретической части книги.

Третья и наиболее объёмная часть посвящена разбору кейсов уже существующих исследований и структурирована с учётом основных характеристик типологии мультимодальных канв: закреплённость во времени (перформансы) или в пространстве (инсталляции), динамичность (аудиовизуальные медиа) или статичность (комиксы и графические романы), интерактивный потенциал (социальные сети и компьютерные игры). 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.