• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Специфика когнитивной обработки эмоциональных текстов у тюркско-русских билингвов: создание экспериментальной среды для изучения»

Во вторник, 19 ноября, с докладом «Специфика когнитивной обработки эмоциональных текстов у тюркско-русских билингвов: создание экспериментальной среды для изучения» выступила участница НУГ Елизавета Куликова. 

В первой части доклада мы поговорили о существующих исследованиях в области обработки эмоциональных стимулов. Немало работ посвящено изучению обработки билингвами разных профилей и монолингвами эмоциональной лексики. Чтобы понять, есть ли разница в том, как обрабатываются эмоциональные и нейтральные слова, используются различные экспериментальные процедуры: задание на принятие лексического решения, на классификацию, Affective Simon task, тест Струпа и другие. Их результаты позволяют говорить о том, что эмоциональный компонент лексики считывается и обрабатывается автоматически, независимо от основного задания, которое выполняет информант. Работает ли это одинаково для двух языков билингва? – В зависимости от профиля (возраста усвоения L1 и L2, функциональной доминантности языков и др.) билингвы могут демонстрировать паттерны обработки эмоциональных слов, свойственные для монолингвов, не только на своем L1, но и на L2, или на L1 и L2 одновременно. 

Восприятию эмоций в тексте, по сравнению с эмоциональной лексикой, посвящено не так много работ. Однако процедура, в ходе которой информант выражает свое представление о том, какую эмоцию он распознал в тексте, получила распространение в области NLP, когда производится разметка больших объемов текстовых данных для обучения моделей. 

Во второй части доклада Елизавета рассказала о своем текущем исследовании, цель которого - изучить обработку эмоциональных текстов на русском языке у тюркско-русских билингвов. Основной метод, который используется в исследовании - окулографический эксперимент. Экспериментальная среда была смоделирована как раз на основе процедуры эмоциональной разметки текстов, распространенной в прикладных NLP задачах. В ходе эксперимента информанты читают короткие тексты и оценивают эмоции в них по заданной шкале, а в это время производится запись движения их глаз. Помимо данных об окуломоторной активности, собирается ряд других характеристик информантов: они заполняют анкету LEAP-Q об их билингвальном профиле, выполняют тест на алекситимию и оценивают свое эмоциональное состояние в момент разметки. 

Сейчас исследование находится на этапе сбора данных: эксперимент проходят русскоязычные монолингвы, тувинско-русские и якутско-русские билингвы.