• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мартин Ауст "Jurists from the late Russian Empire: Self-Descriptions and Contributions to the Advancement of International Law"

2 ноября 2017 г. на заседании регулярного научного семинара «Границы истории» Центра исторических исследований профессор Боннского университета Мартин Ауст представил доклад «Юристы поздней Российской империи: самоописание и вклад в развитие международного права», посвященный деятельности юристов поздней Российской империи – Федора Мартенса и Андрея Мандельштама, их самоидентификациb в качестве российских имперских субъектов и международных экспертов, а также их вклад в международное право. Профессор Ауст подчеркнул, что обе эти темы широко обсуждаются в современной историографии, охватывая такие вопросы, как: в какой степени самоописание субъектов в поздней Императорской России формируется понятиями и опытом империи? Как интерпретировать российскую юриспруденцию в рамках истории международного права? Как историографически глобализировать имперское прошлое России?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, профессор выделяет четыре методологических дебата. Первый – субъективность, выражающаяся в автобиографических практиках поздней царской России. С наступлением эпохи модерна в XIX в. в России автобиографии религиозного характера уступили место новым моделям самопоописания – революционным, интеллигентским или даже субалтерным автобиографиям, последние из которых фокусируются на жизни крестьян. Профессор Ауст подчеркнул необходимость изучения того, в какой степени люди осмысляли имперскую идеологию. На примерах Мартенса и Мандельштама настоящий доклад продемонстрировал связи между имперской историей и автобиографическими практиками.

Второй дебат затрагивает историю прав человека. В настоящее время ведется широкое обсуждение, с какого периода берет свое начало история прав человека: одни считают, что понятие прав человека является лишь секуляризованным представлением о защите человека, происходящего из религиозных догм; другие связывают появление концепта из Французской декларации о правах человека в 1789 г. Ряд историков утверждают, что история прав человека в глобальном контексте появилась только в 1970-х гг. Учитывая этот фактор, важно подчеркнуть значимость Андрея Мандельштама в области истории права и его усилия в продвижении правозащитной деятельности в середине XX в.

Третья дискуссия касается значения империи как фактора, способствующего интернационализации XIX в., развитии прав человека и истории международного права. Работы и записи Федора Мартенса позволяют глубже понять, каким образом развитие международного права и использование его в качестве имперского инструментария были связаны друг с другом.

Четвертая дискуссия – глобализация российского прошлого на примере международного права – фокусируется на вопросе, представлял ли Мартенс и его последователи Россию в европейском международном праве или, точнее, в европейском международном праве в России. Согласно примеру Мартенса, история российских юристов-международников не о том, как они интегрируют европейский опыт в локальный контекст и не о том, как Европа находит воплощение в российских акторах. Мартенс подчеркивает развитие международного права с точки зрения множественности интеллектуального трансфера, распространения знаний как из Европы в Россию и из России в Европу, так и в глобализирующийся мир. Роль российских юристов-международников должна быть признана как роль неких агентов, способствующие глобализации мира на рубеже XIX-XX вв.

В 1868 г. Федор Мартенс закончил Санкт-Петербургский государственный университет, в начале 1870-х г. он начал свою карьере в Министерстве иностранных дел. Мартенс имел тесные связи с международным правовым сообществом, как академически, так и дипломатически, что во многом способствовало трансферу юридических знаний. Как дипломат Российской империи, Мартенс пытался развивать международное гуманитарное право и международный арбитраж. Благодаря усилиям Мартенса и его воле к институционализации международного арбитражного права, в 1899 г. Гаагская конференция учредила Постоянную палату третейского суда.

Доктор Ауст обратил внимание на то, каким образом Мартенс переключается между академической и дипломатической ролью, которую он объединил не только в рамках вышеупомянутых должностей, но и в глобальном масштабе. Мартенс считал, что две аффилиации лишь укрепляют друг друга.

Спор между Мартенсом и профессором международного права Кембриджского университета Джоном Вестлейком по вопросу о российских экспедициях в Кабул, состоявшийся на страницах журнала, посвященного международному праву, показал то, каким образа два международно-известных юриста-профессионала проявляли лояльность по отношению к странам, службу которых они несли. В отношении Мартенса, однако, эта преданность не была взаимной. После содействия в кредитовании Франции Россией в 1906 г. Мартенс не получил приглашения на церемонию открытия Думы в Зимнем дворце. Мартенсу пришлось смириться с тем, что его международная репутация и служение империи не поспособствовали официальному признанию, на которое он надеялся в России. Переживания Мартенса нашли свое отображение в его дневнике.

Доктор Ауст подчеркнул, что дневник Мартенса был строго ограничен его профессиональными вопросами, будучи репрезентацией верности царю и империи. Дневник юриста – яркое описание того, каким образом Россия дала возможность связать свои надежды и верность с империей.

Мартенс регулярно получал рецензии своих книг, которые высоко ценились его коллегами из-за рубежа. Его учебник по международному праву, переведенный на многие языки, получил широкое распространение во многих странах мира. Роль фигуры Мартенса была буквально глобальной ввиду своего интеллектуального влияния, воспринятого за пределами Европы.

Андрей Мандельштам – последователь Мартенса, получил юридическое образование в Санкт-Петербургском университете. Разработав план по созданию армянской провинции в Османской империи под совместным международным контролем султана и европейских великих держав, который, однако, не был осуществлен, Мандельштам обозначил свой интерес к правам и защите меньшинств. В своей книге о судьбе Османской империи «Le Sort de l’Empire Ottoman» Мандельштам подчеркивал зверства в отношении армян в Османской империи. Однако в 1920-х гг. после эмиграции в Париж, будучи членом международной группы юристов, Мандельштам пришел к выводу, что защита меньшинств вызывает конфликты между государствами, и поэтому необходимо перейти от защиты меньшинств к защите прав человека.

В 1929 г. идеи Мандельштама нашли свое воплощение в декларации Института международного права в Нью-Йорке, в которой подчеркивается идея верховенства права в цивилизованном мире. Декларация предусматривает гарантию права на жизнь, свободу и собственность, равную защиту прав всех людей независимо от пола, языка, религии, национальности и расы, а также индивидуальную свободу выбора религии и языка. Государствам запрещается дискриминация своих граждан.

Интеллектуальное наследие Мандельштама внесло большой вклад в развитие международного права. Таким образом, работа Андрея Мандельштама в качестве юриста считается связующим звеном между юриспруденцией и дипломатией в поздней Российской империи, способствующей глобальной защите прав человека Организацией Объединенных Наций в середине XX в.

Отчет: Маргарита Павлова


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.