• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Границы истории": Илья Герасимов, известный историк, ответственный редактор журнала Ab Imperio, представит доклад на тему "Плебейская модерность глазами элитных наблюдателей: между популизмом и ориентализмом"

Мероприятие завершено

16 декабря серия исследовательских семинаров "Границы истории" продолжится презентацией доклада известного историка, ответственного редактора журнала Ab Imperio - Ильи Герасимова: "Плебейская модерность глазами элитных наблюдателей: между популизмом и ориентализмом"

Илья Герасимов

Регистрация

Когда: 16 декабря, 18:30 (UTC+3)

Формат: гибридный. Для участия необходимо заполнить данную форму

Рабочий язык: русский

Аннотация

Речь пойдет о существовании значительной части населения, не включенного полноценно в публичную сферу, которое, вслед за британским историком Э. П. Томпсоном можно назвать "плебейским обществом". "Плебейским" оно является лишь по отношению к "патрицианскому" образованному обществу, "общественности", большинство которого составляют вовсе не аристократы, а малоимущие интеллигенты. Они участвуют в производстве и адаптации публичных дискурсов, при помощи которых осмысливают реальность и влияют на нее, они воспринимают мир через призму "текстуальности", создавая нарративы и риторику на все случае жизни. В российских городах начала ХХ в. плебейское общество составляло порядка 90%. Эти люди понимали риторику и дискурсы образованного общества и ориентировались на его стандарты как идеал в быту и личной жизни. Однако сами они использовали другой способ ориентации в реальности и коммуникации: преимущественно нетекстуальный, через социальные практики как особый невербальный язык. Этих людей современные представители элитного - дискурсивного - научного сообщества называют "субалтернами", "не умеющими говорить". Большинство письменных источников об их существовании было составлено представителями элитного дискурсивного общества начала века: журналистами и судьями, полицией и писателями. Можно ли реконструировать субъектность плебейского общества, если наши источники и наш аналитический язык принципиально чужеродны их способу восприятия мира? Имеет ли значение политическая позиция внешнего "элитного" наблюдателя -- сочувствующего или критически настроенного по отношению к объекту исследования? Могут ли субалтерны говорить и в чем заключается их постколониальная эмансипация?