Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 194100 Санкт-Петербург,ул. Кантемировская, д. 3, корп. 1, лит. А, каб. 316, 317
Департамент математики естественным образом влился в структуру факультета Санкт-Петербургская школа физико-математических и компьютерных наук, поддерживая и развивая традиции последнего в направлении обеспечения фундаментальных аспектов знания и научных исследований. Целью департамента является обеспечение преподавания математических дисциплин для всех специальностей НИУ ВШЭ на уровне лучших мировых стандартов, активное развитие фундаментальных и прикладных исследований в области математики, ее приложений и инструментальных средств и методов.
Рунев Е. В.
М.: ООО "Издательство "Спутник+", 2022.
Кузютин Д. В., Смирнова Н. В., Тантлевский И. Р.
Математическая теория игр и ее приложения. 2024. Т. 16. № 1. С. 61-77.
In bk.: Third International Conference, MSBC 2024, Almaty, Kazakhstan, September 18–20, 2024, Proceedings. Modeling and Simulation of Social-Behavioral Phenomena in Creative Societies. CCIS, volume 2211. Cham: Springer, 2024. Ch. 6. P. 70-84.
Korotyaev E., Леонова Е. О.
Statistical mechanics. arXie. arXive, 2022
Алексей, где Вы закончили школу и как оказались в Питерской Вышке на программе «Экономика»?
Я родился и вырос в г. Вихоревка Иркутской области, там же закончил школу с золотой медалью. Еще учась в школе, я участвовал в различных олимпиадах. Меня привлекали как точные, так и гуманитарные науки, поэтому, когда пришло время выбирать университет для поступления, я понял, что оптимальным решением будет экономика, так как она объединяет и то и другое. Мне захотелось учиться в Санкт-Петербурге, потому что в этом городе уютно и по-домашнему, приветливые люди, которые всегда готовы прийти на помощь, выручить в трудной ситуации. Так я оказался в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург на программе «Экономика» https://spb.hse.ru/ba/economics/students.
Бытует мнение, что первый курс – суровое испытание для студентов-экономистов. Да и последующие годы учебы принято считать трудными именно на программе «Экономика». А что Вам больше всего запомнилось и понравилось на программе?
Я был по-настоящему рад, что поступил именно на «Экономику». Мне все здесь нравилось, учеба была очень увлекательна. Но, к сожалению, мой балл был средним. Накопительная оценка также не показывала хороший результат. Академическая свобода Вышки, к сожалению, не пошла мне на пользу, она ослабила мой контроль над учебой, я ленился временами.
Наиболее математизированные дисциплины для меня оказались наиболее интересными. На раннем этапе обучения я больше всего любил слушать яркие семинары по линейной алгебре и теории вероятностей с С.Г. Матвеенко, по математическому анализу с А.Р. Минабутдиновым, курс по выбору по дифференциальным уравнениям и их приложениям с Т.А. Алексеевой. На старших курсах не могу не отметить эконометрику с Д.А. Покровским, анализ несовершенных рынков с С.Г. Коковиным и дизайн экономических механизмов с А.С. Нестеровым и Ф.А. Сандомирским, а также макроэкономические модели роста с И.В. Розмаинским. Из прикладных эмпирических дисциплин понравились курсы Е.А. Александровой по микроэконометрике и экономике труда.
Я достаточно рано стал серьезно интересоваться самостоятельной исследовательской деятельностью. На «Экономике» в Питерской Вышке лично меня больше всего увлекало то, что программа (и, в первую очередь, концентрация "Прикладная экономика", которую я выбрал) более наукоориентирована и позволяет познакомиться с тем, что такое современная экономическая наука, и как самостоятельно проводить научные и прикладные исследования.
Что поддерживало и развивало Ваш интерес к исследованиям и академической деятельности?
Обучаясь на программе, я был приятно удивлен той исследовательской свободой и самостоятельностью, которая предоставляется студентам при работе над курсовыми работами и ВКР (выпускная квалификационная работа). Естественно, опыт работы в течение двух лет под руководством Дмитрия Александровича Покровского во многом определил и сформировал текущий круг моих научных интересов ‑ IO (Industrial Organization) и GEM (General Equilibrium Models) с монополистической конкуренцией. Нужно сказать, что он и подтолкнул меня пробовать поступать на магистратуру в РЭШ.
Какие преимущества Вы видите в магистратуре по экономике РЭШ?
Окончательное решение по поступлению в РЭШ https://www.nes.ru/master-of-arts-in-economics/?lang=ru я принял, когда у меня сформировалось мнение, или видение, что на данный момент в России лучше магистратуры по экономике не найти. Решающим фактором послужило то, что в РЭШ организованно помогают студентам поступать на программы PhD в США, к чему я и стремлюсь. И, что немаловажно, дают для этого твердый академический фундамент.
Сложно было готовиться к вступительным экзаменам в РЭШ? Что помогало?
Готовиться ко вступительным экзаменам было, конечно, тяжело. Пришлось серьезно освежить в памяти курсы линейной алгебры и математического анализа, и посидеть над задачами из демо-вариантов и вариантов прошлых лет. Однако нельзя сказать, чтобы я при подготовке сильно выходил за рамки того, что прошел на бакалавриате, то есть тех знаний по математике, что я получил на бакалавриате, было вполне достаточно.
Какие напутствия Вы можете дать новому поколению студентов, пришедших на программу «Экономика»?
Студентам могу пожелать не сопротивляться своему любопытству, а еще ценить и стараться использовать все, что дает программа, по максимуму - опыт действительно ценный и важный. Хорошее экономическое образование действительно меняет мировоззрение в более рациональную сторону. Пройдя программу, вы будете смотреть на многие вещи в нашей и мировой экономике (а еще, возможно, в политике и в обществе в целом) под другим углом, с большим интересом и более объективно.
Не уверен, что существует какой-то универсальный секрет успеха для обучающихся на программе. Лично мне больше всего пользы принесла следующая стратегия: большую часть усилий я бросил на то, что мне больше всего интересно, а именно ‑ на научную работу. На выходе это дало мне отличную ВКР с оригинальной идеей ‑ равновесие в смешанных стратегиях на рынке труда внутри модели общего равновесия с неоднородными агентами. Скорее всего, такая замечательная идея никогда не пришла бы мне в голову, если бы я в процессе работы так много не думал об этом, не искал и не перепробовал многочисленные варианты моделей, раз за разом отвергая их в пользу чуть более лучшего варианта - и так, пока не достигну стройной постановки с понятными предпосылками и трактуемыми результатами, которые вполне расширяют границы научного знания. В результате мы разработали новый метод, позволяющий теоретически посчитать равновесие на рынке труда при условии того, что каждый рабочий ведёт себя стратегически. Я доволен таким результатом.