We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Process Research and Media Analysis"

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructor


Argylov, Nikita

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит слушателей с методами сбора данных о поведении и предпочтениях людей и групп людей. Он может быть полезен медиа-аналитикам как с точки зрения анализа медиапотребления, так и для понимания других поведенческих исследований, результаты которых могут использоваться в медиа-производстве. Методологически дисциплина находится на стыке социологии, психологии и медиа-исследований. Слушатели знакомятся с принципами проведения опросов, экспериментов и основами качественных методов, а также выполняют практические задания по применению этих методов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство магистрантов с проведением научных исследований: от выбора темы до построения гипотез и презентации результатов.
  • Знакомство магистрантов с процессом проведения научного исследования: от выбора темы до построения гипотез и презентации результатов.
  • Целями освоения дисциплины являются формирование у слушателей представления о базовых принципах сбора данных в области поведения и предпочтений людей. По итогам курса студенты должны иметь представление о дизайне таких исследований, типах выборок, опросов, анкет и принципах их составления, типах экспериментов и принципах их проведения, и об основах качественных методов сбора данных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • возможность использовать интеллектуальный потенциал магистрантов как в рамках университета, так и за его пределами – в аналитических центрах, консалтинговых компаниях для принятия стратегически важных решений.
  • свободная ориентация магистрантов в источниках информации по проблемам анализа медиасферы и текущих аналитических практик
  • способность магистрантов проводить аналитические исследования: определять их цели и задачи, объект и предмет, методы, оценивать их качество
  • Сформировать у магистрантов следующие навыки: · Способность формулировать цель и методику проведения исследований, · Выбор наиболее подходящих инструментов для проведения исследования в зависимости от цели и выбранной методики, · Формировать список оцениваемых параметров, отвечающий задачам исследования. · Использовать подходящие методы анализа полученных данных · Умение формулировать выводы из полученного анализа · Представление результатов с учетом целевой аудитории проводимого исследования
  • • Знаком с основами дизайна исследования поведения и предпочтений людей
  • • Знает типы и принципы проведения опросов, составления анкет
  • • Обладает начальными навыками составления анкет
  • • Знает типы и принципы проведения экспериментов
  • • Обладает начальными навыками составления дизайнов эксперимента
  • • Знаком с основами качественных методов сбора данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Исследования медиа: темы, тенденции, проблемы
  • Исследование локальных, региональных, общенациональных и зарубежных медиа
  • Проекты магистрантов
  • Раздел 1. 2 курс
  • Раздел 2. 2 курс
  • Раздел 3. 2 курс
  • Раздел 4. 2 курс
  • Раздел 5. 2 курс
  • Раздел 6. 2 курс
  • Раздел 7. 2 курс
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповое задание 1
    Инструкция • Разделитесь на группы и разработайте прототип анкеты с не менее чем 15-б вопросами. Представьте свою анкету, сопроводив ее двумя-четырьмя пояснительными слайдами • Для составления анкеты выберите из списка исследовательский вопрос и не менее двух из четырех приложенных к нему гипотез. Модификация гипотез возможна, но должна быть согласована с преподавателем. • Операционализируйте концепты, упоминаемые в гипотезах и придумайте измерения для каждой из них; создайте слайд с ясным объяснением того, какими вопросами будет измеряться каждая концепция • В прототипе анкеты расположите вопросы в том порядке, в котором вы ожидаете их увидеть в окончательном варианте. Подумайте над обоснованием этого порядка. • В прототипе анкеты отметьте, какие вопросы относятся к той или иной гипотезе, какие являются отсекающими, какие буду показываться только определенным группам респондентов, и к какому вопросу должен осуществляться переход при пропуске определенных вопросов. • Рекомендуемые слайды: (1) Исследовательский вопрос и гипотезы (из полученного задания); (2) измерения; (3) схема анкеты, особенно если она имеет ветвления.
  • неблокирующий Групповое задание 2
    Инструкция Распределитесь на группы и подготовьте дизайн эксперимента по теме, выбранной из списка, которую можно упростить или несколько модифицировать по согласованию с преподавателем. Подготовьте презентацию со следующей информацией на слайдах: • Тема (цель) и участники • Гипотезы • Зависимая и независимые переменные, их операционализация (измерение); что будет манипулироваться в эксперименте • Тип эксперимента: лабораторный, полевой, опросный и обоснование • Тип плана: межгрупповой, внутригрупповой и обоснование • Выборка: размер, характеристики, характер рекрутирования • Характер и порядок предъявления стимулов / оказания воздействия с кратким описанием стимулов • Угрозы внешней и внутренней валидности и предлагаемые способы борьбы с ними (например, как изолируется влияние некоего фактора) • Другие ограничения
  • неблокирующий Финальный тест
    Тест будет состоять из 20-30 вопросов, предполагающих короткие ответы на знание тем, перечисленных в разделе «Темы курса». Решение практических задач не предполагается. В тесте также могут быть вопросы на понимание основных положений конкретных текстов, заранее предложенных к изучению.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Итоговая оценка = 0.4 * групповое_задание_1 + 0.4 * групповое_задание_2 + 0.2 * финальный тест
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    Итоговая оценка = 0.4 * групповое_задание_1 + 0.4 * групповое_задание_2 + 0.2 * финальный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Корнилова Т. В. - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ в 2 ч. Часть 1. 4-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2023 - ISBN: 978-5-534-05186-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/eksperimentalnaya-psihologiya-v-2-ch-chast-1-513637
  • Корнилова Т. В. - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ в 2 ч. Часть 2. 4-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2023 - ISBN: 978-5-534-05187-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/eksperimentalnaya-psihologiya-v-2-ch-chast-2-513638

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gunter, B. (2000). Media Research Methods : Measuring Audiences, Reactions and Impact. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=309793

Авторы

  • Быханова Кристина Сергеевна
  • Чумилкин Сергей Владимирович
  • Котюкова Анастасия Васильевна
  • Королев Егор Алексеевич