We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Institutional Fundamentals of Education Policy

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина реализуется в blended формате. Освоение дисциплины «Институциональные основы образовательной политики» должно способствовать решению проблем профессиональной подготовленности действующих или потенциальных руководителей образовательных организаций и образовательных систем (подсистем) , которым предстоит практическая деятельность по формированию и реализации образовательных политик как на уровне отдельно взятой организации, так и на уровне районной и\или региональной системы образования. Дисциплина включает перечень тем для ознакомления с базовыми понятиями теории институциональной экономики и содержанием концепций и методов институционального анализа в применении к социальной сфере, в т.ч. знание базовых институтов, влияющих и формирующих образовательную политику в РФ на всех уровнях (федерации, региона, района, организации). Необходимым компонентом освоения дисциплины является изучение пакета актуальных документов стратегической направленности и их критического осмысления. Практические занятия направлены на формирование навыка выявления противоречий в нормативных документах ( формальных институтах ), влияющих на формирование образовательной политики на разных уровнях, разработки и интерпретации аналитических документов и программ развития образования с точки зрения достижения результатов; объяснения институционального обустройства образовательных систем на разных уровнях управления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основные цели освоения дисциплины заключаются в: • осмыслении институциональной составляющей при формировании образовательной политики системы (подсистемы) на среднесрочную и долгосрочную перспективы; • формировании понимания важности формальных и неформальных институтов, их взаимосвязи, взаимодействия и координации при формировании программ развития образовательных систем и учреждений; • приобретении навыков и опыта анализа образовательной стратегии и ее реализации на различных уровнях; • уяснении обучающимися связи между действующими формальными и неформальны-ми институтами, отвечающими или не соответствующим вызовам современного этапа общественного развития, и изменениями характера отношений в сфере образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет институциональное обустройство развития образовательных систем на разных уровнях управления. Прогнозирует возможные институциональные изменения и появление новых «хороших и плохих» институтов в случае реализации каких либо образовательных стратегий (программ развития). Использует основные положения и методы институционального анализа при решении профессиональных задач.
  • Понимание феномена институциональных ловушек. Умение приводить примеры из сферы образования.
  • Понимание феномена института контрактации в контексте образовательных отношений. Умение применять терминологию теории контактов при объяснении конфликтов в контрактных отношениях в системе образования.
  • Умение использовать технологию форсайта при разработке стратегических документов образовательного учреждения и или системы образования на уровне района
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.1. Институты – как «правила игры в обществе».
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.2. Трансакционные издержки: применимость понятия в деятельности по формированию образовательных политик.
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.3. Право собственности, как определяющий институт экономических отношений.
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.4. Контрактные отношения: неполнота контракта и асимметрия информации: применимость понятия в сфере образования.
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.5. Феномен «государства» : институциональный подход.
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.6. Развитие и институты: устойчивое развитие, модернизация, реформирование.
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации Тема 2.1.Формальные и неформальные институциональные рамки в образовании: анализ ситуации.
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации. Тема 2.2. Институты в образовании: финансирование системы образования; оплата труда; автономия; государственное задание.
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации. Тема 2.3. Институциональные основания и ресурсные возможности инноваций в образовании.
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации. Тема 2.4. Институциональные ловушки образовательных стратегий
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
    эссе выполняется по содержанию 1 раздела , по темам , подготовленным преподавателем
  • неблокирующий эссе
    Блок оценки соответствия жанру ( К оценивания =0,5) • Жанр эссе - свободный текст с ясно сформулированной проблемой, изложением сути и аргументами об актуальности проблемы; • Желателен факт обобщения материала о каких-либо исследованиях в данной области. Возможно, эссе построено как комментарии к статье, актуальной для магистерского исследования; • Предложены варианты решения проблем(ы), которые базируются на доступной ин-формации • Необходимы ссылки на мнение ( статьи, интервью и пр.) о рассматриваемой в эс-се проблеме других авторов ( кроме автора эссе). Блок оценки соответствия объемам ( К оценивания =0,15). • Объем эссе не должен превышать 3,0 страниц формата А4 ( не считая титульного листа). При превышении объема оценка за данный блок обнуляется Блок оценки текста ( К оценивания =0,35). • Текст эссе должен быть понятен, научные термины, выражения, которые используются при исследовании той или иной проблемы необходимо заменять понятиями для широкой аудитории. В случае невозможности их заменить иными, они могут быть оставлены, но обязательно приводиться в сноске с расшифровкой. Максимальная оценка по каждому блоку - 10 баллов. Для выставления окончательной оценки эссе балл блока умножается на соответствующий коэффициент оценивания (К оценивания), далее суммируется и определяется итоговый балл за работу.
  • неблокирующий институциональная ловушка
    проектирование «институциональных ловушек» в малых группах . Оценивание: оценка дается в баллах и является суммарной для всей подгруппы, распреде-ляется самими участниками группы по весу участия каждого в выполнении задания. Задание. Институциональное проектирование. Опишите «институциональную ловушку» на любом примере из: бартер; неуплата налогов ; коррупция \\ взятка; нарушение правил дорожного движения; списывание \\ исполь-зование шпаргалок на экзамене; «технологическая» подготовка к ЕГЭ и другое… В кейсе должны быть задействованы характеристики ИЛ: 1. Факторы , влияющие на процесс формирования ИЛ – фундаментальные, социеталь-ные, организационные 2. Механизмы стабилизации ИЛ - эффект обучения, эффект координации, эффект сопряжения 3.Предложения по «выходу из институциональной ловушки»
  • неблокирующий тесты
    контрольная работа по каждой теме в формате теста из 15 вопросов
  • неблокирующий итоговый тест
    тест из 45 вопросов . По каждой теме курса по 3-4 вопроса
  • неблокирующий Мультимедийный проект
    В малых группах создается мультимедийный проект по выбранной теме курса в одном из разделов. Группа создает ролик по выбранной теме на основе какого либо популярного мультипликационного фильма. Время ролика= до 10 минут В ролике должны быть использованы не менее 15 терминов определенной темы курса, согласованных по смыслу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    О рез.= = 0,8(0,3О текущий тест-контроль + 0,1Оэссе + 0,2Опроект+ 0,2О итоговый тест) + 0,2·Оауд.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Куб инноваций" и палитра инноваторов : идеи, проекты, уроки и коммент., Альтшулер, И. Г., 2007
  • 12 стандартных методов управления продажами и причины, по которым они неизменно эффективны, Фарбер, Б., 2006
  • Canty D. Agile for Project Managers – Auerbach Publications, 2015 – 234 p. ISBN:9781482244984 (доступ через электронную библиотеку НИУ ВШЭ http://library.books24x7.com/bookshelf.asp, для перехода по ссылке нужна авторизация в системе удаленного доступа ресурса)
  • Бирюков, С. В.  Правовая культура : учебное пособие для вузов / С. В. Бирюков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 126 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12246-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447097 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Институциональные предпосылки региональной образовательной политики. : учебно метод. пособие, Заиченко, Н.А., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Балацкий Е.В. (2002). Функциональные Свойства Институциональных Ловушек. Журнал Экономика и Математические Методы (ЭММ), (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.cememm.38.3.7
  • Бренделева, Е. (2006). Qwerty-Эффекты, Институциональные Ловушки С Точки Зрения Теории Трансакционных Издержек. TERRA ECONOMICUS, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14348023
  • Веретенникова, Н. (2009). Институциональные Ловушки Российской Системы Высшего Образования. Вестник Томского Государственного Университета. Экономика, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13998007
  • ГЛАЗЬЕВ С.Ю. (1998). «Вашингтонский Консенсус» И Научнотехнический Прогресс В России. Экономическая Наука Современной России, (Приложение). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16941261
  • Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория : Учебник, , 2006
  • Нуреев, Р. (2010). Россия после кризиса эффект колеи. Journal of Institutional Studies (Журнал Институциональных Исследований), (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.8078924
  • Переучреждение государства: общественный договор, Аузан, А., 2006
  • ПОЛТЕРОВИЧ ВИКТОР МЕЕРОВИЧ. (2013). Институциональный эксперимент. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D2DFE7C

Авторы

  • Заиченко Наталья Алексеевна