• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Mentor's Seminar "Relevant Research Questions"

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Программа сфокусирована на выбранный магистрантом вид траектории – общая ( смешанная проектно- исследовательская) с названием «Актуальные вопросы исследований» ( АВИ). Программа наставника по траектории АВИ составлена с учетом специфики формата ( очно- заочное обучение) и содержания - с акцентом на развитие управленческих компетенций студентов. АВИ- траектория ориентирована на магистрантов, которые заинтересованы в приобретении во время обучения в магистратуре конкретного перечня профессиональных компетенций, связанных, как правило, с развитием научно- исследовательских, аналитических, экспертных навыков. Обучение по общей ( проектно- исследовательской) траектории ( АВИ) может предполагать наличие перечня пререквизитов у студентов, без которых освоение программы будет затруднено, но не невозможно. Программа характеризуется значительной долей аналитической работы, связанной с разбором практических кейсов и исследований, направленной на выбор оптимальных контекстных управленческих решений в области образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование исследовательских компетенций, критического мышления . Развитие аналитических навыков.
  • 2. Развитие навыка формулировки гипотез и теоретической рамки исследования.
  • 3. Формирование компетенций в области анализа образовательных стратегий на уровне организации, района, региона.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Осознанный выбор траектории обучения. Понимание различий результатов обучения по траекториям. Формулирование проектной темы исследования Операционализация понятий исследования. Умение актуализировать тему исследования
  • Знание специфики качественных и количественных исследований. Аргументация применяемых методов исследования и источников для формирования теоретической рамки.
  • Умение анализировать тенденции в современных текстах об образовании. Умение формулировать экспертные вопросы в контексте развития образования. Умение выявлять исследовательские и социальные проблемы в академических текстах
  • Умение аргументировать обоснованность эмпирической части исследования . Доказательность методов исследований.
  • Умение формулировать аргументы актуальности продолжения исследования на этапе магистерской работы. Демонстрировать навыки исследовательской аналитической и экспертной компетентностей. Доказывать соответствие магистерской диссертации направлению ГМУ в сфере «Управления образованием»
  • Демонстрирует умение аргументировать положения, выносимые на защиту МД; маркирует исследование в направлении ГМУ.
  • Понимание концепта "теоретическая рамка" Аргументация применяемых методов исследования и источников для формирования теоретической рамки.
  • Понимание различий в текстах разных типов, объяснение различий. Умение формулировать экспертные вопросы в контексте развития образования. Умение выявлять исследовательские и социальные проблемы в академических текстах
  • Формулирует аргументы актуальности продолжения исследования на этапе магистерской работы. Демонстрирует умение аргументировать положения, выносимые на защиту МД; маркирует исследование в направлении ГМУ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в образовательную программу "Управление образованием", смысловые акценты траекторий ( 1 курс). теоретическая рамка курсового исследования (2 курс); теоретическая рамка и эмпирическая часть магистерского исследования ( 3 курс)
  • Теоретическая рамка и методы исследований
  • . Организация текстов аналитических и проекно- исследовательских работ
  • Актуализация темы исследования и маркировка направления ГМУ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Подготовка этапов курсовой работы
  • неблокирующий Подготовка ВКР
  • неблокирующий Защита эмпирической части ВКР и предзащита ВКР
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    О=0,3Опрез. темы +0,4О през. синопсиса КР+0,3 Опрез. тезисов статьи
  • 2024/2025 учебный год 3 модуль
    О= 0,5 през. методов исследования + 0,5 О през. синопсиса МД
  • 2025/2026 учебный год 1 модуль
    О= 1,0 Оэмпирики МД
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Третья миссия" университетов: социально-философский анализ : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11, Сорокин, С. Э., 2020
  • Археология знания : L'Archéologie du savoir, Фуко, М., 2012
  • Вахштайн, В., Константиновский, Д., & Куракин, Д. (2008). Социологические Исследования В Образовании:От Метафоры К Интерпретации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D0CEAB7C
  • Войти в эпоху просвещения, Любимов, Л. Л., 2012
  • Днепров, Э. Д. (2010). Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5BB89E65
  • Доверие - основа общества, Штомпка, П., 2014
  • Евгения Ним. (n.d.). (Не)социальное конструирование реальности в эпоху медиатизации.
  • Изучение социологии. Воспитание умственное, нравственное и физическое, Спенсер, Г., 2006
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В.В., 2001
  • Классификация наук, Спенсер, Г., 2001
  • Константиновский, Д., Вахштайн, В., Куракин, Д., & Рощина, Я. (2006). Доступность Качественного Общего Образования В России: Возможности И Ограничения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F8672CD1
  • Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И., & Волков А. Е. (2008). Российское Образование — 2020: Модель Образования Для Инновационной Экономики. Материал Для Обсуждения. Вопросы Образования // Educational Studies, (1), 32. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2008i1p32.64
  • Лекции о воле к знанию с приложением "Знание Эдипа" : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1970 - 1971 учебном году, Фуко, М., 2016
  • Личность и государство : пер. с англ., Спенсер, Г., 2007
  • Массовое высшее образование, Триумф БРИК?, пер. с англ. М. Добряковой, Л. Пирожковой ; науч. ред. пер. М. Добрякова ; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики, 526 с., Карной, М., Лоялка, П., Добрякова, М., Доссани, Р., Фрумин, И., Кунс, К., Тилак, Д. Б. Г., Ванг, Р., 2014
  • Многоязычие как фактор сохранения этнокультурного разнообразия: образовательные стратегии : сборник научных трудов / под редакцией А. А. Шевцовой, М. А. Кривенькой. — Москва : МПГУ, 2019. — 104 с. — ISBN 978-5-4263-0831-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/143502 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Может ли Интернет укрепить демократию?, Коулман, С., 2018
  • Мужество истины. Управление собой и другими II : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1983 - 1984 учебном году, Фуко, М., 2014
  • По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии : учеб. пособие для вузов, Асмолов, А. Г., 2002
  • Приказано добиться результата. Как была обеспечена реализация реформ в сфере государственных услу..., Барбер М., Кузьминов Я.И., 2011
  • Радаев, В. (2011). Как Написать Академический Текст. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7440636
  • Разыскание истины, Декарт, Рене, 2000
  • Российское законодательство об образовании XIX — начала XX века: сб. документов [Текст] : в 3 т. — Т. I. - 978-5-7598-1362-0 - Днепров Э.Д. ред. - сост. - 2017 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362111 - 362111 - iBOOKS
  • Система образования как фактор социально-экономического развития России : принципы и организацион... : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05, Балыхин, Г. А., 2004
  • Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архит..., Гараедаги, Дж., 2010
  • Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архит..., Гараедаги, Дж., 2011
  • Социальные коммуникации. Психология общения : учебник и практикум для акад. бакалавриата, Болотова, А. К., 2016
  • Социетальная трансформация российского общества : деятельностно-структурная концепция, Заславская, Т. И., 2003
  • Социология : анализ современного общества, Штомпка, П., 2005
  • Социология социального пространства : пер. с фр., Бурдье, П., 2014
  • Социология. Ее предмет, метод, предназначение., Дюркгейм, Э., 2006
  • Спенсер, Г.  Справедливость / Г. Спенсер ; под редакцией М. М. Филиппова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 221 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12262-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566848 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Спенсер, Г. Изучение социологии / Г. Спенсер , перевод с английского М. Гольдсмит. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 256 с. — ISBN 978-5-507-10852-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/5901 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Стратегия и методология социокультурной модернизации образования, Асмолов, А. Г., Б.г.
  • Философия повседневных вещей, Корнев, В. В., 2011
  • Фрумин, И. Д., & Васильев, К. Б. (2010). Российская школа на пути в «новую экономику»: интенсивный сценарий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1E89CC71

Авторы

  • Беббукина Надежда Викторовна
  • Заиченко Наталья Алексеевна