We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
12
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-3 module

Instructors


Bakhmutsky, Andrey


Богданова Ирина Александровна


Зимина Любовь Викторовна


Krasilnikov, Alexander


Lebedev, Oleg E.


Модестова Татьяна Владимировна


Pisarenko, Irina A.


Pronin, Alexander


Рубашкин Дмитрий Давидович

Программа дисциплины

Аннотация

НИС ориентирован на развитие компетенций в области управленческих, социологических, гуманитарных исследований в целях подготовки и написания магистерской диссертации. Организационные формы НИС предусматривают как индивидуальную так и групповую научно-исследовательскую / информационно-аналитическую работу магистранта, включая публичное обсуждение каждого этапа исследовательского цикла. Структура организационных форм НИС построена на основе двухфазного принципа, предполагающего постоянное чередование: Фазы вложений, где главными выступающими являются преподаватели и приглашенные специалисты-практики; Фазы отдачи, где главными выступающими являются студенты магистерской программы. Основные формы обучения включают: индивидуальные и групповые консультации ведущих преподавателей о методологии работы; мастер-классы приглашенных исследователей и практиков; спец семинары и орг.деятельностные игры по проектированию, подготовке, написанию и презентации исследовательских работ; проектные семинары, связанные с обсуждением исследовательских планов; обсуждение и предзащиты проектов курсовых работ и магистерских диссертаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие компетенций аналитической обработки информации в сфере образования для обоснования постановки проблем, формулировки задач и выбора методов исследований разного типа (академического, прикладного, проектного), включая комплексные и междисциплинарные исследования
  • Развитие компетенций организации коллективной поисково-аналитической работы с информацией в области социальной сферы, в т.ч. в сфере образования
  • развитие компетенций организации коллективной поисково-аналитической работы с контекстной информацией
  • развитие навыков оценки, выбора и планирования применения методов сбора и анализа данных для разного типа исследований (академического, прикладного, проектного)
  • Формирование навыков анализа и оценки разрабатываемых и принятых нормативных, методических, правовых и иных материалов в сфере образования, культуры, социальной сфере в общем
  • формирование навыков анализа и оценки разрабатываемых и принятых нормативных, методических, правовых и иных материалов в сфере образования, социальной политики.
  • Развитие навыков анализа, обоснования, валидации и оптимизации проектных решений в сфере образования , деятельности некоммерческих организаций с акцентом на реализацию образовательных программ, с целью обеспечения их качества
  • развитие навыков анализа, обоснования, валидации и оптимизации проектных решений в сфере образования , с целью обеспечения их качества
  • Формирование навыков экспертной и консультационной деятельности в контексте курсовых исследований и магистерских диссертаций.
  • формирование навыков экспертной и консультационной деятельности в сфере образования, информационных образовтальные технологий, управления образованием в контексте курсовых исследований и магистерских диссертаций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • демонстрирует навыки творческого подхода к решению управленческих задач в т.ч. при формировании презентаций в контексте исследования;
  • интерпретирует реальные управленческие практики и демонстрирует умение планировать и проводить диагностические исследования с использованием техник ситуационного анализа и сортировки предложенных суждений;
  • интерпретирует ситуации профессиональной деятельности с точки зрения определенных научных подходов и теоретических концепций
  • использует при написании текстов адекватные методы подбора информации;
  • демонстрирует способность к самостоятельному освоению методов исследования в контексте курсового исследования
  • интерпретирует, критически оценивает и сопоставляет эмпирические и статистические данные, получаемые качественными и количественными методами
  • интерпретирует, критически оценивает и сопоставляет эмпирические и статистические данные, получаемые качественными и количественными методами
  • использует методы статистического анализа для доказательной интерпретации выводов исследований
  • обосновывает, интерпретирует оценивает технологии проведения анализа данных методами прикладной статистики и представления полученных результатов в форме научного отчета
  • определяет и структурирует исследовательскую задачу в части анализа проблем государственного управления
  • планирует и проводит диагностические исследования с использованием техник ситуационного анализа и сортировки предложенных суждений
  • применяет методы исследований, не включенные в учебные программы дисциплин и научно-исследовательского семинара
  • самостоятельно выбирает и обосновывает объект, предмет, цели, задачи и методы прогноза развития соответствующих явлений
  • систематизирует информацию, интерпретирует эмпирический материал
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 1. Базовые технологические принципы научного исследования.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 1. Организация и проведение социологического исследования с использованием метода интервью
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 2. Теоретические основы исследовательской работы. Выбор темы и базы исследования.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 2. Непараметрическая статистика: области использования; возможности.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 3. Организация исследования.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 3. Непараметрическая статистика: случай двух и нескольких независимых выборок.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 4. Представление результатов исследования
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 4. Непараметрическая статистика: независимые выборки.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 5. Психология конфликта.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 5. Регламенты.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 6. Мониторинг образовательного пространства
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 6. Методы изучения конфликтов.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 7. Проектирование стратегии управления конфликтами.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 7. Специфика исследования разных субъектов
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 8. Онтология, институциональные задачи, нормы исследовательской и проектной деятельности: сходство и различие
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 8. Оценка образовательных достижений как показатель качества образования
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 9. Проблематика содержания и актуальность темы в рамках гуманитарного исследования и проектной деятельности
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 9. Система оценки образовательных достижений: формы и методы.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 10. Проектное мышление и технология проектирования.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 10. Технологии оценки образовательных достижений и представление оценки образовательных достижений для различных субъектов образовательного процесса
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 11. Экспертиза программ развития и проектов в системе образования.
  • Блок 2. Проектировочная деятельность, подблок «курсовые». Тема 12. Коллоквиум (проектировочный семинар)
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 11. Оценка образовательных достижений для управления образовательной системой
  • Блок 2. Проектировочная деятельность, подблок «курсовые». Тема 13. Коллоквиум первый.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 12. Планирование анализа БД методами прикладной статистики и первичная обработка данных
  • Блок 3. Проектировочная деятельность, подблок «магистерские». Тема 14. Коллоквиум второй.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 13. Информационные технологии формирования тематических баз данных для исследуемой проблемы
  • Блок 3. Проектировочная деятельность, подблок «магистерские». Тема 15. Коллоквиум третий.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 14. Особенности обработки номинальных данных.
  • Блок 3. Проектировочная деятельность, подблок «магистерские». Тема 16. Коллоквиум четвертый.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 15. Вторичный анализ статистических данных на примере прикладных исследований.
  • Блок 2. Проектировочная деятельность. ТЕМА 16. Коллоквиум (проектировочный семинар)
  • Блок 2. Проектировочная деятельность. ТЕМА 17. Коллоквиум (аналитический семинар)
  • Блок 2. Проектировочная деятельность. ТЕМА 18. Коллоквиум
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Коллоквиум №3
    Формат коллоквиума - защита проектного текста статьи по теме исследования в рамках курсового проекта в LMS (структурированный текст в объеме не менее 4000 знаков)
  • блокирует часть оценки/расчета Коллоквиум №1
    Формат коллоквиума - презентация аннотированного списка литературы и\или иных источников (не менее 10 наименований) в контексте курсового исследования, размещенный в LMS
  • блокирует часть оценки/расчета Коллоквиум №2
    Формат коллоквиума - защита синопсиса курсового исследования с помледующим размещением в LMS
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Накопленная оценка за первый год обучения формируется путем сложения произведений баллов, полученных по каждому текущему контролю (коллоквиуму), на коэффициент, присвоенный каждой форме текущего контроля (коэф. 0,2; 0,3; 0,3; 0,2).
  • неблокирующий Коллоквиум №0
    коллоквиум проводится в формате проектировочного семинара по рассмотрению организационно-технологических решений магистрантов при подготовке магистерских исследований, как продолжении курсовых исследований. Цель коллоквиума - презентация и защита идеи магистерского исследования
  • неблокирующий Коллоквиум №2
    текст синопсиса магистерской диссертации в LMS
  • неблокирующий Коллоквиум №3
    Содержание коллоквиума - презентация эмпирической части магистерского исследования и ключевых идей научных статей в контексте диссертационного исследования с размещением в LMS
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий экзаменнационное собеседование
    На оценку студента по НИС влияют оценки: • текстов, отражающих разные этапы работы над магистерским исследованием, включая работу над курсовым проектом; • профессиональной оценки практической значимости результатов курсового проектирования (исследования) и синопсиса магистерской диссертации; • качества подготовленного аналитического отчета по литературе (источникам) для подготовки исследований на уровне курсового проектирования и магистерской диссертации; • презентаций тезисов статьи, публичное обсуждение на коллоквиуме НИС; • текущая работа на семинарах.
  • блокирующий Коллоквиум №1
    Коллоквиум в формате защиты курсового исследоваия и размещения текста курсового проекта с заключением, включающим информацию о продолжении исследования в магистерской диссертации в LMS
  • неблокирующий Коллоквиум №0
    коллоквиум проводится в формате проектировочного семинара по рассмотрению организационно-технологических решений магистрантов при подготовке магистерских исследований, как продолжении курсовых исследований. Цель коллоквиума - презентация и защита идеи магистерского исследования
  • неблокирующий Коллоквиум №2
    текст синопсиса магистерской диссертации в LMS
  • неблокирующий Коллоквиум №3
    Содержание коллоквиума - презентация эмпирической части магистерского исследования и ключевых идей научных статей в контексте диссертационного исследования с размещением в LMS
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий экзаменнационное собеседование
    На оценку студента по НИС влияют оценки: • текстов, отражающих разные этапы работы над магистерским исследованием, включая работу над курсовым проектом; • профессиональной оценки практической значимости результатов курсового проектирования (исследования) и синопсиса магистерской диссертации; • качества подготовленного аналитического отчета по литературе (источникам) для подготовки исследований на уровне курсового проектирования и магистерской диссертации; • презентаций тезисов статьи, публичное обсуждение на коллоквиуме НИС; • текущая работа на семинарах.
  • блокирующий Коллоквиум №1
    Коллоквиум в формате защиты курсового исследоваия и размещения текста курсового проекта с заключением, включающим информацию о продолжении исследования в магистерской диссертации в LMS
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 3 модуль
    0.2 * Аудиторная работа + 0.3 * Коллоквиум №1 + 0.3 * Коллоквиум №2
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    Накопленная оценка за второй год обучения формируется путем сложения произведений баллов, полученных по каждому текущему контролю (коллоквиуму) и аудиторной работы, на коэффициент, присвоенный каждой форме контроля (коэф. 0,2; 0,2; 0,2; 0,2,0,2). О2накопл = 0,2•Ок1 + 0,2•Ок2+0,2Ок3+0,2Ок4+0,2Оаудит
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • V. Zagvyazinsky I., A. Zakirova F., В. Загвязинский И., & А. Закирова Ф. (2015). About the Normative Regulation and Fostering the Methodology Culture of Pedagogical Research Staff ; О НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.793554DB
  • Барбер, М., & Муршед, М. (2010). Shaping the future: How good education systems can become great in the decade ahead. Report on the International education roundtable, 7 July 2009, Singapore ; Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать еще более эффективными в следующем десятилетии (пер. с англ.). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E09A5533
  • Мокий, М. (2014). Методология Научных Исследований (Учебник Для Вузов). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FEE44AB1
  • Мокий, М. (2014). Методология Научных Исследований (Учебник Для Вузов). МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15445573
  • Муршед, М. M., Чийоке, Ч., & Барбер, М. (2013). How the worlds most improved school systems keep getting better ; Как лучшие системы школьного образования продолжают совершенствоваться (пер. с англ. Н. Микшиной, Е. Шадриной). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.31BF5657

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Borg, I., & Groenen, P. J. F. (2005). Modern Multidimensional Scaling : Theory and Applications (Vol. 2nd ed). New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=197369
  • Bronstein, A. M., Bronstein, M. M., & Kimmel, R. (2006). Generalized multidimensional scaling: A framework for isometry-invariant partial surface matching. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C41764F0
  • Вахштайн, В., Константиновский, Д., & Куракин, Д. (2008). Социологические Исследования В Образовании:От Метафоры К Интерпретации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D0CEAB7C
  • Галеев, Ю. В., Гильмутдинов, А. Х., & Алишев, Т. Б. (2013). Regional General Education System as Seen by Its Players ; Региональная система общего образования в представлениях ее участников. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3A9D463
  • Галеев, Ю., Гильмутдинов, А., & Алишев, Т. (2012). Региональная Система Общего Образования В Представлениях Ее Участников. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.781120EF
  • Галеев, Ю., Гильмутдинов, А., & Алишев, Т. (2012). Региональная Система Общего Образования В Представлениях Ее Участников. Вопросы Образования, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688430
  • Груничева, И., Пинская, М., & Косарецкий, С. (2012). Поддержка Школ, Показывающих Низкие Образовательные Результаты, Как Часть Национальной Образовательной Политики. Обзор Мирового Опыта. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.87BD460
  • Груничева, И., Пинская, М., & Косарецкий, С. (2012). Поддержка Школ, Показывающих Низкие Образовательные Результаты, Как Часть Национальной Образовательной Политики. Обзор Мирового Опыта. Вопросы Образования, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688435
  • Джи, Д. (2013). Деятельность Человека И Социальные Группы Как Естественная Среда Оценивания: Размышления Об Обучении И Оценке В Xxi В. Вопросы Образования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688463
  • Джи, Д. П. (2013). Human action and social groups as the natural home of assessment: Thoughts on 21st century learning and assessment ; Деятельность человека и социальные группы как естественная среда оценивания: размышления об обучении и оценке в XXI в. (пер. с англ. Н. Микшиной). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A0C221F1
  • ОРЛОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ. (2016). Прикладная Статистика - Состояние И Перспективы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.14F96E5D
  • Питер, М. (2006). Жизнь В Школах: Введение В Критическую Педагогику (Фрагменты Из Книги. Пер. С Англ. О. Фадиной). Вопросы Образования, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688018
  • Радаев, В. (2001). Новый Институциональный Подход: Построение Исследовательской Схемы. Экономическая Социология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692467
  • Радаев, В. В. (2013). How to write an academic paper ; Как написать академический текст. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E43119D2
  • Рощина, Я. (2012). Семейный Капитал Как Фактор Образовательных Возможностей Российских Школьников. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D443D7CE
  • Рощина, Я. М. (2013). Family Capital as a Factor of Educational Opportunities for Russian High School Students ; Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F6988677
  • Тюменева, Ю., & Хавенсон, Т. (2012). Характеристики Учителей И Достижения Школьников. Применение Метода First Difference К Данным Timss-2007. Вопросы Образования, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688438
  • Фуллан, М. (2011). Выбор Ложных Движущих Сил Для Реформы Целостной Системы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F7DB2A6F

Авторы

  • Заиченко Наталья Алексеевна