• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
10
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-3 module

Instructors


Bakhmutsky, Andrey


Богданова Ирина Александровна


Ilushin, Leonid S.


Krasilnikov, Alexander


Pronin, Alexander

Программа дисциплины

Аннотация

Программа НИС сформирована с учетом перечня видов профессиональной деятельности магистров , согласно ООС НИУ ВШЭ и спецификой программы «Управление образованием», и ориентирована на подготовку к следующим видам деятельности : - научно-исследовательская (НИД); - преподавательская (НИД_Пед) - проектная (ПД); - информационно-аналитическая (ИАД); -производственно-технологическая (ПТД); - консультационная (КД); - организационно-управленческая (ОУД); Программа научно-исследовательского семинара «Современные исследования в образовании» реализуется в течение двух лет обучения (первый и второй курсы).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие компетенций аналитической обработки информации в сфере образования для обоснования постановки проблем, формулировки задач и выбора методов исследований разного типа (академического, прикладного, проектного), включая комплексные и междисциплинарные исследования
  • Развитие компетенций организации коллективной поисково-аналитической работы с информацией в области социальной сферы, в т.ч. в сфере образования
  • Развитие навыков оценки, выбора и планирования применения методов сбора и анализа данных для разного типа исследований (академического, прикладного, проектного)
  • Формирование навыков анализа и оценки разрабатываемых и принятых нормативных, методических, правовых и иных материалов в сфере образования, культуры, социальной сфере в общем
  • Развитие навыков анализа, обоснования, валидации и оптимизации проектных решений в сфере образования , деятельности некоммерческих организаций с акцентом на реализацию образовательных программ, с целью обеспечения их качества
  • Формирование навыков экспертной и консультационной деятельности в контексте курсовых исследований и магистерских диссертаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • демонстрирует навыки творческого подхода к решению управленческих задач в т.ч. при формировании презентаций в контексте исследования;
  • использует при написании текстов адекватные методы подбора информации;
  • интерпретирует реальные управленческие практики и демонстрирует умение планировать и проводить диагностические исследования с использованием техник ситуационного анализа и сортировки предложенных суждений;
  • интерпретирует ситуации профессиональной деятельности с точки зрения определенных научных подходов и теоретических концепций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 1. Базовые технологические принципы научного исследования.
    Теоретические и прикладные исследования. Основные этапы научного исследования. Научный контекст и концептуальное моделирование. Основные технологические принципы формирования концептуальной модели исследования.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 2. Теоретические основы исследовательской работы. Выбор темы и базы исследования.
    Выбор темы и базы исследования. Основные технологические принципы формирования концептуальной модели исследования.. Понятийно-терминологический аппарат исследования. Научный аппарат исследования. Виды экспертной оценки исследования.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 3. Организация исследования.
    Подготовка экспериментальной базы. Принципы осуществления исследовательской работы. Этико-правовые аспекты НИР.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 4. Представление результатов исследования
    Требования, структура, содержание, правила оформления и написания работы. Формы представления НИР. Особенности подготовки научной статьи. Принципы подготовки эффективного научного доклада Презентации научного исследования. План исследования и полученные результаты. Методические уроки (выводы). Базовые основания жанров: статья, отчет, аналитическая записка, синопсис, план диссертации, реферат диссертации.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 5. Регламенты.
    Методический семинар по регламентам научных текстов: статья, синопсис, курсовое исследование, реферат диссертации, диссертация; научно-исследовательская практика
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 6. Мониторинг образовательного пространства
    Методы исследования образовательного пространства. Исследование образовательного пространства с помощью дистанционных технологий.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 7. Специфика исследования разных субъектов
    Особенности изучения людей разных возрастных, социальных и национальных групп. Специфика изучения педагогического коллектива. Методы и методики. Социометрия. Опросы. Интервью.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 8. Оценка образовательных достижений как показатель качества образования
    Качество образования в современной теории управления качеством. Образование – правовой, экономический и социальный аспекты. Качество – историческая трансформация понятия в России и мире. Качество образования для различных потребителей его оценки. Современное понятие о результатах образования. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения и результаты образования. Компетентностный подход к образованию в России и мире. Г.П. Щедровицкий о сущности учебного процесса. Качество системы, процесса и результата в образовании при компетентностном подходе. Стандарт качества и образовательный процесс. Особенности получения и оценки результатов в образовании при компетентностном подходе.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 9. Система оценки образовательных достижений: формы и методы.
    Система оценки результатов образования при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Качественная и количественная оценка. «Объективность» оценки. Внешняя и внутренняя оценка. Процедура оценки компонентов результатов образования: критерии, показатели, диагностические методики, интерпретация и использование результатов оценки. Оценивание образовательных достижений в России. Современные принципы обновления системы оценки учебных достижений школьников. 5-и и многобалльная оценка. Экспертная оценка. Понятие о педагогической диагностике. Мировой опыт оценки учебных достижений. О возможности использования мирового опыта в российском образовании Тестирование как форма оценивания результатов образования. Алгоритмы оценки результатов тестирования. Карта образовательных результатов (технологическая). Оценка портфолио личных достижений. Аутентичная оценка. Самооценка.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 10. Технологии оценки образовательных достижений и представление оценки образовательных достижений для различных субъектов образовательного процесса
    «Технологизация» образовательной деятельности. Технология оценки как описание инструментов оценки и правил их применения. Факторы, определяющие выбор технологии оценки. Требования к системе оценки образовательных достижений. Проблема технического обеспечения технологии оценки. Проблема методического обеспечения технологии оценки. Проблема экономического обеспечения технологии оценки. Обзор широко используемых отечественных технологий оценки. ГИА и ЕГЭ: достоинства и недостатки. Система «Параграф» и «Знак». Технологии международных мониторингов уровня достижений учащихся. Технология независимой оценки учебных достижений в Санкт-Петербурге. Субъекты образовательного процесса. Роль субъектов в управлении образовательным процессом. Потребность субъектов в информации для управления образовательным процессом. Способы представления информации об оценке образовательных достижений. Методы представления количественной и качественной информации. Монографические описания, таблицы, графики, диаграммы. Правовые и этические аспекты представления информации об оценке учебных достижений субъектам образовательного процесса.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 11. Оценка образовательных достижений для управления образовательной системой
    Проблема управления гуманитарными системами. Принципы Деминга. Информационное обеспечение управления в образовании. Условия и результаты общего образования. Комплексное использование показателей качества образования в управлении образовательной системой. Проблема минимизации количества оценочных процедур и обеспечения наиболее полной (достаточной) информации для каждого субъекта образовательного процесса.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 12. Планирование анализа БД методами прикладной статистики и первичная обработка данных
    Графический анализ данных. Типы переменных. Нормальное распределение. Основные показатели выборочного распределения данных и способы их интерпретации. Интерпретация данных как форма научной работы.
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 13. Информационные технологии формирования тематических баз данных для исследуемой проблемы
    Анализ правового поля. Тематические базы данных (БД). Форма: свободная таблица – база данных, индексы и отношения между таблицами; прикладная программа – проект. Использование инструментов программной среды Excel (формирование таблиц). Технологии анализа информации тематических БД методами прикладной статистики (анализа данных). Основные этапы статистического анализа. Виды таблиц данных для первичной обработки и для анализа с помощью продвинутых методов – аналитических технологий. Получение таблиц данных различного вида из тематических БД. Используемые инструменты: Exсel (и/или SPSS).
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 14. Особенности обработки номинальных данных.
    Использование аппарата статистических гипотез. Понятие номинальных данных. Технологии анализа обработки номинальных данных. Основные этапы статистического анализа. Виды таблиц данных для первичной обработки и для анализа с помощью продвинутых методов – аналитических технологий. Возможности аппарата статистических гипотез для формирования гипотез исследования в социальной сфере. Корреляционный анализ номинальных данных (таблицы сопряжённости, критерий хи-квадрат).
  • Блок 1. Организация исследований и разработок. ТЕМА 15. Вторичный анализ статистических данных на примере прикладных исследований.
    Корреляционный анализ количественных и порядковых данных. Статистический анализ данных с обязательной интерпретаций на основании изученного материала (данные персонального исследования или учебные – предоставленные преподавателем из сферы образования). Коэффициент корреляции Спирмена, ранговые коэффициенты корреляции.
  • Блок 2. Проектировочная деятельность. ТЕМА 16. Коллоквиум (проектировочный семинар)
    Рассмотрение организационно-технологических решений магистрантов при подготовке курсовых работ, защита выбранной темы исследования.
  • Блок 2. Проектировочная деятельность. ТЕМА 17. Коллоквиум (аналитический семинар)
    Защита аналитических отчетов - обзоров исследовательских практик в выбранных областях исследования, литературных и Интернет-источников, нормативно правовых актов в контексте исследования
  • Блок 2. Проектировочная деятельность. ТЕМА 18. Коллоквиум
    Обсуждение с оппонированием синопсиса курсовой работы и первой редакции подробного плана курсовой работы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Коллоквиум №3
    Формат коллоквиума - защита проектного текста статьи по теме исследования в рамках курсового проекта в LMS (структурированный текст в объеме не менее 4000 знаков)
  • блокирует часть оценки/расчета Коллоквиум №1
    Формат коллоквиума - презентация аннотированного списка литературы и\или иных источников (не менее 10 наименований) в контексте курсового исследования, размещенный в LMS
  • блокирует часть оценки/расчета Коллоквиум №2
    Формат коллоквиума - защита синопсиса курсового исследования с помледующим размещением в LMS
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Накопленная оценка за первый год обучения формируется путем сложения произведений баллов, полученных по каждому текущему контролю (коллоквиуму), на коэффициент, присвоенный каждой форме текущего контроля (коэф. 0,2; 0,3; 0,3; 0,2).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.3 * Коллоквиум №1 + 0.3 * Коллоквиум №2 + 0.2 * Коллоквиум №3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мокий, М. (2014). Методология Научных Исследований (Учебник Для Вузов). МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15445573
  • Муршед, М. M., Чийоке, Ч., & Барбер, М. (2013). How the worlds most improved school systems keep getting better ; Как лучшие системы школьного образования продолжают совершенствоваться (пер. с англ. Н. Микшиной, Е. Шадриной). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.31BF5657

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Borg, I., & Groenen, P. J. F. (2005). Modern Multidimensional Scaling : Theory and Applications (Vol. 2nd ed). New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=197369
  • Bronstein, A. M., Bronstein, M. M., & Kimmel, R. (2006). Generalized multidimensional scaling: A framework for isometry-invariant partial surface matching. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C41764F0
  • Вахштайн, В., Константиновский, Д., & Куракин, Д. (2008). Социологические Исследования В Образовании:От Метафоры К Интерпретации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D0CEAB7C
  • Галеев, Ю. В., Гильмутдинов, А. Х., & Алишев, Т. Б. (2013). Regional General Education System as Seen by Its Players ; Региональная система общего образования в представлениях ее участников. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3A9D463
  • Галеев, Ю., Гильмутдинов, А., & Алишев, Т. (2012). Региональная Система Общего Образования В Представлениях Ее Участников. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.781120EF
  • Груничева, И., Пинская, М., & Косарецкий, С. (2012). Поддержка Школ, Показывающих Низкие Образовательные Результаты, Как Часть Национальной Образовательной Политики. Обзор Мирового Опыта. Вопросы Образования, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688435
  • Джи, Д. П. (2013). Human action and social groups as the natural home of assessment: Thoughts on 21st century learning and assessment ; Деятельность человека и социальные группы как естественная среда оценивания: размышления об обучении и оценке в XXI в. (пер. с англ. Н. Микшиной). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A0C221F1
  • ОРЛОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ. (2016). Прикладная Статистика - Состояние И Перспективы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.14F96E5D
  • Питер, М. (2006). Жизнь В Школах: Введение В Критическую Педагогику (Фрагменты Из Книги. Пер. С Англ. О. Фадиной). Вопросы Образования, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688018
  • Радаев, В. (2001). Новый Институциональный Подход: Построение Исследовательской Схемы. Экономическая Социология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692467
  • Радаев, В. В. (2013). How to write an academic paper ; Как написать академический текст. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E43119D2
  • Рощина, Я. М. (2013). Family Capital as a Factor of Educational Opportunities for Russian High School Students ; Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F6988677
  • Тюменева, Ю., & Хавенсон, Т. (2012). Характеристики Учителей И Достижения Школьников. Применение Метода First Difference К Данным Timss-2007. Вопросы Образования, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688438
  • Фуллан, М. (2011). Выбор Ложных Движущих Сил Для Реформы Целостной Системы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F7DB2A6F