• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
12
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

НИС ориентирован на развитие компетенций в области управленческих, социологических, гуманитарных исследований в целях подготовки и написания магистерской диссертации. Организационные формы НИС предусматривают как индивидуальную так и групповую научно-исследовательскую / информационно-аналитическую работу магистранта, включая публичное обсуждение каждого этапа исследовательского цикла. Структура организационных форм НИС построена на основе двухфазного принципа, предполагающего постоянное чередование: Фазы вложений, где главными выступающими являются преподаватели и приглашенные специалисты-практики; Фазы отдачи, где главными выступающими являются студенты магистерской программы. Основные формы обучения включают: индивидуальные и групповые консультации ведущих преподавателей о методологии работы; мастер-классы приглашенных исследователей и практиков; спец семинары и орг.деятельностные игры по проектированию, подготовке, написанию и презентации исследовательских работ; проектные семинары, связанные с обсуждением исследовательских планов; обсуждение и предзащиты проектов курсовых работ и магистерских диссертаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • развитие компетенций аналитической обработки информации в сфере образования для обоснования постановки проблем, формулировки задач и выбора методов исследований разного типа (академического, прикладного, проектного), включая комплексные и междисциплинарные исследования
  • развитие компетенций организации коллективной поисково-аналитической работы с контекстной информацией
  • развитие навыков оценки, выбора и планирования применения методов сбора и анализа данных для разного типа исследований (академического, прикладного, проектного)
  • формирование навыков анализа и оценки разрабатываемых и принятых нормативных, методических, правовых и иных материалов в сфере образования, социальной политики.
  • развитие навыков анализа, обоснования, валидации и оптимизации проектных решений в сфере образования , с целью обеспечения их качества
  • формирование навыков экспертной и консультационной деятельности в сфере образования, информационных образовтальные технологий, управления образованием в контексте курсовых исследований и магистерских диссертаций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • определяет и структурирует исследовательскую задачу в части анализа проблем государственного управления
  • самостоятельно выбирает и обосновывает объект, предмет, цели, задачи и методы прогноза развития соответствующих явлений
  • демонстрирует способность к самостоятельному освоению методов исследования в контексте курсового исследования
  • применяет методы исследований, не включенные в учебные программы дисциплин и научно-исследовательского семинара
  • обосновывает, интерпретирует оценивает технологии проведения анализа данных методами прикладной статистики и представления полученных результатов в форме научного отчета
  • планирует и проводит диагностические исследования с использованием техник ситуационного анализа и сортировки предложенных суждений
  • интерпретирует, критически оценивает и сопоставляет эмпирические и статистические данные, получаемые качественными и количественными методами
  • систематизирует информацию, интерпретирует эмпирический материал
  • использует методы статистического анализа для доказательной интерпретации выводов исследований
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 1. Организация и проведение социологического исследования с использованием метода интервью
    Технологии проведения исследования. Глубинное интервью. Этика проведения и интерпретации данных.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 2. Непараметрическая статистика: области использования; возможности.
    Работа с ограниченными объемами данных: малые выборки, единственные выборки и пр. Случай единственной выборки: биномиальный тест, тест хи-квадрат, тест Колмогорова-Смирнова.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 3. Непараметрическая статистика: случай двух и нескольких независимых выборок.
    Анализ данных до и после проведения исследования, изучение влияния эксперимента на одной и той группе изучаемых лиц (проверка эффекта от введения новых образовательных и управленческих методик и технологий). Тест Макнамара, тест Вилкоксона. Тест Кохрана, тест Фридмана
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 4. Непараметрическая статистика: независимые выборки.
    Тест Манна-Уитни, тест Фишера, расширенное применение теста хи-квадрат, тест Вальда.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 5. Психология конфликта.
    Типология конфликтов, методы изучения. Общее понятие о конфликтах и их влиянии на развитие организации. Типология конфликтов (социальные, организационные, межличностные, внутриличностные).
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 6. Методы изучения конфликтов.
    Исследование проблемного поля организации. Диагностика межгруппового взаимодействия.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 7. Проектирование стратегии управления конфликтами.
    Практикум.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 8. Онтология, институциональные задачи, нормы исследовательской и проектной деятельности: сходство и различие
    Онтологические и деятельностные характеристики исследовательской и проектной деятельности: сходство и различие:культурное предназначение, эволюция исследовательской и проектной деятельности. Научные парадигмы исследовательской деятельности; социокультурные и социально-экономические контексты проектирования. Деятельностные характеристики исследований и проектов: цели, задачи, материал, способы, средства, результаты.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 9. Проблематика содержания и актуальность темы в рамках гуманитарного исследования и проектной деятельности
    Проблематика научного исследования и проектного замысла :социокультурная ситуация развития как основание гуманитарного исследования и проекта. Исследование и проект как деятельность по преодолению дефицита способов и средств. Анализ кейсов (магистерские диссертации исследовательского характера): реконструкция и анализ проблематик, лежащих в основе магистерских исследований и проектов; оценке их актуальности. Образовательный продукт семинара – методические предложения по формированию проблематики исследования или проекта.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 10. Проектное мышление и технология проектирования.
    Нормы проектной деятельности. Жизненный цикл проекта :нормы социальногуманитарного и антропологического проектирование. Схема «шага развития» и жизненный цикл проекта: инициация проекта, аналитика,планирование, реализация, завершение. Анализ кейсов (магистерские диссертации проектного характера). Семинар посвящен: - анализу реализуемых участниками семинара собственных проектов с точки зрения существующих норм проектной деятельности; - описанию используемых способов и средств и оценке их соответствия заданным целям; - анализу результатов социальных изменений. Образовательный продукт семинара – методологические, методические и технологические рекомендации по разработке и оформлению проекта.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 11. Экспертиза программ развития и проектов в системе образования.
    Программы и проекты в системе общего, дополнительного, профессионального образования: сравнительный организационно-управленческий анализ программ и проектов, социально-экономические и социокультурные контексты программ и проектов, ограничения ведомственных целевых программ. Анализ кейсов (анализ программ и проектов регионального, муниципального, школьного уровней):анализ проведенных и реализуемых программ и проектов регионального и муниципального уровней с точки зрения норм проектной деятельности; реконструкция исходной проблемной ситуации, описание результатов социальных изменений; сравнительный анализ анализируемых проектов и собственных проектных замыслов.
  • Блок 2. Проектировочная деятельность, подблок «курсовые». Тема 12. Коллоквиум (проектировочный семинар)
    Диагностика проблем и исследовательских практик в выбранных областях исследования по курсовым проектам.
  • Блок 2. Проектировочная деятельность, подблок «курсовые». Тема 13. Коллоквиум первый.
    Предзащита курсовых исследований как части магистерской диссертации, проектирование перспективы исследования
  • Блок 3. Проектировочная деятельность, подблок «магистерские». Тема 14. Коллоквиум второй.
    Защита синопсиса магистерской диссертации: ролевая игра оппонент-рецензент.
  • Блок 3. Проектировочная деятельность, подблок «магистерские». Тема 15. Коллоквиум третий.
    Эмпирическая часть магистерских диссертаций и ключевых идей научных статей в контексте магистерских диссертаций.
  • Блок 3. Проектировочная деятельность, подблок «магистерские». Тема 16. Коллоквиум четвертый.
    Предзащита развернутых проектов магистерских диссертаций.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Коллоквиум №0
    коллоквиум проводится в формате проектировочного семинара по рассмотрению организационно-технологических решений магистрантов при подготовке магистерских исследований, как продолжении курсовых исследований. Цель коллоквиума - презентация и защита идеи магистерского исследования
  • неблокирующий Коллоквиум №2
    текст синопсиса магистерской диссертации в LMS
  • неблокирующий Коллоквиум №3
    Содержание коллоквиума - презентация эмпирической части магистерского исследования и ключевых идей научных статей в контексте диссертационного исследования с размещением в LMS
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий экзаменнационное собеседование
    На оценку студента по НИС влияют оценки: • текстов, отражающих разные этапы работы над магистерским исследованием, включая работу над курсовым проектом; • профессиональной оценки практической значимости результатов курсового проектирования (исследования) и синопсиса магистерской диссертации; • качества подготовленного аналитического отчета по литературе (источникам) для подготовки исследований на уровне курсового проектирования и магистерской диссертации; • презентаций тезисов статьи, публичное обсуждение на коллоквиуме НИС; • текущая работа на семинарах.
  • блокирующий Коллоквиум №1
    Коллоквиум в формате защиты курсового исследоваия и размещения текста курсового проекта с заключением, включающим информацию о продолжении исследования в магистерской диссертации в LMS
  • неблокирующий Коллоквиум №0
    коллоквиум проводится в формате проектировочного семинара по рассмотрению организационно-технологических решений магистрантов при подготовке магистерских исследований, как продолжении курсовых исследований. Цель коллоквиума - презентация и защита идеи магистерского исследования
  • неблокирующий Коллоквиум №2
    текст синопсиса магистерской диссертации в LMS
  • неблокирующий Коллоквиум №3
    Содержание коллоквиума - презентация эмпирической части магистерского исследования и ключевых идей научных статей в контексте диссертационного исследования с размещением в LMS
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий экзаменнационное собеседование
    На оценку студента по НИС влияют оценки: • текстов, отражающих разные этапы работы над магистерским исследованием, включая работу над курсовым проектом; • профессиональной оценки практической значимости результатов курсового проектирования (исследования) и синопсиса магистерской диссертации; • качества подготовленного аналитического отчета по литературе (источникам) для подготовки исследований на уровне курсового проектирования и магистерской диссертации; • презентаций тезисов статьи, публичное обсуждение на коллоквиуме НИС; • текущая работа на семинарах.
  • блокирующий Коллоквиум №1
    Коллоквиум в формате защиты курсового исследоваия и размещения текста курсового проекта с заключением, включающим информацию о продолжении исследования в магистерской диссертации в LMS
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Накопленная оценка за второй год обучения формируется путем сложения произведений баллов, полученных по каждому текущему контролю (коллоквиуму) и аудиторной работы, на коэффициент, присвоенный каждой форме контроля (коэф. 0,2; 0,2; 0,2; 0,2,0,2). О2накопл = 0,2•Ок1 + 0,2•Ок2+0,2Ок3+0,2Ок4+0,2Оаудит
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • V. Zagvyazinsky I., A. Zakirova F., В. Загвязинский И., & А. Закирова Ф. (2015). About the Normative Regulation and Fostering the Methodology Culture of Pedagogical Research Staff ; О НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.793554DB
  • Барбер, М., & Муршед, М. (2010). Shaping the future: How good education systems can become great in the decade ahead. Report on the International education roundtable, 7 July 2009, Singapore ; Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать еще более эффективными в следующем десятилетии (пер. с англ.). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E09A5533
  • Мокий, М. (2014). Методология Научных Исследований (Учебник Для Вузов). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FEE44AB1

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вахштайн, В., Константиновский, Д., & Куракин, Д. (2008). Социологические Исследования В Образовании:От Метафоры К Интерпретации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D0CEAB7C
  • Галеев, Ю. В., Гильмутдинов, А. Х., & Алишев, Т. Б. (2013). Regional General Education System as Seen by Its Players ; Региональная система общего образования в представлениях ее участников. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3A9D463
  • Галеев, Ю., Гильмутдинов, А., & Алишев, Т. (2012). Региональная Система Общего Образования В Представлениях Ее Участников. Вопросы Образования, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688430
  • Груничева, И., Пинская, М., & Косарецкий, С. (2012). Поддержка Школ, Показывающих Низкие Образовательные Результаты, Как Часть Национальной Образовательной Политики. Обзор Мирового Опыта. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.87BD460
  • Джи, Д. (2013). Деятельность Человека И Социальные Группы Как Естественная Среда Оценивания: Размышления Об Обучении И Оценке В Xxi В. Вопросы Образования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688463
  • Радаев, В. (2001). Новый Институциональный Подход: Построение Исследовательской Схемы. Экономическая Социология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692467
  • Рощина, Я. (2012). Семейный Капитал Как Фактор Образовательных Возможностей Российских Школьников. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D443D7CE