• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

38.03.04 Public Administration

Approved by
Приказ от 30.07.2014 № 8.3.6.2-08/36; Протокол заседания Ученого совета № 8 от 30.09.2016 о переименовании.
Last Update
протокол заседания совета факультета Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения № 10/2018-2019 от 27.08.2019
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

4 years

Full-time, 240

Language of Instruction

RUSENG

Instruction in Russian and English

Track(s)
Management of State owned and Public Organizations, Public Sector Project Management: Evaluating Programs and Policies
Degree Level

Bachelor

Double-degree Programme

No

Competitive Advantages

ОП «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» (2016 ГОД НАБОРА)

Программа «Государственное и муниципальное управление» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург направлена на рост конкурентных преимуществ, прежде всего за счет использования в образовательном процессе инновационных методов и форм обучения, направленных на развитие умений студентов применять полученные знания и навыки в практической деятельности. Ее отличает высококачественный состав контингента и мотивация студентов на получение высоко качественных знаний и развитие способностей к росту академической мобильности, прежде всего за счет интенсивной подготовки по иностранному языку. Такой подход предусматривает постоянную качественную модернизацию образовательной программы, ее научно-методической оснащенности, освоение новых образовательных технологий при условии сохранения традиций университета и факультета менеджмента, которые характеризуются прикладной направленностью обучения и интеграцией учебного и научного процессов.

Конкурентные преимущества открытия программы подготовки бакалавров подтверждает анализ отзывов о прохождении практики студентов-выпускников специальности «Государственное и муниципальное управление» за разные годы. К примерам организации практики студентов можно отнести формы:

1. Работа в качестве помощников руководителей структурных подразделений Комитетов Правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

2. Работа в качестве помощника руководителя структурного подразделения в Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе.

 3. Работа в качестве помощника структурного подразделения в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу.

4. Работа в качестве помощника структурного подразделения Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Студенты получают возможность использовать практический опыт, полученный на местах прохождения практики, для подготовки выпускных квалификационных работ. Так, содержание преддипломной практики позволило им подобрать теоретический и практический материал для дипломной работы, тематика которых отражает актуальные проблемы федерального, регионального и муниципального уровней управления в РФ с учетом специфики Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В процессе прохождения практик работодатели отметили следующие аналитические способности студентов: обобщение и систематизация теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин на основе изучения деятельности конкретной государственной организации; приобретение 10 первоначального практического опыта по избранной специальности, практическое развитие профессиональных навыков и компетенций будущих специалистов. В отзывах о прохождении таких видов практики, как производственная и преддипломная, отмечается, что студенты демонстрируют хорошие теоретические знания и практические навыки работы. Они знакомятся со спецификой работы государственных учреждений, органов власти, в частности, отраслевых Комитетов Администрации Санкт-Петербурга, районных администраций и муниципальных органов, а также подразделений предприятий и организаций различных форм собственности. Отмечается высокий уровень подготовки студентов и ответственное отношение к поручаемой работе. 90% студентов получили высокие оценки о своей деятельности и приглашение о трудоустройстве после окончания ВУЗа

"УПРАВЛЕНИЕ И АНАЛИТИКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ" (2017, 2018, 2019 ГОДЫ НАБОРА)

Программа построена на основе учета общемировых трендов Forbes, The Economist, Агентства стратегических инициатив и Министерства труда РФ о потребностях конкретных и взыскательных работодателей и партнеров университета в области новых профессий и навыков выпускников. Она включает комплекс современных знаний и умений для студентов по конкретной профилизациии, востребованной на рынке труда – информационно-аналитической деятельности для подготовки, мониторинга реализации и оценки последствий управленческих решений.

Через логические взаимосвязи и последовательность базовых фундаментальных и прикладных знаний (математики, экономики, финансов, менеджмента, эффективным методам проектной и оценочной деятельности, методам анализа электронных форматов данных, информационным технологиям) у студентов формируются современные навыки, которые будут востребованы и после 2020 года.

Обучение позволяет бакалаврам работать специалистами по планированию и Data Scientists, Urban Planner, организаторами системы связей с государственными органами власти (GR), с группами населения, улучшать взаимодействие в социальных сетях в органах власти.

Будущие места работы выпускников – модератор электронных платформ и цифровых форматов для общения с госорганами; администратор информационных массивов данных об электронных услугах; медиатор социальных конфликтов в блого-сфере и городской среде; специалист по краудсорсингу общественных проблем; ведущий специалист по организации государственно-частных партнерств в социальной сфере.

Выпускники могут работать в командах по городскому планированию, развивать инновации в консалтинге, заниматься аналитикой при работе с большими данными (банкинг, транспорт, строительство, связь, коммуникации, мегапроекты корпораций, кластеры, территории опережающего развития, информационные системы управления здравоохранением), создавать и модернизировать информационно-аналитические платформы.

Бесспорное конкурентное преимущество программы – это обучение студентов английскому языку 2 года в размере языкового вуза.

Проводятся регулярные занятия по английскому языку с носителями языка – зарубежными визит-лекторами, профессорами, преподавателями, владеющими профессиональной лексикой, коммуникациями, зарубежные стажировки по международной мобильности в университетах-партнерах НИУ ВШЭ, научные конференции и исследования на английском языке.

Практически все наши выпускники сразу после окончания бакалавриата, еще в университете, находят работу (92,8%).

Обучение нацелено на широкий спектр трудоустройства выпускников – от госкорпораций, крупных банков, международных организаций, аналитических и ситуационных центров, администраций региона, муниципалитетов, отраслевых министерств и структур Администрации Президента РФ до небольшой социально-ориентированной некоммерческой организации, инновационного стартапа.

Поскольку программа базируется на оригинальном стандарте бакалавриата НИУ ВШЭ по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», то традиционные места практики и будущего трудоустройства (система органов государственной и муниципальной власти, представительства федеральных структур на Северо-Западе РФ) остаются актуальными для наших студентов.

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

1."ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" (НАБОР 2016 Г., ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ 2014);

2."УПРАВЛЕНИЕ И АНАЛИТИКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ" (НАБОР 2017 Г. , ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ 2014):

Профессиональная деятельность выпускников по программе бакалавриата по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» с присвоением квалификации «бакалавр» востребована:

  • в системах управления, программах, проектах, разрабатываемых и реализуемых в различных организациях, включая органы власти и управления, организациях государственного, коммерческого и негосударственного некоммерческого сектора экономики;
  • в системах государственных органов законодательной и исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственной и муниципальной службы;
  • в процессах взаимодействия структур органов государственной власти с гражданским обществом и бизнесом.

Видами профессиональной деятельности выпускников по программе бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление с присвоением квалификации «бакалавр» являются:

  • научно-исследовательская и аналитическая (НИД и АД);
  • организационно-управленческая (ОУД);
  • проектная (ПД).

Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

  • способен применять адекватные современные методы исследования для решения научных и аналитических задач в профессиональной деятельности (ПК-1);
  • способен осуществлять поиск, сбор, первичную обработку и хранение статистических данных, иной информации, необходимых для решения поставленных задач (ПК-2);
  • способен выбирать и обосновывать инструментальные средства, информационные технологии в соответствии с поставленной задачей (ПК-3);
  • способен анализировать данные социальных, экономических, социологических исследований с использованием количественных и качественных методов (ПК-4);
  • способен интерпретировать результаты исследований и использовать их в профессиональной деятельности (ПК-5);
  • способен принимать участие в подготовке обобщающих аналитических материалов (докладов, отчётов, рекомендаций, записок и др. (ПК-6);
  • способен выявлять проблемы, определять цели управленческого воздействия. (ПК-7);
  • способен предлагать варианты решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения. (ПК-8);
  • способен работать с данными социально-экономической статистики для обоснования и принятия управленческих решений. (ПК-9);
  • способен использовать современные управленческие технологии (ПК-10);
  • способен планировать и осуществлять проекты и проектные мероприятия (ПК-11);
  • способен использовать в профессиональной деятельности современные технические средства и информационные технологии, в том числе самостоятельно работать на компьютере с использованием современного общего и специального прикладного программного обеспечения (ПК-12);
  • способен организовать деятельность и эффективно участвовать в малой группе исполнителей (ПК-13);
  • способен   придерживаться правовых  и  этических  норм   в профессиональной деятельности (ПК-14);
  • способен   и   готов  к  общественному диалогу  на     основе ценностей гражданского демократического общества. (ПК-15);
  • способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию (ПК-16);
  • способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов (ПК-17);
  • способен поддерживать общий уровень физической активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности (ПК-18);
  • способен понимать  и  анализировать  мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе (ПК-19);
  • способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности (ПК-20);
  • способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных (ПК-21);
  • способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ПК-22);

"УПРАВЛЕНИЕ И АНАЛИТИКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ" (НАБОР 2018, 2019 гг., ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ 2018):

Профессиональная деятельность выпускников по программе бакалавриата по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» с присвоением квалификации «бакалавр» востребована:

  • в системах управления, программах, проектах, разрабатываемых и реализуемых в различных организациях, включая органы власти и управления, организации государственного, коммерческого и негосударственного некоммерческого сектора экономики;
  • в системах государственных органов законодательной и исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственной и муниципальной службы;
  • в процессах взаимодействия структур органов государственной власти с гражданским обществом и бизнесом.

Видами профессиональной деятельности выпускников по программе бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление с присвоением квалификации «бакалавр» являются:

  • научно-исследовательская и аналитическая (НИД и АД);
  • организационно-управленческая (ОУД);
  • проектная (ПД).

Выпускник программы бакалавриата должен  обладать следующими профессиональными компетенциями:

  • Способен   применять адекватные современные методы исследования для решения научных и аналитических задач в профессиональной деятельности (ПК-1);
  • Способен     анализировать данные социальных, экономических, социологических исследований  с использованием количественных и качественных методов (ПК-2);
  • Способен интерпретировать результаты исследований и использовать их в профессиональной деятельности (ПК-3);
  • Способен принимать участие в подготовке обобщающих аналитических материалов (докладов,   отчётов, рекомендаций, записок и др.) (ПК-4);
  • Способен выявлять проблемы, определять цели управленческого воздействия (ПК-5);
  • Способен предлагать варианты решения, оценивать результаты и последствия принятого  управленческого решения (ПК-6);
  • Способен работать с данными социально-экономической статистики для обоснования и принятия управленческих решений (ПК-7);
  • Способен использовать современные управленческие технологии (ПК-8);
  • Способен планировать  и осуществлять проекты    и проектные мероприятия (ПК-9);
  • Способен организовать деятельность и эффективно участвовать в малой группе исполнителей (ПК-10);
  • Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности (ПК-11);
  • Способен и готов к общественному диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ПК-12);
  • Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию (ПК-13);
  • Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов (ПК-14);
  • Способен поддерживать общий уровень физической активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности (ПК-15);
  • Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе (ПК-16);
  • Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных (ПК-17);
  • Способен вести управленческий (в т.ч. бухгалтерский) учет в организации (ПК-18).
Programme Modules

ОП «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ», НАБОР 2016г., ОС 2014 года; "УПРАВЛЕНИЕ И АНАЛИТИКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ" 2017  ГОД НАБОРА, ОС 2014 года:

В учебном плане указан перечень дисциплин (модулей), практик, аттестационных испытаний, итоговой аттестации обучающихся, других видов учебной деятельности с указанием их объема в зачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения.

Вариативная часть включает в себя:

- две специализации в ОП «Государственное и муниципальное управление: "Городские инновации и оценка развития" и "Результативное и государственное управление";

- блок дисциплин по выбору в ОП «Управление и аналитика в государственном секторе»

В рамках образовательной программы предусмотрено 2 типа практики: учебная практика, производственная практика, включая преддипломную практику.

В соответствии с учебным планом образовательной программы государственная итоговая аттестация проходит в форме защиты выпускной квалификационной работы. Государственные экзамены не предусмотрены.

Программа каждого вида практики включает в себя:

  • указание типа практики и способа ее проведения;
  • перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики;
  • указание места практики в структуре образовательной программы;
  • указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в академических часах;
  • содержание практики;
  • указание форм отчетности по практике;
  • оценочные средства для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;
  • перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики;
  • перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень информационных справочных систем (опционально).

В соответствии с учебным планом образовательной программы государственная итоговая аттестация проходит в форме защиты выпускной квалификационной работы. Государственные экзамены не предусмотрены.

"УПРАВЛЕНИЕ И АНАЛИТИКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ", НАБОР 2018, 2019, ОС 2018 ГОДА:

В учебном плане указан перечень дисциплин (модулей), практик, аттестационных испытаний, итоговой аттестации обучающихся, других видов учебной деятельности с указанием их объема в зачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения.

Специализации максимально адекватно отражают потребности рынка труда и являются наиболее содержательно понятными и узнаваемыми для работодателя по формируемым результатам обучения:

специализация «Управление государственными и некоммерческими организациями» (Public Sector Governance)- трудоустройство в государственном, коммерческом и некоммерческом секторе в качестве специалиста-менеджера и в качестве государственного и муниципального служащего:

  • углубленные знания организационно-экономических, правовых и этических вопросов, методов управления государственными и некоммерческими организациями и их партнерствами;
  • навыки решения управленческих задач на основе новых технологий в государственном и общественном секторе в России, лучших зарубежных управленческих практик, в том числе на основе партнерства государства и бизнеса;
  • знание современных подходов к управлению бюджетными доходами и расходами, способность к анализу финансового положения государственных и некоммерческих организаций, определения недостатков их бюджетной деятельности и выработке предложений по их устранению;
  • умение использовать аналитический потенциал больших данных для решения задач планирования и прогнозирования, управления государственными и общественными организациями;

 специализация «Проектное управление в государственном секторе: оценка программ и политик» (Project Management and Program Evaluation in the Public Sector) –

  • трудоустройство в качестве специалиста-менеджера в организациях государственного сектора и в качестве государственного и муниципального служащего:
  • комплекс знаний и практических навыков современного проектного управления, технологий достижения баланса факторов ресурсов, времени, качества и рисков в государственном и общественном секторе;
  • навыки аналитической работы по изучению моделей и лучших зарубежных практик государственной политики, опыта реализации программ проектов, в том числе с помощью компьютерного анализа и обработки больших данных;
  • умение использовать современные технологии для принятия управленческих решений, организации, разработки, контроля прогнозов и планов, в том числе по решению социальных проблем с помощью привлечения экспертного сообщества, ключевых стейкхолдеров (государства, бизнеса, гражданского общества);
  • владение приемами и методами оптимизации решений в управлении ключевыми секторами экономики, в том числе для прикладных задач развития экономики здравоохранения как локомотива и «экспериментального полигона» нововведений по оценке программ и политик в России и за рубежом.

В рамках образовательной программы предусмотрено 2 типа практики: учебная практика, производственная практика, включая преддипломную практику.

Программа каждого вида практики включает в себя:

  • указание типа практики и способа ее проведения;
  • перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики;
  • указание места практики в структуре образовательной программы;
  • указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в академических часах;
  • содержание практики;
  • указание форм отчетности по практике;
  • оценочные средства для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;
  • перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики;
  • перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень информационных справочных систем (опционально).

В соответствии с учебным планом образовательной программы государственная итоговая аттестация проходит в форме защиты выпускной квалификационной работы. Государственные экзамены не предусмотрены.

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Public Policy and Analytics'

Go to Programme Contents and Structure