We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors


Vivchar, Tatiana


Stepanova, Ekaterina

Программа дисциплины

Аннотация

Современный этап развития общества характеризуется необходимостью применения исследовательского инструментария для анализа социально-управленческих процессов в управленческой практике. Научно-исследовательский семинар представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на формирование профессиональных и общекультурных компетенций студентов как будущих государственных служащих. Основная цель научно-исследовательского семинара – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, сформировать навыки самостоятельной исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является формирование у студентов целостного представления о процессах научного мышления, практическое освоение студентами навыков самостоятельной исследовательской работы, развитие навыков применения исследовательского инструментария для анализа социально-управленческих процессов, базовых знаний и умений, необходимых выпускникам для успешного осуществления административно-технологической, научно-исследовательской деятельности.
  • Сформировать представление о сущности и методологических основах исследования
  • Познакомить с алгоритмами планирования, организации и реализации исследования, а также с особенностями написания различных видов текстов, оформления и представления результатов исследования, подготовки устного выступления
  • Сформировать базовые практические навыки работы с научной литературой, библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования
  • Сформировать базовые практические навыки для подготовки обзоров и проведения исследований по отдельным темам специализации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение определять цели и задачи в области государственного управления, анализировать и систематизировать полученную информацию.
  • Умение ставить исследовательские задачи, определять объект и предмет исследования, выделять и уточнять исследовательскую проблему, формулировать цели и задачи предполагаемого проекта, планировать работу с ним. Умение выбирать понятия для описания и решения исследовательской проблемы и работать с ними
  • Знание о структуре программы исследования и освоение алгоритма разработки программы исследования Способность к выработке оптимальных исследовательских стратегий с учетом имеющихся ограничений Способность к анализу и критической оценке существующей литературы
  • Способность к самостоятельной работе, сбору необходимой информации (в том числе – поиску источников информации) Знание основных стандартов оформления научно–справочного аппарата.
  • Базовые навыки написания научных текстов. Знания об особенностях содержания, структуры и стиля научных текстов. Знание правил редактирования и оформления научных текстов
  • Аналитические, системные и коммуникационные компетенции: • способность к критической оценке научных текстов • навыки выступления и аргументации • способность представить результаты самостоятельного анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1 Роль исследований в совершенствовании практики управления. Социально-экономические и политические процессы как объект научного исследования
    Роль исследовательской деятельности в государственном и муниципальном управлении. Государственная политика и ее роль в управлении социально-экономическими процессами. Направления государственной политики. Механизмы реализации государственной политики. Основные функции исследования социально-экономических и политических процессов: познавательная, информационно-аналитическая, диагностическая, прогностическая, управленческая. Фактологическое обеспечение исследования. Соотношение научного факта и факта социальной действительности. Система фактов как основа обобщений и доказательств. Противоречивость фактов как источник новых исследований. Проблема доверия к источнику информации. Экономические реформы: опыт и проблемы исследования. Социально-политические процессы, их свойства, особенности, классификация. Процессы модернизации российского общества. Реформирование системы государственного и муниципального управления в современном российском обществе. Комплексные исследования социально-экономических и политических процессов, их место в решении проблем государственного и муниципального управления.
  • Тема 2 Сущность и методологические основы научных исследований
    Содержание и основные формы исследовательской деятельности. Понятие исследования. Типы исследований. Научное исследование: теоретическое и эмпирическое, фундаментальное и прикладное. Особенности исследований в структуре социально-гуманитарного знания. Стандарты профессиональной деятельности. Сущность методологии исследования. Определение объекта и предмета исследования. Определение цели и задач исследования. Принципы и проблема исследования. Постановка проблемы. Критерии, которым должна соответствовать проблема исследования. Разработка гипотезы и концепции исследования. Процессуально-методологические схемы исследования. Научный результат.
  • Тема 3 Подготовка программы исследования
    Основные элементы исследования. Понятие научно-исследовательской программы. Типология научно-исследовательских программ. Организационное, технологическое и финансовое обеспечение исследовательского процесса. Сущность и формы организации исследования, особенности планирования исследований. Программа и план исследования. Составление календарного плана исследования. Основные элементы программы исследования. Мотивационные, содержательные, организационно-технические аспекты выбора предмета. Методы и источники исследования. Выбор и интерпретация основных понятий и категорий. Формулирование рабочих гипотез. Постановка задач. Контекст исследования социально-экономических и политических процессов. Выбор концепции исследования, обоснование логической схемы и принципов анализа. Определение методов исследования.
  • Тема 4 Работа с научной литературой и правила составления библиографических описаний
    Источники информации. Поиск литературы по теме предполагаемого исследования. Источниковедческий анализ документа. Правила составления библиографического списка.
  • Тема 5 Правила написания и оформления научных текстов (статьи, учебные эссэ, курсовые работы и др.)
    Основные виды научных текстов, их особенности. Структура и стиль научного текста. Введение и заключение. Построение основной части текста, типичные ошибки. Что такое компиляция, плагиат. Особенности оформления научных текстов, правила оформления квалификационных работ.
  • Тема 6 Устная презентация программы исследования
    Подготовка презентации. Подготовка выступления. Экспертиза (анализ) исследовательского проекта, подготовленного другим исследователем.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповое задание на семинарском занятии
    Определяет цели и задачи в области государственного управления. Анализирует и систематизирует полученную информацию.
  • неблокирующий Тренировочные упражнения в группе
  • неблокирующий Оформление библиографического списка литературы по теме предполагаемого исследования
  • неблокирующий Домашнее задание: Подготовка календарного плана предполагаемого исследования
  • неблокирующий Домашнее задание: учебная программа самостоятельного исследования
  • неблокирующий Домашнее задание: Написание рецензии на проведенное исследование
    Студент демонстрирует Знания об особенностях содержания, структуры и стиля науч-ных текстов вообще и данного вида текстов в частности. Знания правил редактирования и оформления научных текстов Аналитические, системные и коммуникационные компетенции: Способность к критической оценке научных текстов Навыки аргументации Способность представить результаты самостоятельного анализа в письменной форме
  • неблокирующий тест
    Экзамен проводится в системе LMS. Экзамен проводится в письменной форме, тест состоит из 20 вопросов. Экзамен проводится на платформе LMS.HSE https://lms.hse.ru/professor.php?ctg=tests. К экзамену необходимо подключиться в указанный день, студенту предоставляется одна попытка Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться конспектами и подсказками. Во время экзамена студентам разрешено: пройти тестирование в удобное время в течение дня. При нарушении связи или технических сбоях, когда студент не может продолжить участие в экзамене, преподаватель имеет право аннулировать результаты и разрешить студенту пройти тест. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Групповое задание на семинарском занятии
    Определяет цели и задачи в области государственного управления. Анализирует и систематизирует полученную информацию.
  • неблокирующий Тренировочные упражнения в группе
  • неблокирующий Оформление библиографического списка литературы по теме предполагаемого исследования
  • неблокирующий Домашнее задание: Подготовка календарного плана предполагаемого исследования
  • неблокирующий Домашнее задание: учебная программа самостоятельного исследования
  • неблокирующий Домашнее задание: Написание рецензии на проведенное исследование
    Студент демонстрирует Знания об особенностях содержания, структуры и стиля науч-ных текстов вообще и данного вида текстов в частности. Знания правил редактирования и оформления научных текстов Аналитические, системные и коммуникационные компетенции: Способность к критической оценке научных текстов Навыки аргументации Способность представить результаты самостоятельного анализа в письменной форме
  • неблокирующий тест
    Экзамен проводится в системе LMS. Экзамен проводится в письменной форме, тест состоит из 20 вопросов. Экзамен проводится на платформе LMS.HSE https://lms.hse.ru/professor.php?ctg=tests. К экзамену необходимо подключиться в указанный день, студенту предоставляется одна попытка Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться конспектами и подсказками. Во время экзамена студентам разрешено: пройти тестирование в удобное время в течение дня. При нарушении связи или технических сбоях, когда студент не может продолжить участие в экзамене, преподаватель имеет право аннулировать результаты и разрешить студенту пройти тест. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Групповое задание на семинарском занятии + 0.1 * Домашнее задание: Написание рецензии на проведенное исследование + 0.1 * Домашнее задание: Подготовка календарного плана предполагаемого исследования + 0.1 * Домашнее задание: учебная программа самостоятельного исследования + 0.1 * Оформление библиографического списка литературы по теме предполагаемого исследования + 0.1 * тест + 0.25 * Тренировочные упражнения в группе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Байкова Л. А. - ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 122с. - ISBN: 978-5-534-12527-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti-447730
  • Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утемов В. В. - ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТРИЗ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 124с. - ISBN: 978-5-534-12134-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-issledovatelskoy-deyatelnosti-triz-446867
  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
  • Розанова Н.М. - Научно-исследовательская работа студента (бакалавриат) - КноРус - 2018 - 255с. - ISBN: 978-5-406-06118-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917087

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Розанова Н.М. - Научно-исследовательская работа студента (бакалавриат) - КноРус - 2016 - 255с. - ISBN: 978-5-406-05126-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/919205