• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Regulatory Impact Assessment

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 2 module

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Оценка регулирующего воздействия» направлена на изучение такого инструмента государственного управления как оценка регулирующего воздействия. В результате освоения учебной дисциплины студенты должны овладеть следующими образовательными результатами: 1. знать о методологии и основных методах оценки регулирующего воздействия, об имеющемся зарубежном и российском опыте проведения оценки регулирующего воздействия, о родственных подходах в области оценивания (оценка воздействия на конкуренцию и сектор МСП, оценка воздействия на окружающую среду, оценка воздействия на социальную среду / бедность / здравоохранение, технологическая оценка); 2. иметь представление о роли оценки регулирующего воздействия в системе современного государственного управления в России и за рубежом; 3. получить навыки проведения и построения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов НПА, оценки фактического воздействия действующих актов, а также навыками подготовки позиций бизнеса в рамках публичных консультаций (очных, заочных – на Едином портале regulation.gov.ru); 4. уметь использовать подходы и инструменты, применяемые при проведении оценки
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются ознакомление студентов с историей развития, методическими основами и лучшими практиками оценки регулирующего воздействия, развитие навыков практического использования подходов и инструментов, применяемых при проведении оценки регулирующего воздействия на примере материалов Минэкономразвития России и ряда региональных министерств экономического блока.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Распознает и интерпретирует требования к организации системы ОРВ и этапов проведения экспертизы;
  • Знание требований к организации ОРВ и методики проведения ОРВ; умение применять методы ОРВ
  • Знание требований к организации сбора данных при проведении ОРВ, знание этапов сбора и обработки данных при проведении ОРВ, методов сбора и обработки информации при реализации ОРВ; умение оценивать достоверность обработанной информации; анализировать показатели регулирующего воздействия государства
  • Умение анализа издержек и выгод субъектов предпринимательской деятельности; умение применения модели стандартных издержек при проведении ОРВ
  • Знание механизмов взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества в процессе проведения ОРВ; умение анализировать результаты ОРВ относительно борьбы с коррупцией
  • Знание требований к организации системы ОРВ на уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований; умение применять методы ОРВ и оценивать эффективность деятельности по ОРВ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Оценка регулирующего воздействия как инструмент регулятивной политики. Система ОРВ в РФ
    Порядок формирования основ нормативно-правового регулирования ОРВ в РФ; Опыт становления ОРВ. Определение регуляторной политики государства. Цели регуляторной политики государства. Роль и место регуляторной политики в государственном управлении стран ОЭСР. Виды, методы и направления оценки ОРВ.
  • Организация проведения оценки регулирующего воздействия
    Классификация ОРВ, разработанных в РФ, основные этапы проведения ОРВ; рекомендации про проведению ОРВ, разработанные Министерством экономического развития РФ; обеспечение качества и эффективности проведения ОРВ; критерии качества и эффективной оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта.
  • Методы оценки регулирующего воздействия
    Методы сбора данных при проведении ОРВ; Экономическая и социальная эффективность ОРВ, методы оценки; виды методов оценки эффективности регулирующего воздействия; методы организации мониторинга достижения цели регулирования; виды и методы мониторинга.
  • Оценка эффективности регулирующего воздействия
    Оценка регулирующего воздействия проектов, регулирующих предоставление государственных услуг; оценка регулирующего воздействия проектов, регулирующих предоставление субсидий субъектам предпринимательской деятельности; практические аспекты использования модели стандартных издержек при проведении ОРВ.
  • Механизмы взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества в процессе проведения ОРВ
    Институты гражданского общества, принимающие участие в реализации института ОРВ; механизмы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с объединениями предпринимателей и другими институтами гражданского общества; организация проведения общественного мониторинга; ОРВ как инструмент противодействия коррупции; осуществление общественного контроля за качеством проведения ОРВ.
  • Внедрение ОРВ на региональном и муниципальном уровнях
    Организация ОРВ на уровне субъекта РФ; порядок проведения ОРВ; организация публичных консультаций по проектам актов; развитие ОРВ в субъектах РФ и рейтинги в сфере ОРВ; внедрение института ОРВ на муниципальном уровне.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по дисциплине проводится в письменной форме в виде задания, которое включает 4 открытых вопросы по темам курса. При оценке ответа на вопрос оцениваются знания по всему курсу, умение логически мыслить, делать правильные выводы. Каждый правильный ответ оценивается в 2,5 балла. Итоговая оценка за письменный экзамен определяется суммарным количеством баллов, набранных по каждому вопросу теста. Максимальная оценка на экзамене – 10 баллов, а с учетом весового коэффициента 0,3 – 3 балла. Для выставления итоговой оценки в ходе промежуточной аттестации суммируются баллы, набранные в рамках текущего контроля и на экзамене.
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Индивидуальное задание
    Самостоятельная работа выполняется в виде индивидуальных заданий состоит из следующих частей: 1) Индивидуальное задание 1: «Опыт становления ОРВ в разных странах» ( страна выбирается согласно индивидуальному заданию); 2) Индивидуальное задание 2: «Сравнение уровня развития системы ОРВ в двух или более субъектах РФ» (субъекты выбиваются студентом, критерии оценки определены индивидуальным заданием); 3) Индивидуальное задание 3: подготовка индивидуальных заданий: «Анализ отчетов о проведении ОРВ органами местного самоуправления» (субъекты выбиваются студентом, алгоритм анализа определяется индивидуальным заданием); 4) Индивидуальное задание 4: «Анализ регулирующего воздействия проектов актов» (акты выбиваются студентом, алгоритм анализа определяется индивидуальным заданием); 5) Индивидуальное задание 5: «Анализ органа государственной власти, органа местного самоуправления» (орган выбиваются студентом, алгоритм анализа определяется индивидуальным заданием); 6) Индивидуальное задание 6: «Внедрение института ОРВ: лучшие практики» (субъекты выбиваются студентом, алгоритм выполнения исследования определяется индивидуальным заданием).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.21 * Активность на семинарах + 0.49 * Индивидуальное задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов: Научное / Дамодаран А., - 11-е изд., перераб. и доп. - Москва :Альпина Паблишер, 2019. - 1316 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6650-8 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/912796
  • Оценка регулирующего воздействия и регуляторная политика : учеб. пособие / под общ. ред. И.Д. Тургель. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 223 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5a16de4b7a64c4.04606576. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914082

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gertler, P. J., Martinez, S., Premand, P., Rawlings, L. B., & Vermeersch, C. M. J. (2016). Impact Evaluation in Practice, Second Edition. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): Washington, DC: Inter-American Development Bank and World Bank. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F5B6371E
  • Handbook of innovation policy impact / edited by Jakob Edler (Professor, Manchester Institute of Innovation Research, Alliance Manchester Business School, University of Manchester, UK), Paul Cunningham (Senior Research Fellow, Manchester Institute of Innovation Research, Alliance Manchester Business School, University of Manchester, UK), Abdullah Gök (Lecturer, Manchester Institute of Innovation Research, Alliance Manchester Business School, University of Manchester, UK), Philip Shapira (Professor, Manchester Institute of Innovation Research, Alliance Manchester Business School, University of Manchester, UK, and Georgia Institute of Technology, USA). (2016). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.47630671X
  • Khandker, S. R., Koolwal, G. B., & Samad, H. A. (2010). Handbook on Impact Evaluation : Quantitative Methods and Practices. Washington, D.C.: World Bank Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=305052