Управление рисками на перспективу

Управление рисками на перспективу

Сергей Летунов, руководитель планого-экономического отдела ООО "ПСК", выпускник программы "Управление рисками в компаниях и финансовых институтах"


Сергей, Вы закончили программу «Управление рисками в компаниях и финансовых институтах». Скажите, пожалуйста, Ваша работа как-то связана с потребностью в оценке рисков? Почему пошли на эту программу?

Мне необходимо будет заниматься рисками в перспективе – это факт.  Я являюсь руководителем планово-экономического отдела, и одной из моих должностных обязанностей является просчет инвестиционных проектов, оценка текущей деятельности предприятия. В любом случае, моя работа связана с рисками. Я убежден, что вне зависимости от текущих потребностей, многие предприятия столкнутся с этой задачей в будущем.

Сколько лет Вы работаете в финансово-экономической сфере?

С 2008 года, когда получил диплом о высшем образовании. Начинал с должности экономиста на предприятии энергетической сферы в крупном региональном холдинге, 8 лет занимаюсь экономической деятельностью.

Получается, что у Вас профильное образование по экономике, и Вы решили еще немного углубиться в него?

Да, у меня есть профильное образование по направлению «Экономика и управление предприятием». В наше время необходимо постоянно учиться, минимум раз в два года обязательно надо идти на курсы, потому что часто информация забывается, в том числе знания, полученные в институте, особенно если ты с этим не сталкиваешься в работе. За время обучения многое вспомнилось и добавилось.

Какие у Вас были ожидания от курса?

Я хотел получить новые знания и вспомнить старые. Также могу сказать, что я целенаправленно шел на некоторые предметы, например на «Финансовый инжиниринг», который был одним из ключевых на курсе.

Сравнивали ли Вы программы ВШЭ с программами других университетов?

Сравнивал, и ключевым фактором для меня была длительность программы. Я не воспринимаю короткие курсы, которые длятся 12, 24 часа. Я отталкивался от того, что объем программы должен быть порядка 180 часов и выше. Затем смотрел на содержания программ в разных вузах, учитывал комментарии коллег, которые уже отучились. Также смотрел рейтинг институтов.

Вы серьезно подошли к выбору программы. Почему в итоге выбрали Высшую школу экономики?

Вышка находится в Топ-10 по рейтингу университетов России, она на слуху. Я шел за определенным уровнем образования и информации в экономике и вынес положительный объем информации с курса.

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от обучения. Кто больше всего запомнился из преподавателей?

Мои ожидания от обучения полностью оправдались, было много интересного. Понравилось, как преподавала Варвара Вадимовна Назарова («Экономический анализ рисков», «Управление рисками страховой компании») и Ичкитидзе Юрий Роландович («Финансовая инженерия»). Было очень интересно общаться со Швецом Сергеем Константиновичем («Финансовый риск-менеджмент», «Корпоративный риск-менеджмент»), у которого можно было получить консультацию и за рамками курса. Также он приглашал на занятия очень опытного специалиста по рискам из подразделения Газпрома. Это было очень полезно.

А какое у Вас осталось впечатление от преподавателей в целом? Как Вам показалось, они действительно могут передать взрослым свой практический опыт, или это больше люди с академическим подходом?

Возможно, 50 на 50. Преподавателей-практиков было видно сразу, они консультировали с практической точки зрения. Безусловно, фундаментальные знания тоже нужны, и если ты где-то в свое время прослушал, или тебе не додали знаний, то преподаватели-теоретики давали такую информацию. Если говорить про мой интерес, то это можно выразить соотношением 70/30 в пользу практиков. 

Расскажите, пожалуйста, о своей выпускной проектной работе.

Работа выполнялась по деятельности того предприятия, на котором я работал во время учебы, с изменением определенных показателей. Она описывала то, что было на тот момент на предприятии, и то, что нужно было исправлять, добавлять. Это, в принципе, касается подавляющего большинства предприятий России, и я понял это за 8 лет работы в нескольких холдингах с многими дочерними предприятиями. Где-то чуть лучше дело с экономикой обстоит, где-то чуть хуже, а где-то совсем печально.

Используете ли эти наработки сейчас?

Работа, в больше степени, была сделана на перспективу. Но определенная часть информации и анализа была переложена на реальную картину деятельности предприятия и доведена до руководства.

Комфортно ли Вам было учиться в группе? Кто учился вместе с Вами?

Учиться было абсолютно комфортно, несмотря на то, что группа была достаточно разнородной. Кто-то был с экономическим образованием, но без опыта работы, кто-то с опытом работы и пришел освежить знания, у кого-то был свой бизнес и они пришли на программу, чтобы понять, какие процессы с точки зрения экономики можно изменить в компании, чтобы развиваться дальше. Были также и те, кто пришел осваивать совершенно новую для себя сферу.

По Вашему мнению, для кого было бы полезным и эффективным обучения по программе управления рисками?

Любая экономическая программа эффективна для людей, уже понимающих базовые вещи в экономике, например рентабельность и себестоимость. Может быть, человек получил техническое образование, но у любого «технаря» был базовый курс по экономике. Применяемость базовых экономических знаний даже техническими специалистами может быть очень полезна. Скажу даже больше – на рынке есть перекрестные требования к знаниям, как технических основ какой-то деятельности, так и экономических рисков, например в сфере технологических рисков.

Какой бы совет Вы дали тем, кто только задумывается об обучении?

Нужно смотреть на перспективу и понимать, насколько ты готов сдвинуться в сторону того направления, которым планируешь заниматься, потому что обучение – это время и деньги. В совокупности это должно принести свою «маржу». Я не вижу смысла и интереса в том, чтобы просто так идти послушать курс. Самое главное здесь – это интерес к тому, чем ты занимаешься и чем планируешь заниматься.

Как удавалось все успевать во время обучения?

Поначалу было тяжеловато, но, может быть, это было и плюсом, потому что мы сразу втянулись в обучение. На работе было смещение графика – раньше приходить и раньше уходить. В первый месяц обучение было особенно плотным, и это мотивировало на то, чтобы не пропускать занятия. Все предметы, которые у нас были, были интересными, и мы, по возможности, всегда на них ходили. Под конец курса нам дали больше времени для написания проекта, а это был теплый май, там было немного сложнее собраться.

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Обучение в Высшей школе экономике – это…»

Это было что-то новое, в сильном университете.