• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обзор XI Международной транспортной выставки и форума (6-8 декабря 2017, Москва)

На прошедшей неделе в выставочном комплексе Гостиный двор в Москве проводилась выставка и форум «Транспорт России», который проходил в рамках транспортной недели. Мероприятие является ежегодным и собирает более 2500 профессионалов отрасли со всей России, членов Правительства, руководство Министерства Транспорта, руководителей иностранных министерств и ведомств. В этом мероприятии приняла участие студентка 4 курса образовательной программы «Логистика и управление цепями поставок» Синяева Аделина.

Благодаря организаторам мероприятия у меня была возможность поучаствовать в столь значимом событии наравне с ведущими профессионалами транспортной отрасли еще будучи студентом и считаю эти три дня форума лучшими, чтобы почувствовать себя частью этого профессионального мира. Ниже хотелось бы поделиться некоторыми итогами прошедшего форума: что обсуждалось, что было сделано.

В рамках форума одновременно в четырех залах проводились форматы по разным темам. 6 декабря приветственным словом выставку и форум открыл министр транспорта Максим Соколов, также в этот день мероприятие посетил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, далее последовал ряд значимых заседаний, в ходе которых были подписаны 27 соглашений о сотрудничестве. Во второй половине дня состоялся VII международный конгресс «ЭРА-ГЛОНАСС». Во время пленарной дискуссии «Технологии ГЛОНАСС в цифровой экономике» обсуждались вопросы нынешнего состояния технологии, гармонизации системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и системы ЭВАК, реализованной в Казахстане, реализации подобной финляндской системы e-call, международного сотрудничества, страховой телематики, передачи данных по Европротоколу

«Спасение жизней – важнейшая, но не единственная задача, которая стоит перед системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Технология предполагает большое количество сервисов и возможностей для создания новых решений, что определяет ее роль в цифровой экономике», отметил Андрей Жерегеля, генеральный директор АО «ГЛОНАСС». В настоящий момент имеется возможность в мониторинге перемещения ТС (считывать пробег, фиксировать нарушение скоростного режима, фиксация заправок и сливов и другие). Ведутся переговоры о сотрудничестве с крупнейшей компанией «Платон», руководство уверено, что такое сотрудничество будет взаимовыгодным. Технологии ГЛОНАСС являются важнейшей основой цифровизации на транспорте и с каждым годом число подключенных автомобилей растет.

Фундаментальный базис в применении системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в проекте цифровая железная дорога проявляется в формирование единого координатного временного пространства для целей управления. Данные используются в цифровых сервисах управления движением подвижным составом и обеспечивают мониторинг дислокации и безопасное движение поездов. Формирование высокоточной координатной системы, мониторинг состояния путей, сведений о выявленных отклонениях от норм содержания в совокупности дает возможность обслуживания и ремонта достаточно затратной инфраструктуры не по нормам, а по фактическому состоянию, что сокращает затраты на содержание, повышает безопасность движения поездов, снижает влияние человеческого фактора.

По итогам конгресса был подписан ряд соглашений, в том числе и международных, которые будут способствовать развитию отрасли в данном направлении.

Во второй день работы форума проводилась отраслевая конференция «Море зовет», где обсуждались вопросы текущего положения водного транспорта, проблемы, задачи. Затронуты вопросы повышения спроса на российские суда, роста конкурентоспособности отечественного морского и внутреннего водного транспорта, законодательной поддержки судоходства и судостроения, комплексного развития Арктики, оптимизации регулирования судоходства на трассах СМП, экономики перевозок по СМП.

Одним из интересных моментов дискуссии было проведение опроса среди всех участников конференции в режиме реального времени и сравнение результатов с итогами голосования на форуме 2016 года. Основной вопрос – «Почему грузы российской внешней торговли перевозятся преимущественно судами под иностранными флагами?» Большинство участников (35,8%) ответили как «Значительные конкурентные преимущества судов под иностранными флагами», в то время как 50% участников конференции 2016 года ответили «Условия договоров купли-продажи». Далее каждый из спикеров объяснял свою позицию выбора и повествовал о положении дел данной отрасли в своей сфере. Интересно, что ответы кардинально различались в соответствии со сферой деятельности участника. Максим Соколов, министр транспорта РФ, комментируя итоги голосования, согласен с мнением большинства, но лично считает, что «Море это всегда про деньги».

Были затронуты вопросы административных барьеров, судостроения (уже через 5 лет 65% отечественного флота будет устаревшим), обсуждались вопросы финансирования «жесткой» инфраструктуры – портовой и терминальной. Так в рамках форума состоялось подписание соглашения о долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве между «СОВКОМФЛОТ» и ГТЛК, в рамках которого должен наладиться обменом опытом по финансированию приобретения и строительства судов. Несмотря на то, что каждый спикер рассматривал проблему со стороны деятельности своей компании/подразделения, единым было одно – «Будет стабильность – будет все остальное», с чем я тоже согласна.

Во второй половине дня прошло пленарное заседание «Транспорт России. Проекты Роста» при участии Министра Транспорта - Максим Соколов, помощника президента РФ - Игорь Левитин и других представителей транспортной области и бизнес - структур. В ходе заседания Министром транспорта были отмечены уже реализованные проекты при подготовке к крупным мероприятиям: АТЭС – 2012 Владивосток (мост на о. Русский), Зимняя Олимпиада – 2014 Сочи (автомобильная и железная дорога между Адлером и курортом «Альпика-Сервис»), работа при подготовке к саммитам БРИКС и ШОС – 2015 Уфа. Текущим проектом является чемпионат мира по футболу 2018. Одним из приоритетных проектов является «Безопасные и качественные дороги», целью которого является снижение количества аварийно-опасных участков на дорогах до 65% и 85% в 2018 и 2025 году соответственно, а также увеличение городских дорог агломераций, соответствующих нормативным требованиям до 61,2% в 2018 и 85,9% в 2015 году. Еще одним не менее значимым «проектом роста» является Крымский мост длиной 19 км (самый длинный мост в России), который существенно изменит транспортное сообщение с остальной территорией РФ. Основными источниками для проектов роста являются ГЧП и инфраструктурная ипотека. В завершении Министр отметил, что необходимо учитывать не только возможность воплощения проектов, но и их реализацию без ущерба для других проектов и мероприятий.

В последний день проведения форума я посетила несколько значимых форматов. Первым, из которых являлась дискуссия по теме «ВСМ «ЕВРАЗИЯ». Геополитика и Технологии», непосредственными участниками которой являлись представители как российской, так и китайской стороны. Мероприятие началось с официального открытия российско-китайского исследовательского центра по разработке высокоскоростных поездов. Далее обсуждались вопросы, связанные непосредственно с реализацией проекта. По представленному графику строительства все участки ВСМ должны быть закончены в 2027 году, рассматривались три маршрута: через Казахстан (базовый), через Сибирь, через Алтай, причем передвижение грузов и пассажиров из Китая в Европу сократится до 2-3 суток. Представителями РЖД было отмечено, что без применения современных технологий (интернет вещей, больших данных, интеллектуальных систем, цифрового моделирования в строительстве – BIM, технологий беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальностей) реализация проекта невозможна. Также результатами работ поделились представители китайской стороны. Главными инженерами компаний CRRC и CRRC Changchun было презентовано развитие высокоскоростного электропоезда на территории Китая, планы новых разработок, а также принцип действия применяемой технологии.

Последним наиболее значимым мероприятием транспортной недели являлась пленарная дискуссия «Транспорт и логистика в Евразии. Новые возможности», в которой приняли участие представители Латвии, Китая, Монголии, Киргизии, международных организаций (ШОС, ЭСКАТО, ЕЭК ООН), представители РЖД и Министерства иностранных дел РФ.

Александр Панкин открыл сессию, зачитав приветственное слово министра иностранных дел Сергея Лаврова, и поделился видением дипломатов тех задач и вызовов, которые стоят на пути развития. Было отмечено, что, в настоящий момент комитет по внутреннему транспорту ЕЭК ведет работу над формированием единого железнодорожного права и проектом развития Евроазиатских транспортных сетей, в рамках ЭСКАТО заключены соглашения по азиатским автомобильным дорогам, трансазиатским железным дорогам и сухим портам международного значения. Для России приоритетной является работа в рамках ЕАЭС – безбумажный документооборот и система отслеживания передвижения грузов, что увеличит скорость и мощность. Также необходимо сопряжение нашей транзитной системы с системой Китая и Евросоюза, чтобы обеспечить «бесшовное» прохождение границ и тем самым сократить все виды затрачиваемых ресурсов. В ходе дискуссии были затронуты различные проекты, в том числе проект транспортного коридора «Россия-Китай-Монголия», подписанного в 2016 году, совместный проект ЕАЭС – «ОТЛК»  между Казахстаном, Россией и Белоруссией, пилотный проект ВСМ на участке Москва-Казань, как первое звено, которое свяжет Москву и Пекин и многие другие проекты.

«Интеграция, которая является в настоящий момент приоритетной задачей транспортного ведомства и о которой так много говорилось в течение всего форума это и вызовы, и возможности»,- отметил после подведения итогов заместитель министра транспорта РФ Алан Лушников и с этим невозможно не согласиться.

В целом  в транспортной неделе приняли участие представители 40 стран, около 3000 делегатов от 905 компаний, 120 экспонентов представили на выставке новейшие разработки, проведено 40 деловых форматов на различную тематику – это  и круглые столы, и рабочие группы, различные сессии, совещания, конференции. Благодарю организаторов и участников за отлично слаженную работу, интересные дискуссии и возможность поучаствовать в данном мероприятии.

 

Текст подготовлен студенткой 4-ого курса образовательной программы "Логистика и управление цепями поставок"  Синяевой Аделиной.