• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Операционный менеджмент и управление процессами

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Главной целью преподавания дисциплины является освоение студентами операционного со-держания бизнеса, как инструмента достижения целей и решения поставленных задач развития организации. При изучении дисциплины рассматриваются системные вопросы теории и практики операционной деятельности, широко используются современные кейсы из практи-ки отечественного и зарубежного бизнеса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование культуры операционного мышления в менеджменте, основанной на понимании места, роли и значения операционного менеджмента в системе управления предприятием.
  • формирование представлений о понятии и содержании операционной деятельности организации,
  • понимание содержания основных терминов и структуры терминологической базы операци-онного менеджмента.
  • приобретение навыков решения типовых задач организации и планирования операционной деятельностью компании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует по памяти в ограниченное время значение основных терминов операцион-ного менеджмента, поясняет их взаимосвязь.
  • Решает типовые задачи расчета основных показателей деятельности и уверенно ком-ментирует их значение.
  • Обосновывает свои действия в типовых ситуациях планирования и организации опе-рационной деятельности.
  • Критически оценивает альтернативные варианты планирования и организации процессов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Операционная составляющая бизнеса
  • Тема 2. Практическое содержание операционного менеджмента
  • Тема 3. Расчет и размещение производственных мощностей
  • Тема 4. Организация процессов в пространстве
  • Тема 5. Организация процессов во времени
  • Тема 6. Основные показатели операционной деятельности организации
  • Тема 7. Анализ эффективности и способы исследования процессов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на лекциях
  • неблокирующий Работа на семинарах
    1) Активность студента на семинаре – 50% оценки за работу на семинаре: На семинаре студентам может быть предложено выполнение индивидуального или группового задания по теме занятия. Работа студентов оценивается по 10-балльной шкале. При этом учитываются вовлеченность студентов в работу, качество и правильность выполнения задания, оформление конечного результата. Для получения наивысших отличных оценок (9 и 10 баллов) студенты в своем решении должны продемонстрировать глубокое понимание темы занятия и знания, выходящие за рамки ПУД. 2) Выполнение мини-тестов в системе Smart LMS. Мини-тесты проводятся преподавателем на семинарах в Smart LMS, их продолжительность зависит от количества заданий. Количество мини-тестов и их продолжительность определяется преподавателем семинаров. Каждый правильный ответ на тестовое задание оценивается в один балл.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа включает следующие блоки заданий. Блок 1. Тест - 40% оценки за контрольную работу. Блок включает 15 тестовых заданий. Расчетная продолжительность тестовой части контрольной работы – 10 минут. В тесте имеются задания со следующими инструкциями: «Выберите один наиболее правильный ответ», «Укажите соответствие», «Выберите ВСЕ правильные ответы», «Истина/Ложь», «Заполните пропуски». Для подготовки к контрольной работе надо повторить материал лекций и учебников по темам 1-3 ПУД. Обратите внимание на содержание следующих терминов и понятий: Операция Процесс Бизнес-процесс Производство Услуга Клиент Клиент внешний Клиент внутренний Результат Входной ресурс Субъект операционного менеджмента Объект операционного менеджмента Деятельность организации Орудия труда Предмет труда Производственная мощность Проектная мощность Входная мощность Выходная мощность Среднегодовая мощность Эффективная мощность Организация А-типа Организация V-типа Организация Т-типа Факторы размещения производственной мощности Централизованное размещение производственной мощности Децентрализованной размещение производственной мощности Коэффициент использования производственной мощности. Блок 2. Решение задачи – 60% оценки за контрольную работу. Продолжительность блока 3 – до 30 минут. В блоке 2 задачи. Требуется решить задачи по теме 3 ПУД. В качестве ответа необходимо привести решение, указав единицы измерения.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен включает три блока заданий: 1) Тест – 30% экзаменационной оценки. Блок включает 20 тестовых заданий. Расчетная продолжительность тестовой части экзамена – 10 минут. В тесте имеются задания со следующими инструкциями: «Выберите один наиболее правильный ответ». «Укажите соответствие», «Выберите ВСЕ правильные ответы», «Истина/Ложь», «Выберите один наиболее правильный ответ», «Заполните пропуски». Для подготовки к выполнению блока 1 экзамена надо повторить материал лекций и учебников по ВСЕМ темам ПУД. Обратите внимание на содержание следующих терминов и понятий: Операция Процесс Производство Услуга Клиент Клиент внешний Клиент внутренний Результат Входной ресурс Субъект операционного менеджмента Объект операционного менеджмента Деятельность организации Орудия труда Предмет труда Операционная система Производственная мощность Проектная мощность Входная мощность Выходная мощность Среднегодовая мощность Эффективная мощность Организация А-типа Организация V-типа Организация Т-типа Факторы размещения производственной мощности Централизованное размещение производственной мощности Децентрализованной размещение производственной мощности Коэффициент использования производственной мощности Организация процесса в пространстве Фиксированная планировка Функциональная планировка Линейная планировка Производственная ячейка Организация процесса во времени Последовательное движение Параллельное движения Последовательно-параллельное движение Простой рабочего места Пролеживание предмета труда Ожидание клиента в очереди Длительность производственного цикла Пропускная способность процесса Производительность процесса Эффективность цикла процесса Доступное время работы оборудования Машинное время Производственный простой Нерегламентированный простой Коэффициент использования доступного времени работы оборудования Типовые потери 2) Решение задачи по теме 5 ПУД – 30 % экзаменационной оценки. Продолжительность блока – 20 минут. Задание: Постройте график последовательного (либо параллельного, либо параллельно-последовательного) движения предметов труда. Построение графика ведется вручную на бумажном листе с текстом задачи, который выдается на экзамене. 3) Эссе на тему: Сформулируйте свое аргументированное мнение по ситуации – 40% экзаменационной оценки. Продолжительность – 20 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Экзамен + 0.3 * Работа на семинарах + 0.2 * Работа на лекциях + 0.2 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Операционный (производственный) менеджмент : Учеб. пособие, Стерлигова, А.Н., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bromiley, P., & Rau, D. (2016). Operations management and the resource based view: Another view. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B364A57
  • Организация гармоничного производства : (теория и практика): учеб. пособие, Клевлин, А. И., 2003
  • Производственный и операционный менеджмент, Чейз, Р. Б., 2008
  • Управление деятельностью служащих, Уильямс, Р. С., 2003
  • Управление операционной средой организации : учебник, Моисеева, Н. К., 2013