• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Конституционное право притягивает к себе»: Павел Дмитриевич Блохин назначен на должность заведующего кафедрой конституционного и административного права Юридического факультета.

В 2024 год Юридический факультет НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург вступил с обновленной внутренней структурой. У нас появилось две новые кафедры – гражданского процессуального права и уголовного права и процесса, а одна из действовавших кафедр приступила к работе с новым руководителем.

«Конституционное право притягивает к себе»: Павел Дмитриевич Блохин назначен на должность заведующего кафедрой конституционного и административного права Юридического факультета.

Но обо всем по порядку: поговорили с кандидатом юридических наук, доцентом Юридического факультета Павлом Дмитриевичем Блохиным, который занял должность заведующего кафедрой конституционного и административного права. Напомним, что ранее кафедрой руководил профессор Юридического факультета, судья Конституционного Суда России Владимир Александрович Сивицкий.

Павел Дмитриевич, почему конституционное право не может существовать без специально отведенной для него кафедры?

Действительно, законодательство не предусматривает требований к структурированию образовательного процесса ВУЗа в рамках конкретного набора кафедр — при условии, однако, что обеспечивается выполнение требований как федеральных государственных образовательных стандартов, так и образовательных стандартов ВУЗа к перечню и содержанию учебных дисциплин. В идеале самостоятельная кафедра может сложиться на основе такого учебного курса, который способен выступать своеобразным «центром притяжения» для смежных с ним или производных от него курсов. В нашем случае такой дисциплиной является «Конституционное право», которое «притягивает» к себе – в силу общности предмета регулирования и истории становления – административно-правовые дисциплины, вопросы местного самоуправления, международной защиты прав человека и ряд других.

Какими будут или уже были Ваши первые решения в новой должности?

Следует отметить, что наша кафедра создавалась и на протяжении многих лет функционировала под руководством крупного ученого и успешного «менеджера» – Владимира Александровича Сивицкого. Поэтому было бы самонадеянно предлагать какие-либо радикальные реформы, не востребовав в полной мере уже имеющийся опыт. В то же время, весьма желательно расширить круг преподаваемых усилиями кафедры дисциплин, например, за счет таких подотраслей, как «Избирательное право» или «Законодательный процесс».

Что такое конституционное право сегодня и как его следует преподавать?

Представляется, что сама логика научной дисциплины «Конституционное право», ее внутренняя структура, остается прежней на протяжении вот уже около ста лет и охватывает собою основополагающие права и обязанности личности (взаимоотношения человека и власти) и устройство государственной власти на определенной территории (взаимоотношения институтов власти между собой). При этом с течением времени и вызовами самой жизни меняется наполнение того конкретного круга вопросов, которые подлежат обсуждению в рамках этого предмета. Мы, преподаватели, сегодня стоим перед нетривиальной педагогической задачей: с одной стороны, сохранить для студентов неприкосновенным сам инструментарий конституционного права, а с другой стороны, вручить им знания, которые будут ими востребованы «здесь и сейчас».

Каким Вам видится коллектив кафедры сегодня? Кто они, Ваши коллеги, каков их опыт и подход?

Костяк кафедры в лице опытных юристов, сочетающих практическую деятельность с научно-исследовательской работой, сформировался давно. Но мы будем рады, если наши ряды будут продолжать пополняться вчерашними выпускниками факультета, многие из которых сегодня весьма востребованы в юридическом бизнесе.

Есть ли у Вас девиз? Что помогает справляться с ежедневными непростыми задачами?

Мне кажется, что наши студенты хорошо чувствуют «брак» в работе, подмечают, когда преподаватель недостаточно подготовлен к лекции или семинару, у них достаточно высокие требования. Поэтому мой девиз – относиться добросовестно к своей работе, не позволять себе расслабляться и готовиться к каждой лекции как в первый раз.