• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Административное право

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства и права», «Конституционное право», «История государства и права России». Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин «Предпринимательское право», «Финансовое право», «Налоговое право», а также при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки. В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: – понятие и сущность государственного управления и исполнительной власти, их соотношение; – предмет и метод административного права; – понятие и систему административного права; – историю, актуальные проблемы и тенденции развития науки административного права; – систему источников административного права, систему административного законодательства; – особенности административно-правовых норм; – особенности административно-правовых отношений; – особенности правового статуса различных субъектов административного права: индивидуальных и коллективных; – основы государственной службы; – административно-правовые формы и методы государственного управления; – понятие и сущность административного процесса, виды и особенности административных производств; – сущность и виды административного принуждения; – основания административно-правовой ответственности, порядок привлечения к ней и способы правовой защиты; – способы обеспечения законности в государственном управлении; – особенности государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сфере; 2) уметь: - логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам, - применять на практике полученные знания, - давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов; – грамотно применять нормы административного материального и процессуального права в профессиональной деятельности; – правильно квалифицировать юридические факты в сфере государственного управления; – грамотно квалифицировать административное производство применительно к конкретному делу; – определять применимые в конкретном случае правовые формы государственного управления и ориентироваться в нормативной правовой базе, устанавливающей требования к их реализации; – разграничивать различные виды административного принуждения и определять правовые способы защиты от них; 3) иметь навыки: - самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; - применения положений теории административного права при разрешении практических вопросов в сфере государственного управления; - применения норм административного права при реализации прав и обязанностей в сфере государственного управления; - выбора эффективных способов защиты прав в сфере государственного управления; - процессуального оформления административных процедур в рамках различных административных производств; - выявления и квалификации административных правонарушений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами базовых теоретических знаний и практических умений в области административного права
  • выработка навыков анализа источников административного права и использования принципов и норм административного права в практической деятельности юристов
  • выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции при решении проблемы выбора эффективного способа правовой защиты в сфере государственного управления, эффективного способа разрешения административного спора
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные направления административной реформы и ориентируется в системе нормативного материала, выступающего основой реформы в сфере государственного управления
  • Знает систему источников административного права. Понимает содержание Понимает содержание основных принципов правового регулирования административно-правовых отношений и использует их при решении проблем применения действующего административного законодательства.
  • Понимает предмет административного права и знает наиболее значимые черты отличия отрасли административного права от иных отраслей права в части регулирования наиболее значимых аспектов государственного управления. Ориентируется в категориальном аппарате правовой отрасли. Способен выявлять особенности (признаки) административно-правовых отношений и квалифицировать отношения как административно-правовые.
  • Знает особенности правового статуса субъектов административных правоотношений, понимает содержание основных характеристик их правосубъектности. Способен определить ключевые особенности правового статуса отдельных индивидуальных и коллективных субъектов административно-правовых отношений, в том числе в зависимости от вида административно-правовых отношений.
  • Знает правовые формы государственного управления и способен выявить их разновидности в решениях соответствующих субъектов на практике. Способен осуществлять правовое сопровождение принятия государственно-управленческих решений. Способен определять и реализовывать эффективные способы защиты прав в рамках административных споров, включая обжалование (оспаривание) административных актов.
  • Понимает суть и содержание административного процесса. Знает основные особенности различных видов административных производств. Способен осуществлять правовое сопровождение отдельных административных процедур и административных производств.
  • Знает виды административно-правового принуждения и виды административно-принудительных мер. Имеет представление о системе действующего законодательства в области административного принуждения. Способен определять возможные способы защиты прав при реализации различных мер административного принуждения и оценивать их эффективность.
  • Знает теоретические основы административной ответственности. Знает особенности административной ответственности и умеет разграничивать ее с иными видами юридической ответственности.
  • Способен определить в конкретной ситуации наличие или отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности. Имеет представление о содержании стадий производства по делам об административных правонарушениях. Способен осуществлять правовое сопровождение привлечения к административной ответственности. Способен определять эффективные способы защиты прав участников производства по делам об административных правонарушениях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Государственное управление и исполнительная власть. Предмет и метод административного права
  • Тема 2. Современные проблемы и тенденции развития административного права
  • Тема 3. Система источников административного права
  • Тема 4. Субъекты административного права. Особенности административно-правового статуса индивидуальных и коллективных субъектов административного права
  • Тема 5. Формы и методы государственного управления
  • Тема 6. Административный процесс. Административные производства
  • Тема 7. Административное принуждение
  • Тема 8. Административное правонарушение и административная ответственность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольные работы
    Целью проведения контрольной работы является определение степени освоения студентом понятийного аппарата, принципов административного права, теоретических положений, классификаций, источников административного права по изученным темам и умение применять теоретические знания для решения практических задач. Контрольная работа предусматривает выполнение одного задания, имеющего практический характер: решение задачи (казуса), правовой коллизии, изложение способов решения правовой проблемы. Задание формулируется в рамках содержания дисциплины, представленного в настоящей программе и может охватывать одну или несколько тем из числа тех, по которым были прочитаны лекции. При выполнении задания студенты должны продемонстрировать знание системы релевантных источников права и навыки их применения, владение специальной терминологией, способность к последовательному и логически непротиворечивому анализу. Задание объявляется преподавателем непосредственно перед его выполнением. Для подготовки к выполнению контрольной работы студентам заранее сообщаются выбранные темы, а также перечень нормативно-правовых актов и (или) судебных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению проверяющего преподавателя и по согласованию с преподавателем, читающим лекционный курс, контрольная работа может проводиться без права использования текстов нормативных и (или) судебных актов. Возможность использования вспомогательных материалов обусловлена степенью сложности и типом задания в рамках контрольной работы. Контрольная работа №1 выполняется по темам, пройденным (прослушанным), к моменту назначения даты ее выполнения, контрольная №2 – соответственно, по темам, пройденным (прослушанным) к моменту назначения даты ее выполнения. Контрольные работы проводятся в письменной форме в течение 3, 4 модулей. О дате проведения контрольной студентам сообщается не позднее, чем за 7 календарных дней. Контрольная работа выполняется в письменной форме. При оформлении решения задания допускается использование общепринятых сокращений (например: РФ, ФЗ, КАС РФ, КоАП РФ). Продолжительность выполнения каждой контрольной работы – 45 минут. Пересдача или написание контрольной работы до или после установленной даты её проведения не допускается. Преподаватель, осуществляющий проверку контрольных работ, проводит их показ не позднее 5 рабочих дней после проведения контрольной работы, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
  • неблокирующий проверочные работы на семинарских занятиях
    Проверочные работы проводятся в форме письменного тестирования и выполнения письменных заданий иного формата в течение 3 и 4 модулей. Общее количество проверочных работ – 5. Целью проверочной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель, ведущий семинарские занятия, выбирает для проверочных работ любые темы из числа тем дисциплины, рассматриваемых на текущем семинарском занятии или пройденных в рамках лекционных или семинарских занятий. Преподавателем заранее (не позднее чем за 3 дня) объявляется информация о планируемом дне проведения, формате и тематическом содержании проверочной работы. Тест формируется из закрытых вопросов по соответствующей теме, но не более 10 вопросов в совокупности. Задание иного формата может быть представлено в виде задания по решению задачи, по подготовке правового документа, правового заключения, по подготовке анализа судебного решения или решения административного органа, по подготовке эссе по актуальной правовой проблеме и др. Пользоваться любыми информационными источниками при выполнении проверочной работы запрещается. Продолжительность выполнения задания проверочной работы составляет 30 минут. Проверка работ и объявление студентам оценок за тест по соответствующей теме осуществляется в сроки, определённые локальным нормативными актами НИУ ВШЭ.
  • неблокирующий экзамен
    Цель проведения экзамена ¬- определение степени освоения студентом понятийного аппарата, принципов административного права, теоретических положений, классификаций, источников административного права по изученным темам, а также умения устанавливать взаимосвязи между теорией административного права и практическим разрешением конкретных вопросов, ситуаций, возникающих в сфере государственного управления, и степени формирования способности грамотного правоприменения в области административного права. Экзамен предусматривает выполнение одного задания в виде решения задачи (казуса). Задание формулируется в рамках содержания дисциплины, представленного в настоящей программе. Экзаменационное задание объявляется преподавателем непосредственно перед его выполнением. Для подготовки к выполнению экзамена студентам заранее сообщаются выбранные темы, а также перечень нормативно-правовых актов и (или) судебных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения экзамена. По усмотрению экзаменатора и по согласованию с преподавателем, читающим лекционный курс, экзамен может проводиться без права использования текстов нормативных и (или) судебных актов. Экзамен проводится в письменной форме. При оформлении решения экзаменационного задания допускается использование общепринятых сокращений (например: РФ, ФЗ, КАС РФ, КоАП РФ). Продолжительность выполнения экзамена – 60 минут. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. Пересдача экзамена осуществляется в порядке, определённом локальным нормативными актами НИУ-ВШЭ. Формат проведения первой и второй пересдачи (тематика, виды заданий, критерии оценивания, продолжительность проведения и пр.) идентичен формату сдачи экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Орез = 0,2 * Опр + 0,2 * (Окр1 +Окр2) + 0,6 * Оэкз Орез – результирующая оценка (максимум – 10 баллов); Опр – общая оценка за проверочные работы на семинарских занятиях (максимум – 10 баллов за все пять работ); Окр – общая оценка за контрольные работы (максимум – 10 баллов за обе контрольные работы); Оэкз – оценка за экзамен (максимум – 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Волков, А. М.  Административное право России. Схемы, таблицы, определения, комментарии : учебное пособие для вузов / А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общей редакцией А. М. Волкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 325 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13902-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477251 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Мигачев, Ю. И.  Административное право Российской Федерации : учебник для вузов / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под редакцией Л. Л. Попова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 456 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08218-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468341 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Административное право: Учебник для вузов / Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., - 6-е изд., пересмотр. - Москва :Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 640 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/996119
  • Алексеев И.А., Свистунов А.А. - Административное право. Учебник - 978-5-392-19933-4 - Проспект - 2016 - http://ebs.prospekt.org/book/30942 - 30942 - PROSPECT
  • Гречина Л.А. - Административное право. Курс лекций. Учебное пособие - 978-5-392-26428-5 - Проспект - 2018 - http://ebs.prospekt.org/book/29014 - 29014 - PROSPECT
  • Деменкова Н.Г., Игнатова М.С., Стариков И.Ю. - Административное право в схемах и таблицах. 2-е издание. Учебное пособие - 978-5-392-27810-7 - Проспект - 2018 - http://ebs.prospekt.org/book/40764 - 40764 - PROSPECT

Авторы

  • Фетискина Ксения Дмитриевна
  • Маскаева Ирина Ивановна