We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Administrative Law

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructors


Boldinow, Jarosław


Maskaeva, Irina


Толстиков Александр Владимирович

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства и права», «Конституционное право», «История государства и права России». Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин «Предпринимательское право», «Финансовое право», «Налоговое право», а также при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки. В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: – понятие и сущность государственного управления и исполнительной власти, их соотношение; – предмет и метод административного права; – понятие и систему административного права; – историю, актуальные проблемы и тенденции развития науки административного права; – систему источников административного права, систему административного законодательства; – особенности административно-правовых норм; – особенности административно-правовых отношений; – особенности правового статуса различных субъектов административного права: индивидуальных и коллективных; – основы государственной службы; – административно-правовые формы и методы государственного управления; – понятие и сущность административного процесса, виды и особенности административных производств; – сущность и виды административного принуждения; – основания административно-правовой ответственности, порядок привлечения к ней и способы правовой защиты; – способы обеспечения законности в государственном управлении; – особенности государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сфере; 2) уметь: - логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам, - применять на практике полученные знания, - давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов; – грамотно применять нормы административного материального и процессуального права в профессиональной деятельности; – правильно квалифицировать юридические факты в сфере государственного управления; – грамотно квалифицировать административное производство применительно к конкретному делу; – определять применимые в конкретном случае правовые формы государственного управления и ориентироваться в нормативной правовой базе, устанавливающей требования к их реализации; – разграничивать различные виды административного принуждения и определять правовые способы защиты от них; 3) иметь навыки: - самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; - применения положений теории административного права при разрешении практических вопросов в сфере государственного управления; - применения норм административного права при реализации прав и обязанностей в сфере государственного управления; - выбора эффективных способов защиты прав в сфере государственного управления; - процессуального оформления административных процедур в рамках различных административных производств; - выявления и квалификации административных правонарушений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами базовых теоретических знаний и практических умений в области административного права
  • выработка навыков анализа источников административного права и использования принципов и норм административного права в практической деятельности юристов
  • выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции при решении проблемы выбора эффективного способа правовой защиты в сфере государственного управления, эффективного способа разрешения административного спора
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные направления административной реформы и ориентируется в системе нормативного материала, выступающего основой реформы в сфере государственного управления
  • Знает систему источников административного права. Понимает содержание Понимает содержание основных принципов правового регулирования административно-правовых отношений и использует их при решении проблем применения действующего административного законодательства.
  • Понимает предмет административного права и знает наиболее значимые черты отличия отрасли административного права от иных отраслей права в части регулирования наиболее значимых аспектов государственного управления. Ориентируется в категориальном аппарате правовой отрасли. Способен выявлять особенности (признаки) административно-правовых отношений и квалифицировать отношения как административно-правовые.
  • Знает особенности правового статуса субъектов административных правоотношений, понимает содержание основных характеристик их правосубъектности. Способен определить ключевые особенности правового статуса отдельных индивидуальных и коллективных субъектов административно-правовых отношений, в том числе в зависимости от вида административно-правовых отношений.
  • Знает правовые формы государственного управления и способен выявить их разновидности в решениях соответствующих субъектов на практике. Способен осуществлять правовое сопровождение принятия государственно-управленческих решений. Способен определять и реализовывать эффективные способы защиты прав в рамках административных споров, включая обжалование (оспаривание) административных актов.
  • Понимает суть и содержание административного процесса. Знает основные особенности различных видов административных производств. Способен осуществлять правовое сопровождение отдельных административных процедур и административных производств.
  • Знает виды административно-правового принуждения и виды административно-принудительных мер. Имеет представление о системе действующего законодательства в области административного принуждения. Способен определять возможные способы защиты прав при реализации различных мер административного принуждения и оценивать их эффективность.
  • Знает теоретические основы административной ответственности. Знает особенности административной ответственности и умеет разграничивать ее с иными видами юридической ответственности.
  • Способен определить в конкретной ситуации наличие или отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности. Имеет представление о содержании стадий производства по делам об административных правонарушениях. Способен осуществлять правовое сопровождение привлечения к административной ответственности. Способен определять эффективные способы защиты прав участников производства по делам об административных правонарушениях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Государственное управление и исполнительная власть. Предмет и метод административного права
  • Тема 2. Современные проблемы и тенденции развития административного права
  • Тема 3. Система источников административного права
  • Тема 4. Субъекты административного права. Особенности административно-правового статуса индивидуальных и коллективных субъектов административного права
  • Тема 5. Формы и методы государственного управления
  • Тема 6. Административный процесс. Административные производства
  • Тема 7. Административное принуждение
  • Тема 8. Административное правонарушение и административная ответственность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольные работы
    Целью проведения контрольной работы является определение степени освоения студентом понятийного аппарата, принципов административного права, теоретических положений, классификаций, источников административного права по изученным темам и умение применять теоретические знания для решения практических задач. Контрольная работа предусматривает выполнение одного задания, имеющего практический характер: решение задачи (казуса), правовой коллизии, изложение способов решения правовой проблемы. Задание формулируется в рамках содержания дисциплины, представленного в настоящей программе и может охватывать одну или несколько тем из числа тех, по которым были прочитаны лекции. При выполнении задания студенты должны продемонстрировать знание системы релевантных источников права и навыки их применения, владение специальной терминологией, способность к последовательному и логически непротиворечивому анализу. Задание объявляется преподавателем непосредственно перед его выполнением. Для подготовки к выполнению контрольной работы студентам заранее сообщаются выбранные темы, а также перечень нормативно-правовых актов и (или) судебных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению проверяющего преподавателя и по согласованию с преподавателем, читающим лекционный курс, контрольная работа может проводиться без права использования текстов нормативных и (или) судебных актов. Возможность использования вспомогательных материалов обусловлена степенью сложности и типом задания в рамках контрольной работы. Контрольная работа №1 выполняется по темам, пройденным (прослушанным), к моменту назначения даты ее выполнения, контрольная №2 – соответственно, по темам, пройденным (прослушанным) к моменту назначения даты ее выполнения. Контрольные работы проводятся в письменной форме в течение 3, 4 модулей. О дате проведения контрольной студентам сообщается не позднее, чем за 7 календарных дней. Контрольная работа выполняется в письменной форме. При оформлении решения задания допускается использование общепринятых сокращений (например: РФ, ФЗ, КАС РФ, КоАП РФ). Продолжительность выполнения каждой контрольной работы – 45 минут. Пересдача или написание контрольной работы до или после установленной даты её проведения не допускается. Преподаватель, осуществляющий проверку контрольных работ, проводит их показ не позднее 5 рабочих дней после проведения контрольной работы, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
  • неблокирующий проверочные работы на семинарских занятиях
    Проверочные работы проводятся в форме письменного тестирования и выполнения письменных заданий иного формата в течение 3 и 4 модулей. Общее количество проверочных работ – 5. Целью проверочной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель, ведущий семинарские занятия, выбирает для проверочных работ любые темы из числа тем дисциплины, рассматриваемых на текущем семинарском занятии или пройденных в рамках лекционных или семинарских занятий. Преподавателем заранее (не позднее чем за 3 дня) объявляется информация о планируемом дне проведения, формате и тематическом содержании проверочной работы. Тест формируется из закрытых вопросов по соответствующей теме, но не более 10 вопросов в совокупности. Задание иного формата может быть представлено в виде задания по решению задачи, по подготовке правового документа, правового заключения, по подготовке анализа судебного решения или решения административного органа, по подготовке эссе по актуальной правовой проблеме и др. Пользоваться любыми информационными источниками при выполнении проверочной работы запрещается. Продолжительность выполнения задания проверочной работы составляет 30 минут. Проверка работ и объявление студентам оценок за тест по соответствующей теме осуществляется в сроки, определённые локальным нормативными актами НИУ ВШЭ.
  • неблокирующий экзамен
    Цель проведения экзамена ¬- определение степени освоения студентом понятийного аппарата, принципов административного права, теоретических положений, классификаций, источников административного права по изученным темам, а также умения устанавливать взаимосвязи между теорией административного права и практическим разрешением конкретных вопросов, ситуаций, возникающих в сфере государственного управления, и степени формирования способности грамотного правоприменения в области административного права. Экзамен предусматривает выполнение одного задания в виде решения задачи (казуса). Задание формулируется в рамках содержания дисциплины, представленного в настоящей программе. Экзаменационное задание объявляется преподавателем непосредственно перед его выполнением. Для подготовки к выполнению экзамена студентам заранее сообщаются выбранные темы, а также перечень нормативно-правовых актов и (или) судебных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения экзамена. По усмотрению экзаменатора и по согласованию с преподавателем, читающим лекционный курс, экзамен может проводиться без права использования текстов нормативных и (или) судебных актов. Экзамен проводится в письменной форме. При оформлении решения экзаменационного задания допускается использование общепринятых сокращений (например: РФ, ФЗ, КАС РФ, КоАП РФ). Продолжительность выполнения экзамена – 60 минут. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. Пересдача экзамена осуществляется в порядке, определённом локальным нормативными актами НИУ-ВШЭ. Формат проведения первой и второй пересдачи (тематика, виды заданий, критерии оценивания, продолжительность проведения и пр.) идентичен формату сдачи экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Орез = 0,2 * Опр + 0,2 * (Окр1 +Окр2) + 0,6 * Оэкз Орез – результирующая оценка (максимум – 10 баллов); Опр – общая оценка за проверочные работы на семинарских занятиях (максимум – 10 баллов за все пять работ); Окр – общая оценка за контрольные работы (максимум – 10 баллов за обе контрольные работы); Оэкз – оценка за экзамен (максимум – 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Волков, А. М.  Административное право России. Схемы, таблицы, определения, комментарии : учебное пособие для вузов / А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общей редакцией А. М. Волкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 325 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13902-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477251 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Мигачев, Ю. И.  Административное право Российской Федерации : учебник для вузов / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под редакцией Л. Л. Попова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 456 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08218-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468341 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Административное право: Учебник для вузов / Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., - 6-е изд., пересмотр. - Москва :Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 640 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/996119
  • Алексеев И.А., Свистунов А.А. - Административное право. Учебник - 978-5-392-19933-4 - Проспект - 2016 - http://ebs.prospekt.org/book/30942 - 30942 - PROSPECT
  • Гречина Л.А. - Административное право. Курс лекций. Учебное пособие - 978-5-392-26428-5 - Проспект - 2018 - http://ebs.prospekt.org/book/29014 - 29014 - PROSPECT
  • Деменкова Н.Г., Игнатова М.С., Стариков И.Ю. - Административное право в схемах и таблицах. 2-е издание. Учебное пособие - 978-5-392-27810-7 - Проспект - 2018 - http://ebs.prospekt.org/book/40764 - 40764 - PROSPECT

Авторы

  • Фетискина Ксения Дмитриевна
  • Маскаева Ирина Ивановна