• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Конституционное право

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты

Преподаватели


Гюлумян Владимир Григорьевич


Соболева Елизавета Андреевна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплине «Теория государства и права». В результате изучения дисциплины студенты должны знать понятие, место и роль конституционного права в российской правовой системе; особенности и источники трудового права, соотношение конституционного и иных отраслей права, понятие, стороны и содержание конституционных правоотношений, принципы конституционного права; основные этапы развития конституционного права и его институтов; категории, понятия, институты и основные нормы конституционного права. Уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам, применять на практике полученные знания, давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов. Иметь навыки самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; анализа практики разрешения конституционных споров, оценки правовых последствий решений, принятых конституционными судами, а также иными органами, рассматривающими конституционный спор; составления документов, связанных с реализацией и защитой конституционных прав. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами базовых теоретических знаний и практических умений в области конституционного права
  • выработка навыков анализа источников конституционного права и использования принципов и норм конституционного права в практической деятельности юристов
  • выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции при обращении в юрисдикционные органы в связи с нарушениями конституционных прав и конституционного законодательства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает предмет конституционного права и знает наиболее значимые черты отличия отрасли конституционного права от иных отраслей права. Понимает систему конституционного права. Знает понятие конституционных правоотношений и характеристику их элементов. Ориентируется в источниках конституционного права.
  • Понимает предмет науки конституционного права. Понимает систему науки конституционного права. Ориентируется в источниках науки конституционного права.
  • Знает юридические свойства конституции. Понимает сущность конституции. Ориентируется в процедурах пересмотра конституции и принятия конституционных поправок. Владеет знаниями о способах толкования Конституции Российской Федерации. Знает историю развития Конституции Российской Федерации
  • Знает понятие основ конституционного строя. Понимает, что такое демократическое государство, правовое государство, социальное государство, светское государство. Может определить форму российского государства. Знает экономические основы конституционного строя.
  • Знает понятие и структуру правового статуса личности. Понимает, что такое конституционные принципы правового статуса личности. Ориентируется в системе конституционных прав, свобод и обязанностей и гарантий их обеспечения.
  • Понимает исторические особенности и значение российского федерализма. Знает характеристики конституционно-правового статуса Российской Федерации. Ориентируется в системе разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Владеет специальными характеристиками государственных символов Российской Федерации.
  • Понимает, что такое время избирательное право и избирательная система. Знает стадии избирательного процесса. Ориентируется в избирательных процедурах выборов Президента Российской Федерации и выборов депутатов Государственной Думы.
  • Знает основные характеристики статуса Президента Российской Федерации. Знает основные функци Президента Российской Федерации. Понимает структуру органов при Президенте Российской Федерации. Знает основные правые формы властных решений Президента Российской Федерации.
  • Знает историю российского парламентаризма. Знает основные характеристики статуса Государственной Думы, Совета Федерации, а также статуса парламентария.
  • Знает понятие законодательного процесса. Понимает особенности законодательного процесса и его основные стадии. Понимает функциональное предназначение участников законодательного процесса.
  • Знает состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации. Знает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Знает основные правовые формы властных решений Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
  • Понимает роль и значение судебной власти как самостоятельной ветви государсвенной власти. Знает основные характеристики правового статуса судей. Знает формы судопроизводства. Понимает предназначение Конституционного Суда в сфере правосудия.
  • Знает понятие местного самоуправления, территориальных основ местного самоуправления, форм осуществления местного самоуправления. Ориентируется в финансово-экономических основах местного самоуправления. Понимает взаимосвязь между местным самоуправлением и государственной властью.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Конституционное право как отрасль права
    Понятие и предмет конституционного права. Конституционно-правовые нормы и институты. Конституционно-правовые отношения, их субъекты. Источники конституционного права. Система конституционного права. Место конституционного права в системе права Российской Федерации.
  • Наука конституционного права
    Предмет науки конституционного права. Система науки конституционного права. Источники науки конституционного права. Развитие науки конституционного права на современном этапе.
  • Понятие, юридические свойства и сущность Конституции Российской Федерации
    Понятие и юридические свойства конституции. Сущность Конституции Российской Федерации. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок. Толкование Конституции Российской Федерации. Структура Конституции Российской Федерации. История развития Конституции Российской Федерации.
  • Основы конституционного строя
    Понятие основ конституционного строя. Демократическое государство. Правовое государство. Социальное государство. Светское государство. Форма Российского государства. Экономическая основа конституционного строя.
  • Права и свободы человека и гражданина
    Правовой статус личности: основные понятия и структура. Гражданство. Конституционные принципы правового статуса личности. Система конституционных прав, свобод и обязанностей. Гарантии конституционных прав и свобод.
  • Федеративное устройство
    Российский федерализм: исторический аспект. Конституционно-правовой статус Российской Федерации. Государственные символы Российской Федерации. Предметы ведения Российской Федерации. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, Федеративный договор и иные договоры: проблемы соотношения. Россия и международные объединения.
  • Избирательное право и избирательная система
    Понятие избирательного права и избирательной системы. Стадии избирательного процесса. Конституционно-правовое регулирование выборов Президента Российской Федерации. Регулирование выборов депутатов Государственной Думы.
  • Президент Российской Федерации
    Президент Российской Федерации как глава Российского государства. Основные функции Президента Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации. Органы при Президенте Российской Федерации.
  • Российский парламентаризм
    История российского парламентаризма. Федеральное собрание – Парламент Российской Федерации. Совет Федерации. Государственная Дума. Основания роспуска Государственной Думы. Статус парламентариев.
  • Законодательный процесс в Российской Федерации
    Понятие законодательного процесса. Участники законодательного процесса. Стадии законодательного процесса.
  • Исполнительная власть Российской Федерации
    Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации. Отставка Правительства Российской Федерации. Система и структура федеральных органов исполнительной власти. Акты Пратительства Российской Федерации и акты федеральных органов исполнительной власти.
  • Судебная власть в Российской Федерации
    Судебная власть – самостоятельная ветвь государсвенной власти. Правовой статус судей. Право на судебную защиту. Формы судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерции.
  • Конституционно-правовые основы местного самоуправления
    Понятие местного самоуправления. Территориальные основы местного самоуправления. Формы осуществления местного самоуправления. Финансово-экономическая основа местного самоуправления. Местное самоуправление и государственная власть.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий проверочные работы на семинарских занятиях
    Проверочные работы проводятся в форме письменного тестирования или решения кросcворда. Целью проверочной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель, ведущий семинарские занятия выбирает для тестирования или решения кроссворда любые 10 тем из числа тем данной ПУД (с 1 по 13). Выбранные темы студентам не сообщаются. По каждой из выбранных тем в любое время в ходе того семинарского занятия, на котором она разбирается, проводится тестирование или решение кроссворда. Тест состоит из 5 вопросов по соответствующей теме, к каждому из которых предлагается не менее 4 вариантов ответа, из которых студент должен выбрать 1 верный. Кроссворд состоит из не более 10 вопросов по соответствующей теме. Пользоваться источниками при написании проверочной работы запрещается. Продолжительность проверочной работы 10 минут. Если в ходе проведения этого или последующего семинарского занятия преподаватель установит, что более 2 человек из числа присутствующих на занятии не готовы по данной теме, он имеет право провести в ходе соответствующего семинарского занятия повторную проверочную работу. Повторный тест состоит из 5 вопросов по соответствующей теме, к каждому из которых предлагается не менее 4 вариантов ответа, из которых студент должен выбрать 1 верный. Повторный кроссворд состоит из не более 10 вопросов по соответствующей теме. Пользоваться источниками при написании повторного теста запрещается. Продолжительность повторного теста 5 минут. Максимальная оценка по итогам работы на семинарских занятиях – 10 баллов.
  • неблокирующий контрольная работа в виде творческого задания
    Контрольная работа проводится в письменной форме. Творческое задание - эссе - это самостоятельная письменная работа на заданную тему, занимающая промежуточное положение между сочинением и реферированием источников. Структурно может состоять, как и иные письменные работы, из введения, основной части, заключения и списка литературы. Допускает использование эпиграфов, риторических вопросов, метафор и иных средств художественной выразительности. Объем может варьироваться от 2 до 5 страниц формата А4, написанных 12-14 шрифтом, через полуторный интервал; количество источников также может варьироваться от 3 до 7. Основная задача эссе – продемонстрировать собственные, нетривиальные суждения по проблемному (например, остросоциальному) вопросу, используя в качестве отправной точки правовые акты, художественную литературу, публикации в СМИ и др. Тема творческого задания – эссе студентам сообщается заранее (не позднее, чем за 7 календарных дней) и выполняется ими самостоятельно в течение установленного преподавателем времени (не менее 7 дней). Целью проведения такой контрольной работы является проверка умения студентов применять теоретические знания по определенным темам к практическим ситуациям. Содержательно задание контрольной работы может охватывать одну или несколько тем из числа тех, по которым были прочитаны лекции. При выполнении задания студенты должны продемонстрировать знание содержания источников права и навыки их применения, владение специальной терминологией, способность к последовательному и логически непротиворечивому анализу. Максимальная оценка за работу – 10 баллов.
  • неблокирующий контрольная работа в виде расчётной задачи
    Контрольная проводится в письменной форме. О дате проведения контрольной студентам сообщается не позднее, чем за 7 календарных дней. Целью проведения контрольной работы является проверка умения студентов применять нормы конституционного права для решения практических ситуаций, предполагающих осуществления расчёта с помощью арифметических действий и формулирование ответа в виде числа (дней, количества необходимых голосов для принятия решения и т.д. и т.п.). Содержательно задание контрольной работы может охватывать одну или несколько тем из числа тем 1 - 13. В ходе выполнения работы студентам разрешается использовать Конституцию РФ (без комментариев и содержательных пометок) и калькулятор (не в телефоне, ноутбуке или другом личном устройстве студента, имеющем дополнительный функционал). По усмотрению преподавателя, проводящего и проверяющего контрольную, студентам может быть разрешено использование иных источников и приспособлений, облегчающих счёт (счётные палочки, абак и т.п). Контрольная работа состоит из одного задания, которое представляет собой решение задачи (казуса). При выполнении задания студенты должны продемонстрировать знание содержания источников права и навыки их применения, владение специальной терминологией, способность к последовательному и логически непротиворечивому анализу. На написание контрольной работы отводится 40 минут. Максимальная оценка за работу – 10 баллов.
  • неблокирующий экзамен 1 и экзамен 2
    Экзамен 1 проводится в конце четвёртого модуля. Экзамен 2 проводится в конце второго модуля. Экзаменационное задание каждого экзамена состоит из 2-х частей. Первая часть экзамена включает в себя четыре казуса по проблематике конституционного права России. К каждому казусу предлагается не менее 4 вариантов ответа, из которых студент должен выбрать один верный. За каждый верный ответ студенту начисляется 1 балл, т.е. в сумме за эту часть экзамена можно получить 4 балла из 10 баллов оценки за экзамен. В ходе выполнения этой части задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний конституционного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок. Вторая часть экзамена состоит из одного задания по проблематике конституционного права России в форме решения задачи (казуса). Условия задания могут быть представлены в виде текста, иллюстрации, либо иллюстрированного текста. В ходе выполнения этой части задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний конституционного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения. Ответ по этой части задания должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. Оценка за 2 часть каждого экзамена умножается на коэффициент 0,6, т.е. максимальная оценка за вторую часть каждого экзамена – 6 баллов. Оценка за 1 и 2 часть каждого экзамена суммируются. Результат суммирования (максимум – 10 баллов) составляет итоговую оценку за каждый экзамен.
  • неблокирующий Проверочная работа 1
    Проверочная работа проводятся в форме решения кросcворда во 2 модуле. Целью проверочной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель выбирает решения кроссворда любые 10 тем из числа тем данной ПУД (с 1 по 13). Выбранные темы студентам не сообщаются. Кроссворд состоит из не более 10 вопросов по соответствующей теме. Пользоваться источниками при написании проверочной работы запрещается. Продолжительность проверочной работы 10 минут.
  • неблокирующий Проверочная работа 2
    Проверочная работа проводятся в форме теста во 2 модуле. Целью проверочной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель выбирает для тестирования любые 10 тем из числа тем данной ПУД (с 1 по 13). Выбранные темы студентам не сообщаются. Тест состоит из 5 вопросов по соответствующей теме, к каждому из которых предлагается не менее 4 вариантов ответа, из которых студент должен выбрать 1 верный. Пользоваться источниками при написании проверочной работы запрещается. Продолжительность проверочной работы 10 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Орез = Ок * 0,5 + Оэ * 0,3 + Оп1 * 0,1 + Оп2 * 0,1 Ок – кумулятивная оценка по итогам проверочных работ на семинарских занятиях, контрольной работы в виде творческого задания, контрольной работы в виде расчётной задачи и экзамена 1. Она складывается по следующей формуле: Ок = 0,1 * Опр + 0,1 * Отз + 0,1 * Орз + 0,7 * Оэкз, где Ок – кумулятивная оценка; Опр – общая оценка за проверочные работы на семинарских занятиях (максимум – 10 баллов); Отз – оценка контрольную работу в виде творческого задания (максимум – 10 баллов);; Орз – оценка контрольную работу в виде расчётной задачи (максимум – 10 баллов); Оэкз – оценка за экзамен 1 (максимум – 10 баллов) Оэ – оценка за экзамен 2 (максимум – 10 баллов), Оп1 – оценка за проверочную работу № 1 (максимум – 10 баллов), Оп2 – оценка за проверочную работу № 2 (максимум – 10 баллов). Итого: 10 баллов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алексеев И.А., Цапко М.И., Арутюнян Р.Э. - Избирательное право России в схемах - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-16612-1 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/27674
  • Конституционно-правовое развитие России / В.Д. Зорькин. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 720 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-221-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/220355
  • Конституционно-правовой статус политических партий в России: Учебное пособие / Авакьян С.А. - М.:Юр.Норма, ИНФРА-М Издательский Дом, 2011. - 320 с.: 84x108 1/32 ISBN 978-5-91768-207-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/238323
  • Конституционное право России : учебник / В.Л. Меньшов. — 2-е изд. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 206 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/942782
  • Конституционное право России : учебник / С.В. Нарутто, Н.Е. Таева, Е.С. Шугрина. - 3-е изд. - Москва : РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 435 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI: https://doi. org/10.29039/1767-8 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1048518
  • Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В 2 т. Т. 1. / С.А. Авакьян. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 864 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-484-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/454414
  • Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В 2-х т. Т. 2. / С.А. Авакьян. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 912 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-485-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/454426
  • Конституционное право Российской Федерации : учебник / М. В. Баглай. — 12-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 768 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/901546
  • Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия / Н.С. Бондарь. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 544 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-139-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/210554

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Варлен М.В. - Гражданство: Россия и СНГ. Учебно-практическое пособие - Проспект - 2014 - ISBN: 978-5-392-12260-8 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/22549
  • Кутафин О.Е. - Глава государства. Монография - Проспект - 2014 - ISBN: 978-5-392-13216-4 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/21861
  • Под ред. Захарова И.В., Кокотова А.Н. - ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 322с. - ISBN: 978-5-534-03314-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/izbiratelnoe-pravo-rossiyskoy-federacii-431779
  • Эбзеев Б.С. - Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е издание - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-16914-6 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/19054