We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Constitutional Law

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors


Giulumian, Vladimir


Igumnov, Nikita


Соболева Елизавета Андреевна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплине «Теория государства и права». В результате изучения дисциплины студенты должны знать понятие, место и роль конституционного права в российской правовой системе; особенности и источники трудового права, соотношение конституционного и иных отраслей права, понятие, стороны и содержание конституционных правоотношений, принципы конституционного права; основные этапы развития конституционного права и его институтов; категории, понятия, институты и основные нормы конституционного права. Уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам, применять на практике полученные знания, давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов. Иметь навыки самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; анализа практики разрешения конституционных споров, оценки правовых последствий решений, принятых конституционными судами, а также иными органами, рассматривающими конституционный спор; составления документов, связанных с реализацией и защитой конституционных прав. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами базовых теоретических знаний и практических умений в области конституционного права
  • выработка навыков анализа источников конституционного права и использования принципов и норм конституционного права в практической деятельности юристов
  • выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции при обращении в юрисдикционные органы в связи с нарушениями конституционных прав и конституционного законодательства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает предмет конституционного права и знает наиболее значимые черты отличия отрасли конституционного права от иных отраслей права. Понимает систему конституционного права. Знает понятие конституционных правоотношений и характеристику их элементов. Ориентируется в источниках конституционного права.
  • Понимает предмет науки конституционного права. Понимает систему науки конституционного права. Ориентируется в источниках науки конституционного права.
  • Знает юридические свойства конституции. Понимает сущность конституции. Ориентируется в процедурах пересмотра конституции и принятия конституционных поправок. Владеет знаниями о способах толкования Конституции Российской Федерации. Знает историю развития Конституции Российской Федерации
  • Знает понятие основ конституционного строя. Понимает, что такое демократическое государство, правовое государство, социальное государство, светское государство. Может определить форму российского государства. Знает экономические основы конституционного строя.
  • Знает понятие и структуру правового статуса личности. Понимает, что такое конституционные принципы правового статуса личности. Ориентируется в системе конституционных прав, свобод и обязанностей и гарантий их обеспечения.
  • Понимает исторические особенности и значение российского федерализма. Знает характеристики конституционно-правового статуса Российской Федерации. Ориентируется в системе разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Владеет специальными характеристиками государственных символов Российской Федерации.
  • Понимает, что такое время избирательное право и избирательная система. Знает стадии избирательного процесса. Ориентируется в избирательных процедурах выборов Президента Российской Федерации и выборов депутатов Государственной Думы.
  • Знает основные характеристики статуса Президента Российской Федерации. Знает основные функци Президента Российской Федерации. Понимает структуру органов при Президенте Российской Федерации. Знает основные правые формы властных решений Президента Российской Федерации.
  • Знает историю российского парламентаризма. Знает основные характеристики статуса Государственной Думы, Совета Федерации, а также статуса парламентария.
  • Знает понятие законодательного процесса. Понимает особенности законодательного процесса и его основные стадии. Понимает функциональное предназначение участников законодательного процесса.
  • Знает состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации. Знает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Знает основные правовые формы властных решений Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
  • Понимает роль и значение судебной власти как самостоятельной ветви государсвенной власти. Знает основные характеристики правового статуса судей. Знает формы судопроизводства. Понимает предназначение Конституционного Суда в сфере правосудия.
  • Знает понятие местного самоуправления, территориальных основ местного самоуправления, форм осуществления местного самоуправления. Ориентируется в финансово-экономических основах местного самоуправления. Понимает взаимосвязь между местным самоуправлением и государственной властью.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Конституционное право как отрасль права
    Понятие и предмет конституционного права. Конституционно-правовые нормы и институты. Конституционно-правовые отношения, их субъекты. Источники конституционного права. Система конституционного права. Место конституционного права в системе права Российской Федерации.
  • Наука конституционного права
    Предмет науки конституционного права. Система науки конституционного права. Источники науки конституционного права. Развитие науки конституционного права на современном этапе.
  • Понятие, юридические свойства и сущность Конституции Российской Федерации
    Понятие и юридические свойства конституции. Сущность Конституции Российской Федерации. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок. Толкование Конституции Российской Федерации. Структура Конституции Российской Федерации. История развития Конституции Российской Федерации.
  • Основы конституционного строя
    Понятие основ конституционного строя. Демократическое государство. Правовое государство. Социальное государство. Светское государство. Форма Российского государства. Экономическая основа конституционного строя.
  • Права и свободы человека и гражданина
    Правовой статус личности: основные понятия и структура. Гражданство. Конституционные принципы правового статуса личности. Система конституционных прав, свобод и обязанностей. Гарантии конституционных прав и свобод.
  • Федеративное устройство
    Российский федерализм: исторический аспект. Конституционно-правовой статус Российской Федерации. Государственные символы Российской Федерации. Предметы ведения Российской Федерации. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, Федеративный договор и иные договоры: проблемы соотношения. Россия и международные объединения.
  • Избирательное право и избирательная система
    Понятие избирательного права и избирательной системы. Стадии избирательного процесса. Конституционно-правовое регулирование выборов Президента Российской Федерации. Регулирование выборов депутатов Государственной Думы.
  • Президент Российской Федерации
    Президент Российской Федерации как глава Российского государства. Основные функции Президента Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации. Органы при Президенте Российской Федерации.
  • Российский парламентаризм
    История российского парламентаризма. Федеральное собрание – Парламент Российской Федерации. Совет Федерации. Государственная Дума. Основания роспуска Государственной Думы. Статус парламентариев.
  • Законодательный процесс в Российской Федерации
    Понятие законодательного процесса. Участники законодательного процесса. Стадии законодательного процесса.
  • Исполнительная власть Российской Федерации
    Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации. Отставка Правительства Российской Федерации. Система и структура федеральных органов исполнительной власти. Акты Пратительства Российской Федерации и акты федеральных органов исполнительной власти.
  • Судебная власть в Российской Федерации
    Судебная власть – самостоятельная ветвь государсвенной власти. Правовой статус судей. Право на судебную защиту. Формы судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерции.
  • Конституционно-правовые основы местного самоуправления
    Понятие местного самоуправления. Территориальные основы местного самоуправления. Формы осуществления местного самоуправления. Финансово-экономическая основа местного самоуправления. Местное самоуправление и государственная власть.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий проверочные работы на семинарских занятиях
    Проверочные работы проводятся в форме письменного тестирования или решения кросcворда. Целью проверочной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель, ведущий семинарские занятия выбирает для тестирования или решения кроссворда любые 10 тем из числа тем данной ПУД (с 1 по 13). Выбранные темы студентам не сообщаются. По каждой из выбранных тем в любое время в ходе того семинарского занятия, на котором она разбирается, проводится тестирование или решение кроссворда. Тест состоит из 5 вопросов по соответствующей теме, к каждому из которых предлагается не менее 4 вариантов ответа, из которых студент должен выбрать 1 верный. Кроссворд состоит из не более 10 вопросов по соответствующей теме. Пользоваться источниками при написании проверочной работы запрещается. Продолжительность проверочной работы 10 минут. Если в ходе проведения этого или последующего семинарского занятия преподаватель установит, что более 2 человек из числа присутствующих на занятии не готовы по данной теме, он имеет право провести в ходе соответствующего семинарского занятия повторную проверочную работу. Повторный тест состоит из 5 вопросов по соответствующей теме, к каждому из которых предлагается не менее 4 вариантов ответа, из которых студент должен выбрать 1 верный. Повторный кроссворд состоит из не более 10 вопросов по соответствующей теме. Пользоваться источниками при написании повторного теста запрещается. Продолжительность повторного теста 5 минут. Максимальная оценка по итогам работы на семинарских занятиях – 10 баллов.
  • неблокирующий контрольная работа в виде творческого задания
    Контрольная работа проводится в письменной форме. Творческое задание - эссе - это самостоятельная письменная работа на заданную тему, занимающая промежуточное положение между сочинением и реферированием источников. Структурно может состоять, как и иные письменные работы, из введения, основной части, заключения и списка литературы. Допускает использование эпиграфов, риторических вопросов, метафор и иных средств художественной выразительности. Объем может варьироваться от 2 до 5 страниц формата А4, написанных 12-14 шрифтом, через полуторный интервал; количество источников также может варьироваться от 3 до 7. Основная задача эссе – продемонстрировать собственные, нетривиальные суждения по проблемному (например, остросоциальному) вопросу, используя в качестве отправной точки правовые акты, художественную литературу, публикации в СМИ и др. Тема творческого задания – эссе студентам сообщается заранее (не позднее, чем за 7 календарных дней) и выполняется ими самостоятельно в течение установленного преподавателем времени (не менее 7 дней). Целью проведения такой контрольной работы является проверка умения студентов применять теоретические знания по определенным темам к практическим ситуациям. Содержательно задание контрольной работы может охватывать одну или несколько тем из числа тех, по которым были прочитаны лекции. При выполнении задания студенты должны продемонстрировать знание содержания источников права и навыки их применения, владение специальной терминологией, способность к последовательному и логически непротиворечивому анализу. Максимальная оценка за работу – 10 баллов.
  • неблокирующий контрольная работа в виде расчётной задачи
    Контрольная проводится в письменной форме. О дате проведения контрольной студентам сообщается не позднее, чем за 7 календарных дней. Целью проведения контрольной работы является проверка умения студентов применять нормы конституционного права для решения практических ситуаций, предполагающих осуществления расчёта с помощью арифметических действий и формулирование ответа в виде числа (дней, количества необходимых голосов для принятия решения и т.д. и т.п.). Содержательно задание контрольной работы может охватывать одну или несколько тем из числа тем 1 - 13. В ходе выполнения работы студентам разрешается использовать Конституцию РФ (без комментариев и содержательных пометок) и калькулятор (не в телефоне, ноутбуке или другом личном устройстве студента, имеющем дополнительный функционал). По усмотрению преподавателя, проводящего и проверяющего контрольную, студентам может быть разрешено использование иных источников и приспособлений, облегчающих счёт (счётные палочки, абак и т.п). Контрольная работа состоит из одного задания, которое представляет собой решение задачи (казуса). При выполнении задания студенты должны продемонстрировать знание содержания источников права и навыки их применения, владение специальной терминологией, способность к последовательному и логически непротиворечивому анализу. На написание контрольной работы отводится 40 минут. Максимальная оценка за работу – 10 баллов.
  • неблокирующий экзамен 1 и экзамен 2
    Экзамен 1 проводится в конце четвёртого модуля. Экзамен 2 проводится в конце второго модуля. Экзаменационное задание каждого экзамена состоит из 2-х частей. Первая часть экзамена включает в себя четыре казуса по проблематике конституционного права России. К каждому казусу предлагается не менее 4 вариантов ответа, из которых студент должен выбрать один верный. За каждый верный ответ студенту начисляется 1 балл, т.е. в сумме за эту часть экзамена можно получить 4 балла из 10 баллов оценки за экзамен. В ходе выполнения этой части задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний конституционного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок. Вторая часть экзамена состоит из одного задания по проблематике конституционного права России в форме решения задачи (казуса). Условия задания могут быть представлены в виде текста, иллюстрации, либо иллюстрированного текста. В ходе выполнения этой части задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний конституционного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения. Ответ по этой части задания должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. Оценка за 2 часть каждого экзамена умножается на коэффициент 0,6, т.е. максимальная оценка за вторую часть каждого экзамена – 6 баллов. Оценка за 1 и 2 часть каждого экзамена суммируются. Результат суммирования (максимум – 10 баллов) составляет итоговую оценку за каждый экзамен.
  • неблокирующий Проверочная работа 1
    Проверочная работа проводятся в форме решения кросcворда во 2 модуле. Целью проверочной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель выбирает решения кроссворда любые 10 тем из числа тем данной ПУД (с 1 по 13). Выбранные темы студентам не сообщаются. Кроссворд состоит из не более 10 вопросов по соответствующей теме. Пользоваться источниками при написании проверочной работы запрещается. Продолжительность проверочной работы 10 минут.
  • неблокирующий Проверочная работа 2
    Проверочная работа проводятся в форме теста во 2 модуле. Целью проверочной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель выбирает для тестирования любые 10 тем из числа тем данной ПУД (с 1 по 13). Выбранные темы студентам не сообщаются. Тест состоит из 5 вопросов по соответствующей теме, к каждому из которых предлагается не менее 4 вариантов ответа, из которых студент должен выбрать 1 верный. Пользоваться источниками при написании проверочной работы запрещается. Продолжительность проверочной работы 10 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Орез = Ок * 0,5 + Оэ * 0,3 + Оп1 * 0,1 + Оп2 * 0,1 Ок – кумулятивная оценка по итогам проверочных работ на семинарских занятиях, контрольной работы в виде творческого задания, контрольной работы в виде расчётной задачи и экзамена 1. Она складывается по следующей формуле: Ок = 0,1 * Опр + 0,1 * Отз + 0,1 * Орз + 0,7 * Оэкз, где Ок – кумулятивная оценка; Опр – общая оценка за проверочные работы на семинарских занятиях (максимум – 10 баллов); Отз – оценка контрольную работу в виде творческого задания (максимум – 10 баллов);; Орз – оценка контрольную работу в виде расчётной задачи (максимум – 10 баллов); Оэкз – оценка за экзамен 1 (максимум – 10 баллов) Оэ – оценка за экзамен 2 (максимум – 10 баллов), Оп1 – оценка за проверочную работу № 1 (максимум – 10 баллов), Оп2 – оценка за проверочную работу № 2 (максимум – 10 баллов). Итого: 10 баллов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алексеев И.А., Цапко М.И., Арутюнян Р.Э. - Избирательное право России в схемах - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-16612-1 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/27674
  • Конституционно-правовое развитие России / В.Д. Зорькин. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 720 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-221-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/220355
  • Конституционно-правовой статус политических партий в России: Учебное пособие / Авакьян С.А. - М.:Юр.Норма, ИНФРА-М Издательский Дом, 2011. - 320 с.: 84x108 1/32 ISBN 978-5-91768-207-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/238323
  • Конституционное право России : учебник / В.Л. Меньшов. — 2-е изд. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 206 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/942782
  • Конституционное право России : учебник / С.В. Нарутто, Н.Е. Таева, Е.С. Шугрина. - 3-е изд. - Москва : РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 435 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI: https://doi. org/10.29039/1767-8 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1048518
  • Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В 2 т. Т. 1. / С.А. Авакьян. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 864 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-484-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/454414
  • Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В 2-х т. Т. 2. / С.А. Авакьян. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 912 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-485-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/454426
  • Конституционное право Российской Федерации : учебник / М. В. Баглай. — 12-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 768 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/901546
  • Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия / Н.С. Бондарь. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 544 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-139-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/210554

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Варлен М.В. - Гражданство: Россия и СНГ. Учебно-практическое пособие - Проспект - 2014 - ISBN: 978-5-392-12260-8 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/22549
  • Кутафин О.Е. - Глава государства. Монография - Проспект - 2014 - ISBN: 978-5-392-13216-4 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/21861
  • Под ред. Захарова И.В., Кокотова А.Н. - ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 322с. - ISBN: 978-5-534-03314-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/izbiratelnoe-pravo-rossiyskoy-federacii-431779
  • Эбзеев Б.С. - Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е издание - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-16914-6 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/19054