• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

09.03.01 Информатика и вычислительная техника

Утверждение программы
17.01.2024
Дата обновления паспорта
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Конкурентные преимущества программы

1. Обучение в рамках образовательной программы позволит выпускникам получить не только фундаментальные знания в области информационных систем и глубокие навыки программирования, но и уникальные компетенции на стыке теории и практики: математики, теории информации и кодирования, программирования для аппаратных систем, вычислительной техники, сетей и систем Интернета вещей. Такая подготовка не только позволяет выпускникам программы трудоустраиваться в ведущих ИТ-компаниях, но также даёт опыт и компетенции для занятия исследованиями и разработками в высокотехнологичных и наукоёмких отраслях производства, такие выпускники востребованы в компаниях, лидирующих в области создания систем телекоммуникаций, обработки, хранения и защиты информации.

2. Тесное партнёрство с индустрией – программа реализуется при активном участии компании YADRO (ООО «КНС групп») – ведущего российского разработчика и производителя высокоэффективных серверов, систем хранения данных корпоративного класса, оборудования для сетей связи LTE, 5G и сетей будущих поколений.

3. Проектная и научная деятельность – процесс обучения построен по принципу активной научной, исследовательской и проектной деятельности. Совместно с сотрудниками группы компаний YADRO реализуется траектория, направленная на изучение технологий, инструментов и методологий, используемых при создании современных и перспективных инфокоммуникационных систем. В рамках обучения студенты участвуют в выполнении проектов совместно со специалистами компаний-партнёров, в том числе на базе лабораторий Санкт-Петербургской школы физико-математических и компьютерных наук: межкампусной научной лаборатории Интернета вещей и киберфизических систем, центра анализа данных и машинного обучения, международной лаборатории квантовой оптоэлектроники и др.

4. Межкампусное взаимодействие – часть специализированных дисциплин реализуется с помощью межкампусного взаимодействия преподавателями НИУ ВШЭ Санкт-Петербург и МИЭМ НИУ ВШЭ (Москва) для студентов обоих кампусов.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

Типы задач профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:
•    научно-исследовательский;
•    проектный.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции.

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.

Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП)

ПК-1: Способен разрабатывать требования, проектировать, восстанавливать и сопровождать программное обеспечение, средства, программно-аппаратные комплексы, автоматизированные информационные системы или автоматизированные системы управления на протяжении их жизненного цикла

ПК-2: Способен разрабатывать программное обеспечение, выполнять интеграцию программных модулей и компонент

ПК-3: Способен применять современные теоретические и экспериментальные методы исследования с целью создания новых перспективных средств инфокоммуникаций, способен к использованию и внедрению результатов исследований

ПК-4: Способен к развитию систем и сетей передачи данных

ПК-5: Способен контролировать целостность систем и сетей связи, а также программных, программно-аппаратных (в том числе криптографических) и технических средств и систем защиты сетей от несанкционированного доступа

Общепрофессиональные (ОПК):

ОПК-1 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности

ОПК-2. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности

ОПК-3 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

ОПК-4 Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью

ОПК-5 Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем

ОПК-6 Способен разрабатывать бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием

ОПК-7 Способен участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов

ОПК-8 Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения

ОПК-9 Способен осваивать методики использования программных средств для решения практических задач

Универсальные (УК):

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

УК-9. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

УК-10 Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению

УК-11 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сфере

 

Характеристики образовательных модулей программы

Характеристики образовательных модулей программы

Модуль

Минимальный объем (кредит)

Характеристика
модуля

  1. Major

 

 

Базовый профессиональный (Major)

70 з.е.

Математический анализ

Алгебра и геометрия

Дискретная математика

Теория вероятностей и математическая статистика

Физика

Алгоритмы и структуры данных                    

Информатика        

Объектно-ориентированное программирование

Языки программирования

Электротехника и электроника

Метрология, стандартизация и сертификация

Теория автоматов

Схемотехника

Архитектура ЭВМ

Теория информации (преподается на иностранном языке)

Методы и технологии программирования

Операционные системы

Базы данных

Методы моделирования и оптимизации

Цифровая обработка сигналов

Сети и системы передачи информации

Общая теория связи

Методы и средства защиты информации

Теория массового обслуживания

Теория помехоустойчивого кодирования

Вариативный  профессиональный

30 з.е.

Вариативные дисциплины – по выбору студента (примерный перечень):

Программирование на языке Python

Web-программирование

Разработка мобильных приложений

Системное программирование

Сети и системы мобильной связи

Надёжность инфокоммуникационных систем

Мультимедиа технологии в инфокоммуникациях

Сетевая безопасность

Криптографические протоколы

Алгоритмические проблемы криптографии

Безопасность баз данных

Защита информационных процессов в компьютерных системах

Технологии стеганографии в системах инфокоммуникаций

Научно-исследовательские семинары – по выбору студента

  1. Практика

30 з.е.

 

Профессиональная (в организациях)

3 з.е.

Производственная практика 

Проектная

15 з.е.

Проекты (на всех 4 курсах обучения)

Научно-исследовательская

12 з.е.

Преддипломная практика – 3 з.е.

Подготовка ВКР – 9 з.е.

  1.  ДОЦ (дисциплины общего цикла)

 

14 з.е.

Безопасность жизнедеятельности;

Физическая культура;

Предмет ОЦ по выбору;

Право;

Экономика

  1.  Minor

20 з.е.

Последовательность 4-х дисциплин по выбранному студентом профилю

  1. Английский язык

1 з.е.

Внутренний экзамен по английскому языку (1 курс);

Независимый экзамен по английскому языку (2 курс);

Подготовка и защита Project Proposal по теме ВКР (4 курс).

  1.  Data Culture

3 з.е.

Анализ данных и методы искусственного интеллекта

1 з.е.

Независимый экзамен по цифровой грамотности;

Независимый экзамен по программированию. Продвинутый уровень;

Независимый экзамен по анализу данных. Продвинутый уровень.

  1. ГИА

1 з.е.

Защита ВКР

 

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Компьютерные технологии, системы и сети»

Перейти к содержанию программы