Паспорт образовательной программы
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
Нет
4 года
Очная форма обучения, 240
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
С применением
1. Обучение в рамках образовательной программы позволит выпускникам получить не только фундаментальные знания в области информационных систем и глубокие навыки программирования, но и уникальные компетенции на стыке теории и практики: математики, теории информации и кодирования, программирования для аппаратных систем, вычислительной техники, сетей и систем Интернета вещей. Такая подготовка не только позволяет выпускникам программы трудоустраиваться в ведущих ИТ-компаниях, но также даёт опыт и компетенции для занятия исследованиями и разработками в высокотехнологичных и наукоёмких отраслях производства, такие выпускники востребованы в компаниях, лидирующих в области создания систем телекоммуникаций, обработки, хранения и защиты информации.
2. Тесное партнёрство с индустрией – программа реализуется при активном участии компании YADRO (ООО «КНС групп») – ведущего российского разработчика и производителя высокоэффективных серверов, систем хранения данных корпоративного класса, оборудования для сетей связи LTE, 5G и сетей будущих поколений.
3. Проектная и научная деятельность – процесс обучения построен по принципу активной научной, исследовательской и проектной деятельности. Совместно с сотрудниками группы компаний YADRO реализуется траектория, направленная на изучение технологий, инструментов и методологий, используемых при создании современных и перспективных инфокоммуникационных систем. В рамках обучения студенты участвуют в выполнении проектов совместно со специалистами компаний-партнёров, в том числе на базе лабораторий Санкт-Петербургской школы физико-математических и компьютерных наук: межкампусной научной лаборатории Интернета вещей и киберфизических систем, центра анализа данных и машинного обучения, международной лаборатории квантовой оптоэлектроники и др.
4. Межкампусное взаимодействие – часть специализированных дисциплин реализуется с помощью межкампусного взаимодействия преподавателями НИУ ВШЭ Санкт-Петербург и МИЭМ НИУ ВШЭ (Москва) для студентов обоих кампусов.
Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника
Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.
Типы задач профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:
• научно-исследовательский;
• проектный.
В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции.
Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.
Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП)
ПК-1: Способен разрабатывать требования, проектировать, восстанавливать и сопровождать программное обеспечение, средства, программно-аппаратные комплексы, автоматизированные информационные системы или автоматизированные системы управления на протяжении их жизненного цикла
ПК-2: Способен разрабатывать программное обеспечение, выполнять интеграцию программных модулей и компонент
ПК-3: Способен применять современные теоретические и экспериментальные методы исследования с целью создания новых перспективных средств инфокоммуникаций, способен к использованию и внедрению результатов исследований
ПК-4: Способен к развитию систем и сетей передачи данных
ПК-5: Способен контролировать целостность систем и сетей связи, а также программных, программно-аппаратных (в том числе криптографических) и технических средств и систем защиты сетей от несанкционированного доступа
Общепрофессиональные (ОПК):
ОПК-1 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
ОПК-2. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-3 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
ОПК-4 Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
ОПК-5 Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем
ОПК-6 Способен разрабатывать бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием
ОПК-7 Способен участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов
ОПК-8 Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения
ОПК-9 Способен осваивать методики использования программных средств для решения практических задач
Универсальные (УК):
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-9. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10 Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
УК-11 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сфере
Модуль Major ОП бакалавриата «Компьютерные технологии, системы и сети» включает два взаимосвязанных блока дисциплин профессионального цикла инженерной подготовки и дисциплин дополнительного профиля, изучение которых дает возможность студентам найти новые области применения своим профессиональным знаниям и практическим навыкам.
Базовая часть профессионального цикла программы – это блоки дисциплин, которые составляют теоретическую и практическую основу «классического» инженерного образования в области вычислительной техники и информационных технологий и изучаются два с половиной года:
- Блок математических дисциплин, включающий дисциплины по математическому анализу, алгебре и геометрии, дискретной математике, теории вероятностей и математической статистике.
- Блок естественно-научных и инженерных дисциплин, включающий дисциплины по физике, электротехнике и электронике, метрологии, теории автоматов и схемотехнике.
- Блок дисциплин по информационным технологиям, включающий дисциплины по информатике, алгоритмам и структурам данных, программированию, операционным системам, вычислительным системам и компьютерным сетям.
Вариативная профильная часть профессионального цикла включает специальные дисциплины, связанные с обработкой и передачей данных, сетями и системами связи, помехоустойчивым кодированием, защитой информации, изучение которых начинается в 3 модуле 2 курса, продолжается на 3-4 курсах и создает основу для выполнения проекта и выпускной квалификационной работы.
Вариативная часть профессионального цикла программы содержит блок обязательных дисциплин, которые будут разрабатываться и реализовываться с активным участием специалистов компании-партнера (YADRO, группа компаний КНС). Блок призван усилить подготовку специалистов, способных реализовывать полный стек телекоммуникационных протоколов для 4G/5G базовых станций и элементов ядра сети.
Телекоммуникационные решения имеют длительный жизненный цикл, высоко востребованными являются специалисты, интегрирующие сбалансированные решения из программных (software), аппаратных (hardware) и сетевых (network) компонентов. Это сложные задачи, и, чтобы подготовить к ним студентов, вариативная часть профессионального цикла, помимо обязательных дисциплин, содержит три блока дисциплин по выбору, обеспечивающих расширение базовых знаний и быстрый старт карьеры:
- блок, связанный с программированием (системное программирование, программирование на языке Verilog, создание микросервисных приложений с помощью языка Go),
- проектированием компьютерных сетей и
- защитой информации при ее передаче.
Студент может выбрать дисциплины из разных блоков или сконцентрироваться на одном – в зависимости от своей профессиональной ориентации.
Таким образом, выпускники смогут соответствовать потребностям рынка. Модуль Major позволяет подготовить специалистов, способных применять высокоуровневые языки программирования и/или заниматься низкоуровневой оптимизацией кода для лучшей производительности; разрабатывать сложные и эффективные алгоритмы цифровой обработки сигналов; настраивать и администрировать операционные системы, отвечающие высоким требованиям надежности и производительности, а также разрабатывать и внедрять набор платформенных сервисов (таких как высокоточные таймеры, надежная передача сообщений, логирование, микроконтроллеры управления шинами и др.); создавать архитектуры и дизайны программных продуктов; обеспечивать непрерывную сборку и интеграцию продукта, состоящего из огромного числа компонентов.
Проектная и исследовательская работа студентов ориентирована на развитие универсальных и профессиональных компетенций и включает следующие виды учебной деятельности: курсовая работа, проект, выпускная квалификационная работа.
Производственная и преддипломная практики способствуют приобретению опыта применения профессиональных знаний и умений по избранной специализации.
Проектная работа занимает пятую часть всего учебного процесса. Студенты в полной мере используют все ресурсы Высшей школы экономики как научно-исследовательского университета, а также компании-партнера.
Самостоятельная работа студентов над курсовыми работами, проектом и выпускной квалификационной работой осуществляется под руководством научного руководителя и направлена на решение одной из актуальных задач в области будущей профессиональной деятельности.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Компьютерные технологии, системы и сети»
- ВКонтакте
- Telegram