Паспорт образовательной программы
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
Нет
4 года
Очная форма обучения, 240
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
С применением
1. Обучение в рамках образовательной программы позволит выпускникам получить не только фундаментальные знания в области информационных систем и глубокие навыки программирования, но и уникальные компетенции на стыке теории и практики: математики, теории информации и кодирования, программирования для аппаратных систем, вычислительной техники, сетей и систем Интернета вещей. Такая подготовка не только позволяет выпускникам программы трудоустраиваться в ведущих ИТ-компаниях, но также даёт опыт и компетенции для занятия исследованиями и разработками в высокотехнологичных и наукоёмких отраслях производства, такие выпускники востребованы в компаниях, лидирующих в области создания систем телекоммуникаций, обработки, хранения и защиты информации.
2. Тесное партнёрство с индустрией – программа реализуется при активном участии компании YADRO (ООО «КНС групп») – ведущего российского разработчика и производителя высокоэффективных серверов, систем хранения данных корпоративного класса, оборудования для сетей связи LTE, 5G и сетей будущих поколений.
3. Проектная и научная деятельность – процесс обучения построен по принципу активной научной, исследовательской и проектной деятельности. Совместно с сотрудниками группы компаний YADRO реализуется траектория, направленная на изучение технологий, инструментов и методологий, используемых при создании современных и перспективных инфокоммуникационных систем. В рамках обучения студенты участвуют в выполнении проектов совместно со специалистами компаний-партнёров, в том числе на базе лабораторий Санкт-Петербургской школы физико-математических и компьютерных наук: межкампусной научной лаборатории Интернета вещей и киберфизических систем, центра анализа данных и машинного обучения, международной лаборатории квантовой оптоэлектроники и др.
4. Межкампусное взаимодействие – часть специализированных дисциплин реализуется с помощью межкампусного взаимодействия преподавателями НИУ ВШЭ Санкт-Петербург и МИЭМ НИУ ВШЭ (Москва) для студентов обоих кампусов.
Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника
Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.
Типы задач профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:
• научно-исследовательский;
• проектный.
В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции.
Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.
Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП)
ПК-1: Способен разрабатывать требования, проектировать, восстанавливать и сопровождать программное обеспечение, средства, программно-аппаратные комплексы, автоматизированные информационные системы или автоматизированные системы управления на протяжении их жизненного цикла
ПК-2: Способен разрабатывать программное обеспечение, выполнять интеграцию программных модулей и компонент
ПК-3: Способен применять современные теоретические и экспериментальные методы исследования с целью создания новых перспективных средств инфокоммуникаций, способен к использованию и внедрению результатов исследований
ПК-4: Способен к развитию систем и сетей передачи данных
ПК-5: Способен контролировать целостность систем и сетей связи, а также программных, программно-аппаратных (в том числе криптографических) и технических средств и систем защиты сетей от несанкционированного доступа
Общепрофессиональные (ОПК):
ОПК-1 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
ОПК-2. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-3 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
ОПК-4 Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
ОПК-5 Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем
ОПК-6 Способен разрабатывать бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием
ОПК-7 Способен участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов
ОПК-8 Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения
ОПК-9 Способен осваивать методики использования программных средств для решения практических задач
Универсальные (УК):
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-9. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10 Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
УК-11 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сфере
Характеристики образовательных модулей программы
Модуль | Минимальный объем (кредит) | Характеристика |
|
|
|
Базовый профессиональный (Major) | 70 з.е. | Математический анализ Алгебра и геометрия Дискретная математика Теория вероятностей и математическая статистика Физика Алгоритмы и структуры данных Информатика Объектно-ориентированное программирование Языки программирования Электротехника и электроника Метрология, стандартизация и сертификация Теория автоматов Схемотехника Архитектура ЭВМ Теория информации (преподается на иностранном языке) Методы и технологии программирования Операционные системы Базы данных Методы моделирования и оптимизации Цифровая обработка сигналов Сети и системы передачи информации Общая теория связи Методы и средства защиты информации Теория массового обслуживания Теория помехоустойчивого кодирования |
Вариативный профессиональный | 30 з.е. | Вариативные дисциплины – по выбору студента (примерный перечень): Программирование на языке Python Web-программирование Разработка мобильных приложений Системное программирование Сети и системы мобильной связи Надёжность инфокоммуникационных систем Мультимедиа технологии в инфокоммуникациях Сетевая безопасность Криптографические протоколы Алгоритмические проблемы криптографии Безопасность баз данных Защита информационных процессов в компьютерных системах Технологии стеганографии в системах инфокоммуникаций Научно-исследовательские семинары – по выбору студента |
| 30 з.е. |
|
Профессиональная (в организациях) | 3 з.е. | Производственная практика |
Проектная | 15 з.е. | Проекты (на всех 4 курсах обучения) |
Научно-исследовательская | 12 з.е. | Преддипломная практика – 3 з.е. Подготовка ВКР – 9 з.е. |
|
14 з.е. | Безопасность жизнедеятельности; Физическая культура; |
Предмет ОЦ по выбору; Право; Экономика | ||
| 20 з.е. | Последовательность 4-х дисциплин по выбранному студентом профилю |
| 1 з.е. | Внутренний экзамен по английскому языку (1 курс); Независимый экзамен по английскому языку (2 курс); Подготовка и защита Project Proposal по теме ВКР (4 курс). |
| 3 з.е. | Анализ данных и методы искусственного интеллекта |
1 з.е. | Независимый экзамен по цифровой грамотности; Независимый экзамен по программированию. Продвинутый уровень; Независимый экзамен по анализу данных. Продвинутый уровень. | |
| 1 з.е. | Защита ВКР |
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Компьютерные технологии, системы и сети»