Summary of Degree Programme
09.03.01 Informatics and Computer Engineering
No
4 года
Full-time, 240
RUSENG
Instruction in Russian with some courses in English
Bachelor
No
With online tools
1. Обучение в рамках образовательной программы позволит выпускникам получить не только фундаментальные знания в области информационных систем и глубокие навыки программирования, но и уникальные компетенции на стыке теории и практики: математики, теории информации и кодирования, программирования для аппаратных систем, вычислительной техники, сетей и систем Интернета вещей. Такая подготовка не только позволяет выпускникам программы трудоустраиваться в ведущих ИТ-компаниях, но также даёт опыт и компетенции для занятия исследованиями и разработками в высокотехнологичных и наукоёмких отраслях производства, такие выпускники востребованы в компаниях, лидирующих в области создания систем телекоммуникаций, обработки, хранения и защиты информации.
2. Тесное партнёрство с индустрией – программа реализуется при активном участии компании YADRO (ООО «КНС групп») – ведущего российского разработчика и производителя высокоэффективных серверов, систем хранения данных корпоративного класса, оборудования для сетей связи LTE, 5G и сетей будущих поколений.
3. Проектная и научная деятельность – процесс обучения построен по принципу активной научной, исследовательской и проектной деятельности. Совместно с сотрудниками группы компаний YADRO реализуется траектория, направленная на изучение технологий, инструментов и методологий, используемых при создании современных и перспективных инфокоммуникационных систем. В рамках обучения студенты участвуют в выполнении проектов совместно со специалистами компаний-партнёров, в том числе на базе лабораторий Санкт-Петербургской школы физико-математических и компьютерных наук: межкампусной научной лаборатории Интернета вещей и киберфизических систем, центра анализа данных и машинного обучения, международной лаборатории квантовой оптоэлектроники и др.
4. Межкампусное взаимодействие – часть специализированных дисциплин реализуется с помощью межкампусного взаимодействия преподавателями НИУ ВШЭ Санкт-Петербург и МИЭМ НИУ ВШЭ (Москва) для студентов обоих кампусов.
Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника
Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.
Типы задач профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:
• научно-исследовательский;
• проектный.
В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции.
Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.
Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП)
ПК-1: Способен разрабатывать требования, проектировать, восстанавливать и сопровождать программное обеспечение, средства, программно-аппаратные комплексы, автоматизированные информационные системы или автоматизированные системы управления на протяжении их жизненного цикла
ПК-2: Способен разрабатывать программное обеспечение, выполнять интеграцию программных модулей и компонент
ПК-3: Способен применять современные теоретические и экспериментальные методы исследования с целью создания новых перспективных средств инфокоммуникаций, способен к использованию и внедрению результатов исследований
ПК-4: Способен к развитию систем и сетей передачи данных
ПК-5: Способен контролировать целостность систем и сетей связи, а также программных, программно-аппаратных (в том числе криптографических) и технических средств и систем защиты сетей от несанкционированного доступа
Общепрофессиональные (ОПК):
ОПК-1 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
ОПК-2. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-3 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
ОПК-4 Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
ОПК-5 Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем
ОПК-6 Способен разрабатывать бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием
ОПК-7 Способен участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов
ОПК-8 Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения
ОПК-9 Способен осваивать методики использования программных средств для решения практических задач
Универсальные (УК):
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-9. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10 Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
УК-11 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сфере
Модуль Major ОП бакалавриата «Компьютерные технологии, системы и сети» включает два взаимосвязанных блока дисциплин профессионального цикла инженерной подготовки и дисциплин дополнительного профиля, изучение которых дает возможность студентам найти новые области применения своим профессиональным знаниям и практическим навыкам.
Базовая часть профессионального цикла программы – это блоки дисциплин, которые составляют теоретическую и практическую основу «классического» инженерного образования в области вычислительной техники и информационных технологий и изучаются два с половиной года:
- Блок математических дисциплин, включающий дисциплины по математическому анализу, алгебре и геометрии, дискретной математике, теории вероятностей и математической статистике.
- Блок естественно-научных и инженерных дисциплин, включающий дисциплины по физике, электротехнике и электронике, метрологии, теории автоматов и схемотехнике.
- Блок дисциплин по информационным технологиям, включающий дисциплины по информатике, алгоритмам и структурам данных, программированию, операционным системам, вычислительным системам и компьютерным сетям.
Вариативная профильная часть профессионального цикла включает специальные дисциплины, связанные с обработкой и передачей данных, сетями и системами связи, помехоустойчивым кодированием, защитой информации, изучение которых начинается в 3 модуле 2 курса, продолжается на 3-4 курсах и создает основу для выполнения проекта и выпускной квалификационной работы.
Вариативная часть профессионального цикла программы содержит блок обязательных дисциплин, которые будут разрабатываться и реализовываться с активным участием специалистов компании-партнера (YADRO, группа компаний КНС). Блок призван усилить подготовку специалистов, способных реализовывать полный стек телекоммуникационных протоколов для 4G/5G базовых станций и элементов ядра сети.
Телекоммуникационные решения имеют длительный жизненный цикл, высоко востребованными являются специалисты, интегрирующие сбалансированные решения из программных (software), аппаратных (hardware) и сетевых (network) компонентов. Это сложные задачи, и, чтобы подготовить к ним студентов, вариативная часть профессионального цикла, помимо обязательных дисциплин, содержит три блока дисциплин по выбору, обеспечивающих расширение базовых знаний и быстрый старт карьеры:
- блок, связанный с программированием (системное программирование, программирование на языке Verilog, создание микросервисных приложений с помощью языка Go),
- проектированием компьютерных сетей и
- защитой информации при ее передаче.
Студент может выбрать дисциплины из разных блоков или сконцентрироваться на одном – в зависимости от своей профессиональной ориентации.
Таким образом, выпускники смогут соответствовать потребностям рынка. Модуль Major позволяет подготовить специалистов, способных применять высокоуровневые языки программирования и/или заниматься низкоуровневой оптимизацией кода для лучшей производительности; разрабатывать сложные и эффективные алгоритмы цифровой обработки сигналов; настраивать и администрировать операционные системы, отвечающие высоким требованиям надежности и производительности, а также разрабатывать и внедрять набор платформенных сервисов (таких как высокоточные таймеры, надежная передача сообщений, логирование, микроконтроллеры управления шинами и др.); создавать архитектуры и дизайны программных продуктов; обеспечивать непрерывную сборку и интеграцию продукта, состоящего из огромного числа компонентов.
Проектная и исследовательская работа студентов ориентирована на развитие универсальных и профессиональных компетенций и включает следующие виды учебной деятельности: курсовая работа, проект, выпускная квалификационная работа.
Производственная и преддипломная практики способствуют приобретению опыта применения профессиональных знаний и умений по избранной специализации.
Проектная работа занимает пятую часть всего учебного процесса. Студенты в полной мере используют все ресурсы Высшей школы экономики как научно-исследовательского университета, а также компании-партнера.
Самостоятельная работа студентов над курсовыми работами, проектом и выпускной квалификационной работой осуществляется под руководством научного руководителя и направлена на решение одной из актуальных задач в области будущей профессиональной деятельности.
This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.
All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.
I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.
Vice Rector Sergey Yu. Roshchin
Summary of Degree Programme 'Computer Technologies, Systems and Networks'