• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

09.03.01 Informatics and Computer Engineering

Approved by
17.01.2024
HSE University Educational Standard
Last Update
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

4 years

Full-time, 240

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Competitive Advantages

1. Обучение в рамках образовательной программы позволит выпускникам получить не только фундаментальные знания в области информационных систем и глубокие навыки программирования, но и уникальные компетенции на стыке теории и практики: математики, теории информации и кодирования, программирования для аппаратных систем, вычислительной техники, сетей и систем Интернета вещей. Такая подготовка не только позволяет выпускникам программы трудоустраиваться в ведущих ИТ-компаниях, но также даёт опыт и компетенции для занятия исследованиями и разработками в высокотехнологичных и наукоёмких отраслях производства, такие выпускники востребованы в компаниях, лидирующих в области создания систем телекоммуникаций, обработки, хранения и защиты информации.

2. Тесное партнёрство с индустрией – программа реализуется при активном участии компании YADRO (ООО «КНС групп») – ведущего российского разработчика и производителя высокоэффективных серверов, систем хранения данных корпоративного класса, оборудования для сетей связи LTE, 5G и сетей будущих поколений.

3. Проектная и научная деятельность – процесс обучения построен по принципу активной научной, исследовательской и проектной деятельности. Совместно с сотрудниками группы компаний YADRO реализуется траектория, направленная на изучение технологий, инструментов и методологий, используемых при создании современных и перспективных инфокоммуникационных систем. В рамках обучения студенты участвуют в выполнении проектов совместно со специалистами компаний-партнёров, в том числе на базе лабораторий Санкт-Петербургской школы физико-математических и компьютерных наук: межкампусной научной лаборатории Интернета вещей и киберфизических систем, центра анализа данных и машинного обучения, международной лаборатории квантовой оптоэлектроники и др.

4. Межкампусное взаимодействие – часть специализированных дисциплин реализуется с помощью межкампусного взаимодействия преподавателями НИУ ВШЭ Санкт-Петербург и МИЭМ НИУ ВШЭ (Москва) для студентов обоих кампусов.

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

Типы задач профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:
•    научно-исследовательский;
•    проектный.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции.

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.

Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП)

ПК-1: Способен разрабатывать требования, проектировать, восстанавливать и сопровождать программное обеспечение, средства, программно-аппаратные комплексы, автоматизированные информационные системы или автоматизированные системы управления на протяжении их жизненного цикла

ПК-2: Способен разрабатывать программное обеспечение, выполнять интеграцию программных модулей и компонент

ПК-3: Способен применять современные теоретические и экспериментальные методы исследования с целью создания новых перспективных средств инфокоммуникаций, способен к использованию и внедрению результатов исследований

ПК-4: Способен к развитию систем и сетей передачи данных

ПК-5: Способен контролировать целостность систем и сетей связи, а также программных, программно-аппаратных (в том числе криптографических) и технических средств и систем защиты сетей от несанкционированного доступа

Общепрофессиональные (ОПК):

ОПК-1 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности

ОПК-2. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности

ОПК-3 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

ОПК-4 Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью

ОПК-5 Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем

ОПК-6 Способен разрабатывать бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием

ОПК-7 Способен участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов

ОПК-8 Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения

ОПК-9 Способен осваивать методики использования программных средств для решения практических задач

Универсальные (УК):

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

УК-9. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

УК-10 Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению

УК-11 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сфере

 

Programme Modules

Характеристики образовательных модулей программы

Модуль

Минимальный объем (кредит)

Характеристика
модуля

  1. Major

 

 

Базовый профессиональный (Major)

70 з.е.

Математический анализ

Алгебра и геометрия

Дискретная математика

Теория вероятностей и математическая статистика

Физика

Алгоритмы и структуры данных                    

Информатика        

Объектно-ориентированное программирование

Языки программирования

Электротехника и электроника

Метрология, стандартизация и сертификация

Теория автоматов

Схемотехника

Архитектура ЭВМ

Теория информации (преподается на иностранном языке)

Методы и технологии программирования

Операционные системы

Базы данных

Методы моделирования и оптимизации

Цифровая обработка сигналов

Сети и системы передачи информации

Общая теория связи

Методы и средства защиты информации

Теория массового обслуживания

Теория помехоустойчивого кодирования

Вариативный  профессиональный

30 з.е.

Вариативные дисциплины – по выбору студента (примерный перечень):

Программирование на языке Python

Web-программирование

Разработка мобильных приложений

Системное программирование

Сети и системы мобильной связи

Надёжность инфокоммуникационных систем

Мультимедиа технологии в инфокоммуникациях

Сетевая безопасность

Криптографические протоколы

Алгоритмические проблемы криптографии

Безопасность баз данных

Защита информационных процессов в компьютерных системах

Технологии стеганографии в системах инфокоммуникаций

Научно-исследовательские семинары – по выбору студента

  1. Практика

30 з.е.

 

Профессиональная (в организациях)

3 з.е.

Производственная практика 

Проектная

15 з.е.

Проекты (на всех 4 курсах обучения)

Научно-исследовательская

12 з.е.

Преддипломная практика – 3 з.е.

Подготовка ВКР – 9 з.е.

  1.  ДОЦ (дисциплины общего цикла)

 

14 з.е.

Безопасность жизнедеятельности;

Физическая культура;

Предмет ОЦ по выбору;

Право;

Экономика

  1.  Minor

20 з.е.

Последовательность 4-х дисциплин по выбранному студентом профилю

  1. Английский язык

1 з.е.

Внутренний экзамен по английскому языку (1 курс);

Независимый экзамен по английскому языку (2 курс);

Подготовка и защита Project Proposal по теме ВКР (4 курс).

  1.  Data Culture

3 з.е.

Анализ данных и методы искусственного интеллекта

1 з.е.

Независимый экзамен по цифровой грамотности;

Независимый экзамен по программированию. Продвинутый уровень;

Независимый экзамен по анализу данных. Продвинутый уровень.

  1. ГИА

1 з.е.

Защита ВКР

 

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Computer technologies, systems and networks'

Go to Programme Contents and Structure