• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Экономика»

28
Июль

Социология

2016/2017
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс является он-лайн курсом «Экономическая социология» (автор курса: проф., д.с.н., Радаев В.В. – НИУ ВШЭ Москва). Курс размещен на платформе coursera: https://www.coursera.org/learn/ekonomicheskaya-sociologiya/home/welcome В программе, представленной он-лайн© версией, изложены основные цели, задачи, структура,содержание лекций, литература, оценочные средства дисциплины в соответствии с требованием образовательного стандарта ВШЭ. В курсе освещаются основные особенности экономико-социологического подхода и рассматриваются следующие базовые для данной дисциплины вопросы: что движет человеком в экономике помимо сугубо денежного интереса? почему некоторые люди становятся предпринимателями? как формируются потребительские предпочтения людей и почему они столь различны? как люди справляются с таким простым и в то же время с таким загадочным явлением как деньги? И как люди используют свои неформальные сетевые связи, например, при поиске работы? И еще, почему рыночная конкуренция есть нечто большее, нежели борьба за взаимное уничтожение? Какова роль государства в регулировании рынка? Как власть вторгается в экономику и как под этим давлением в недрах рынка вызревает теневая экономика? Ответив на все эти вопросы, в результате, каждый из обучающихся получит новые аналитические инструменты для профессиональной деятельности в области диахронного и синхронного анализа экономики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с современным интенсивно развивающимся направлением междисциплинарных исследований, находящимся на стыке экономики и социологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать определение предмета социологии; историю развития методов социологи и современное состояние социологии в мире и России; основные школы и направления исследований в рамках современной социологии; основные методы применяемые для изучения социальных процессов в современной социологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет экономической социологии
  • Тема 2. Модель человека в экономической социологии
    Семинар 1 Модель человека в экономической социологии 1. Вопросы для обсуждения: 2. Мотивации человека экономического 3. . Мотивация человека экономико-социологического 3. Подходы к рациональности действия 3.1. Что такое рациональное действие 3.2. Рациональность в экономической социологии 4. Хочет ли человек быть информированным 5. Как строятся стратегии человека 6. На что способен человек социологический
  • Тема 3. Человек в роли предпринимателя
  • Тема 4. Человек в трудовых отношениях
  • Тема 5. Человек в домашнем хозяйстве
  • Тема 6. Человек в роли потребителя
    Семинар 2 Человек в роли потребителя На семинаре запланирована групповая работа. В аудитории группа делится рандомно на 3 подгруппы. Задание 1 подгруппы: 1. Зафиксировать описанные в предложенной для домашнего чтения литературе и лекции - маркетинговые приемы, которые заложили основу общества потребления - тенденции в потреблении. 2. Указать, какие из приемов и тенденций релевантны для современного российского общества. 3. Привести иллюстрации ( например, указать, какие сообщества потребление мы можем наблюдать в городской культуре современной России) 4. Указать на данные, которые позволяют подтвердить мнение группы о релевантности приемов/тенденций или те данные, которые необходимо собрать для того, чтобы подтвердить это мнение Задание 2 подгруппы: 1. Предложить 1 пример распространенного в современном российском обществе демонстративно-праздного поведения. 2. Изложить характеристики социальной группы/категории, которая практикует такое поведение 3. Показать, как с помощью этого типа поведения члены группы/ представители категории выстраивают границы между собой и членами других групп/ представителями других категорий 4. Предложить 4 примера объектов демонстративного потребления. Если у объектов есть функция, отличная или дополнительная по отношению к демонстративному потреблению, продемонстрировать первоначальную форму объекта, очищенную от демонстративных функций. 5. Для каждого из 4 примеров изложить характеристики социальной группы/категории, которая этот объект потребляет 6. Для каждого из 4 примеров показать, как с помощью потребления этого объекта члены группы/ представители категории выстраивают границы между собой и членами других групп/ представителями других категорий Подбор оригинальных примеров положительно влияет на оценку! Задание подгруппы 3 ( подгруппа экспертов): Задача разработать алгоритм (коллегиальное/индивидуальное выставление оценки, по какой системе, формуле и пр.), критерии оценивания выступления, а также по 2-3 вопроса каждой группе.
  • Тема 7. Человек в денежном хозяйстве
  • Тема 8. Рынок как форма хозяйства
  • Тема 9. Государственное регулирование хозяйства
  • Тема 10. Неформальная экономика как форма хозяйства
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый тест на основе текущих тестов он-лайн курса ( 1ч 20мин)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Семинары + 0.4 * Тесты + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-003522-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/390404

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф., д.ф.н. А.Г.Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 654 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-000176-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/391318