Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В нужное время и в нужном месте: Евгений Акулов об учебе в Вышке и любви к дебатам»

Герой апрельского интервью — Евгений Акулов, выпускник бакалавриата образовательной программы «Политология и мировая политика» 2021 года и магистратуры «Сравнительная политика Евразии» 2024 года. Он уверен: политология — это не «про политику», а про мышление, анализ и умение спорить грамотно. Ещё в школе Евгений увлёкся дебатами — и это увлечение превратилось в профессиональный путь. В Вышке он стал руководителем клуба «ВШЭсть», участвовал в чемпионатах, включая мировой, а сейчас сам обучает дебатам и помогает спикерам выступать уверенно и убедительно. Зачем политологу нужны дебаты? Как дебатный опыт помогает в карьере и жизни? Почему публичные выступления — это не «врождённый талант», а навык, который можно развить? Ответы на эти вопросы и многое другое читайте в статье.

«В нужное время и в нужном месте: Евгений Акулов об учебе в Вышке и любви к дебатам»

— Вы окончили бакалавриат по направлению «Политология и мировая политика» и магистратуру «Сравнительная политика Евразии». Что привлекло вас в политологии и сравнительной политике? Был ли момент, когда вы поняли, что это ваше, или как-то постепенно пришли к этому решению?

— Хочу сделать небольшую ремарку. Мне кажется, что у многих первокурсников есть искаженное восприятие политологии, поскольку они часто ассоциируют ее с политикой. Однако это две разные сущности. Люди, которые хотят заниматься политикой как профессией, чаще выбирают факультеты государственного муниципального управления или менеджмента. Политология, в большей степени, — это изучение и анализ политики и политических процессов, а не занятие ими напрямую. Это не означает, что выпускники политологии не могут участвовать в избирательных кампаниях или заниматься политическими технологиями, просто политология — это больше про теоретическое понимание, чем практическое применение.

Как я оказался на образовательной программе «Политология и мировая политика»? Это было в далеком 2017 году, я учился в обычной школе с углубленным изучением английского. Моя преподавательница по истории предложила присоединиться к школьной команде по дебатам, и я с радостью согласился. В результате я оказался на чемпионате по дебатам в Высшей школе экономики и понял, что мне нравится атмосфера в университете. У меня была возможность пообщаться с некоторыми преподавателями, и политология показалась классческим социально-гуманитарным образованием, которое резонировало с моими ценностями и политической активностью в то время. Именно поэтому я решил поступать на Политологию.

В моей истории нет какой-то потрясающей любви к науке или истории, нет желания стать политиком. Просто все сложилось так, что в нужное время и в нужном месте выбор пал на Вышку, я понял, что очень хочу учиться именно здесь, и Политология была для меня наиболее подходящим направлением.

— Возвращаясь к началу нашего разговора, в политологии много стереотипов — например, что это «пустая» наука, которая не дает реальных навыков, или что все политологи обязательно идут работать в госструктуры. Какой миф о вашей профессии вы слышите чаще всего, и что на самом деле представляет собой работа в этой сфере?

— Честно говоря, мне кажется, что дискуссия о том, должен ли каждый научный предмет иметь свй уникальный метод и предмет, несколько беспочвенна. Я никогда не сталкивался с серьезной критикой, кроме нескольких замечаний от старшего поколения, которые не оказали на меня особого влияния.

Я бы сказал, что немногие занимаются политической наукой, после окончания Политологии люди чаще уходят в аналитику, работу с данными, PR, маркетингом и консалтингом, чем в политическую деятельность или государственное управление. Мне кажется, что эта образовательная программа  не создает большое количество людей, которые напрямую взаимодействуют с политикой. Может быть, что-то изменилось с тех пор, как я выпустился в 2021 году. Из моих однокурсников не знаю никого, кто пошел работать в политические структуры, но знаю многих, кто занимается консалтингом и работой с данными.

Если отвечать предметно на вопрос, я не согласен с радикальными представлениями о политической науке, хотя в них есть некоторая правда. Мне никогда не было неприятно или не по себе из-за этого, поскольку я не сталкивался с неприятными интеракциями. С точки зрения работы, опыт подсказывает, что выпускники ОП «Политология и мировая политика» редко идут на государственные должности и работают в политике, хотя это может быть специфично для Вышки и моего времени.

— Вы решили продолжить обучение в магистратуре по тому же направлению, чтобы углубить свои знания, или у вас была другая цель?

— В целом, после бакалавриата у меня возникло желание продолжить занятия политологией и еще немного поучиться. После окончания бакалавриата нашел работу, которая позволяла совмещать ее с магистратурой. Это было больше совпадением, поскольку я выиграл олимпиаду и получил возможность учиться на бюджетной основе. Казалось, что это хороший шанс, поэтому я решил поступить в магистратуру в формате «а почему бы и нет?».

В итоге, магистратура была очень интересной - отличная программа, множество интересных курсов и преподавателей, я получал стипендии. Это были чудесные два года, о которых я совершенно не жалею!

— Вы не рассматривали возможность сменить направление обучения?

— Рассматривал вариант пойти по стопам многих знакомых и поступить в магистратуру на менеджмент. У меня была возможность поступить в магистратуру на Политологию в Москве или Санкт-Петербурге, и я подумал, зачем что-то выдумывать? Я решил остаться там, где нравится и комфортно, и продолжить обучение, пока это интересно и пока это не мешает работать. Учеба в магистратуре хорошо совмещалась с работой, даже с тремя, поэтому у меня не было причин что-то кардинально менять.

— Насколько я знаю, вы выиграли стипендиальный конкурс Фонда Владимира Потанина в 2021/2022 учебном году, расскажите, как пришла идея подать заявку на стипендию? Что было самым сложным или неожиданным в этом процессе? Повлияло ли это как-то на ваше обучение?  

— Да, я получил президентский грант и с первого курса был стипендиатом программы Потанина. Мои однокурсники говорили о том, что есть возможность получить эту стипендию. Посмотрел на сайте, как можно подать заявку, и решил, что стоит попробовать. Выделил свободный вечер, чтобы поработать над первым туром. Стипендия Потанина проводится в два тура: первый — это представление своих достижений, а второй — бизнес-игры и кейсы. С моим опытом второй тур был достаточно простым.

Часто мы переоцениваем сложность таких конкурсов и не решаемся действовать. В моем случае подготовка к стипендии заняла три часа асинхронно и пять часов синхронно. В итоге, все получилось.

— В начале нашего разговора мы затрагивали тему того, как вы пришли в дебаты. Вы начали заниматься дебатами еще в школе, а затем присоединились к клубу «ВШЭсть». Можете рассказать, как прошел этот путь и как вы стали руководителем клуба?

— Дебаты для меня — это гораздо больше, чем просто студенческий клуб. Они сформировали меня как личность и профессионала, поскольку работа напрямую связана с навыками, которые я приобрел благодаря дебатам. Я присоединился к клубу «ВШЭсть» на первом курсе в 2017 году, когда дебаты считались важной частью образования для политологов, поскольку любой политолог должен уметь вести рациональные дискуссии.

Было очевидно, что как студенту Политологии мне нужно заниматься дебатами, особенно учитывая, что мне нравилось это в школе. В 2017 году осенью я пришел на презентацию клуба и понял — мне это подходит. Мы с ребятами из политфака начали активно посещать занятия, тепло вспоминаю это время

Мы с коллегой Кириллом Тамогашевым с ОП «Государственное и муниципальное управление», который позже перепоступил на ОП «Экономика» и сейчас получает PhD в Эдинбурге, взяли на себя руководство клубом в январе 2018 года. Под нашим руководством клуб стал одним из сильнейших в России. Мое руководство продлилось вплоть до 4 курса. Сейчас периодически помогаю дебатёрскому движению и иногда посещаю их мероприятия.

Дебаты остались важной частью жизни даже после того, как я перестал руководить клубом. Во время руководства активно участвовал в турнирах, выигрывал много всероссийских чемпионатов, и мы даже дважды выходили в плей-офф чемпионата мира по дебатам на английском языке. Дебаты — это приятный «побочный эффект» от обучения в НИУ ВШЭ.

— Можете сравнить дебаты в школе и дебаты в университете? В чем заключается разница между ними?

— Университетские дебаты интереснее, потому что они включают разнообразные форматы. В школе дебаты больше ориентированы на образовательные цели и требуют много времени на подготовку, чтобы ученики могли работать с информацией и данными. В университетских дебатах времени на подготовку меньше, и это более стрессовый формат, требующий большей выдержки, знаний и понимания мира.

Когда я занимался школьными дебатами, мы обсуждали темы, связанные с школьной жизнью. В студенческих дебатах темы намного сложнее — например, на одном из моих первых турниров обсуждали Всемирную торговую организацию и геноцид народа рохинджа в Мьянме. Студенческие дебаты требуют широкого кругозора, чтобы успешно участвовать в них. Если вы дебатируете на английском на международном уровне, приходится изучать аналитику по текущим событиям, разбираться в экономике, политике, философии, праве, морали и этике.

Специфика дебатов заключается в том, что часто приходится спорить о том, в чем вы не знаете так много, как хотелось бы, и даже не за ту сторону, которую сами поддерживаете. Поэтому университетские дебаты намного сложнее, но если вы начинали с школьных дебатов, это отличная платформа для развития.

— Расскажите, с какими трудностями вы столкнулись в период участия в дебатах и руководства клубом? 

— Люди, которые остаются в дебатах, часто имеют спортивное прошлое. А те, кто имеет спортивное прошлое, обычно не любят проигрывать - для меня всегда самым сложным в дебатах было именно это. В детстве я занимался футболом, атлетикой и другими видами спорта, поэтому в университете  нашел себе новое интеллектуальное соревнование. Подготовка и публичные выступления никогда не были для меня сложностью, поскольку дебаты — это по сути публичное выступление.

Самым сложным были обидные поражения в финалах крупных турниров, которые я очень хотел выиграть. Переживал эти неудачи достаточно болезненно, но это тоже ценный опыт, который дают дебаты — учиться мириться с поражениями и неудачами. Это важная школа жизни, которую я получил в университете.

Что касается руководства клубом, это было очень приятно, особенно потому что я верил в ценность навыков, которые развивает клуб. Мне нравилось помогать ребятам создавать контекст для развития важных навыков.

Многие участники клуба дебатов говорили о том, что это помогло им во многом — и в учебе, и в работе, и в жизни. Это очень приятно! Конечно, были сложности с организацией мероприятий и набором в клуб, но когда ты этим увлечен, это не мешает, а наоборот, заряжает тебя.

— Мне кажется, что, когда человек руководит клубом, он начинает меньше играть самостоятельно. Так ли это?

— Это хороший комментарий, и при прочих равных это правда. Однако, если ты абсолютно увлеченный и мотивированный второкурсник, то все может быть по-другому. Я не буду спать ночами, буду выпрашивать дополнительные задания у преподавателей, но поеду на чемпионат по дебатам вместе с первокурсниками, которых  набрал в клуб, и сделаю это четыре раза за ноябрь. Каждые выходные я буду в разных городах — два раза в Москве, один раз в Ростове и один раз в Воронеже.

Честно говоря, когда ты начинаешь руководить, сначала действительно дебатируешь меньше. Многие талантливые спикеры сейчас специально не посещают все мероприятия, потому что хотят сосредоточиться на развитии своих дебатных навыков. Для меня тогда это не казалось какими-то взаимоисключающими вещами, поэтому я и руководил клубом, и продолжал участвовать в дебатах. Второй и третий курсы были периодом, когда каждую неделю я был на каком-то чемпионате по дебатам — он мог быть в другом городе, в Петербурге, онлайн или на английском.

— Вы принимали участие в чемпионате мира по дебатам «The World Universities Debating Championships Belgrade 2022». Чем этот чемпионат отличался от других?

— Международные дебаты — это такие же студенческие дебаты, но на более глобальном уровне. Например, существует Чемпионат мира по дебатам среди университетов (WUDC) и Чемпионат Европы среди университетов (EUDC). Эти турниры объединяют дебатные сообщества со всего мира на одной площадке. В процессе подготовки к ним участники часто «тренируются» на локальных международных турнирах. Мы участвовали в локальных турнирах только онлайн, поскольку начался COVID-19. 

По сути, международные дебаты не отличаются от студенческих по формату — это тот же британский парламентский формат с четырьмя командами и двумя сторонами. Однако есть две ключевые разницы. Первая — это международное сообщество, что приводит к большому количеству разных подходов к судейству дебатов. Люди из разных культур предпочитают разные аргументы, что делает дебаты более сложными и интересными.

Вторая разница — это стиль взаимодействия. В российской и постсоветской культуре дебатирования часто фокусируется на монологах и рассказе своих аргументов. В западной традиции больше внимания уделяется диалогу и взаимодействию между спикерами, что делает дебаты более динамичными и ориентированными на контраргументацию. В международных дебатах на английском языке важно взаимодействовать с аргументами оппонентов, чтобы добиться успеха.

У меня был не очень хороший английский, я начал его учить в десятом классе, когда перешел в новую школу. Однако моё упрямство и регулярные выступления на чемпионатах по английскому языку помогли развить навыки, которые позволяют без ущерба для аргументов говорить на английском. Мой английский не идеальный, и это, конечно, является барьером, особенно когда мы дебатировали с лучшими командами мира. Однако даже «ломаном» английском мы смогли обыграть команды с более сильными спикерами. Это, наверное, самая большая репутационная сложность, но это то, с чем мы справились.

— Я знаю, что у вас есть телеграмм канал, где вы обсуждаете темы чемпионатов и даёте некоторые советы. Как появилась идея его создания? У вас есть какая-то цель, которую вы хотите достичь через него?

— Честно говоря, нет, нохочу заниматься этим каналом гораздо активнее. Он появился после того, как мы с напарницей вышли в плей-офф онлайн-чемпионата мира по дебатам в 2022 году. Основная задача канала была помочь дебатерам и создать площадку, где будут публиковаться материалы, которые помогут им развиваться в дебатах на русском языке и снять страх перед дебатами на английском. 

Со временем канал стал менее профильным и больше ориентированным на дебаты и дискуссии в общественном пространстве, а также на мысли об аргументации и риторике, которыми я увлекаюсь и занимаюсь в своей работе. Меня приятно удивляет, что канал находит отклик у людей. 

— Представьте, что перед вами новичок, который только начинает путь в дебатах. Какие советы вы бы дали ему?

— Я очень люблю давать короткие ответы. Если бы мне пришлось дать совет, я бы сказал: сомневайтесь. Дебаты учат нас сомневаться в том, что происходит вокруг и подвергать это критическому анализу. Даже когда мы выдвигаем позицию в дебатах, дебаты учат сомневаться в ней. Сомнение, если оно правильно применено, побуждает к действию и анализу. Итак, мой совет — сомневайтесь и анализируйте.

Конкретный совет — изучать мир вокруг нас. Это тоже часть сомнения. Изучайте, как работает мир, потому что красивой речи не будет достаточно, если вы не понимаете, о чем говорите. Хорошие дебатеры — это не те, кто умеет громко кричать, а те, кто знает больше других. Итак, изучайте и практикуйтесь — это самые главные вещи.

— Расскажите о своей работе в BEsmart: как вы пришли в эту компанию? Какие задачи выполняете сейчас? 

BEsmart была основана дебатерами, которые привезли дебаты в Санкт-Петербург и основали Санкт-Петербургскую федерацию дебатов. Меня заметили как активного дебатера-спикера, который побеждал на турнирах и выступал на мероприятиях, и пригласили в компанию.

Мы занимаемся различными коммуникационными проектами, создаем образовательные продукты и программы для компаний и университетов, также занимаемся консультированием по вопросам речи. Например, мои коллеги преподавали в Высшей школе экономики в Москве. Моя основная задача — готовить спикеров к важным публичным выступлениям на конференциях, дебатах и переговорах. Я провожу спикеров через весь процесс подготовки хорошей публичной речи, чтобы их сообщения доходили до целевой аудитории и помогали достигать своих целей.

Помимо этого, мы занимаемся различными коммуникационными активностями, такими как фасилитация стратегических сессий и улучшение коммуникации внутри компаний. Моя специализация — подготовка спикеров и создание образовательных программ по публичным выступления и критическому мышлению. Я разрабатываю эти программы, провожу их, собираю обратную связь и адаптирую их для клиентов.

— Как думаете, публичные выступления — это дар или навык, который можно развить? Что бы вы посоветовали тем, кто боится выходить на сцену?

— Абсолютно точно, ответ кроется в том, как мы формулируем вопрос о публичных выступлениях. Мы говорим о нем как о навыке, а не таланте. У каждого есть разные стартовые точки — кто-то более уверен, кто-то менее и  боится выступать перед аудиторией. Однако восприятие публичных выступлений часто искажено, ассоциируется с риторикой и внешними проявлениями, такими как громкая речь и жесты.

На самом деле, публичное выступление — это о том, чтобы дать аудитории ценность, понять их потребности и структурировать речь так, чтобы она была легко воспринимаемой. Хороший спикер может не быть риторически одаренным, но он знает, как удовлетворить потребности аудитории. Эти навыки можно приобрести, и 90% успеха выступления зависит от правильной стратегической подготовки.

Даже навыки спикинга можно развивать с помощью различных инструментов, таких как правильное акцентирование и паузы. Например, если кто-то говорит слишком быстро, проблема не в скорости речи, а в отсутствии смысловых пауз, которые помогают аудитории различать мысли. Добавляя эти паузы и структурируя речь, мы помогаем спикеру быть более понятным.

Не обязательно быть громким или кричать, чтобы достучаться до аудитории. И здесь дебаты — это отличный инструмент для преодоления страха выступления перед публикой. Страх выступать — это нормально, и спикер, который немного волнуется, часто воспринимается аудиторией лучше, чем тот, кто не волнуется вообще, потому что это показывает, что ему не все равно.

Чтобы справиться с физическими проявлениями волнения, нужно понять, как это проявляется у вас — потеют ли ладони или сжимается горло. Попробуйте бороться с этими проявлениями, чтобы выступление было более комфортным. Невозможно полностью исключить страх, но можно минимизировать его физические последствия.

— Когда вы готовите спикеров к публичным выступлениям, есть какой-то универсальный шаблон или вы подбираете индивидуальный подход к каждому человеку?

— Это не взаимоисключающие вещи. У нас есть методология подготовки спикеров, которая включает несколько этапов: анализ аудитории, понимание стратегии, поиск ключевых сообщений и применение теоретических приемов для шлифовки презентации и расстановки визуальных акцентов. Однако каждое выступление уникально и требует индивидуального подхода.

Если это выступление технического директора, оно будет иметь одну структуру. Если выступление направлено на вдохновение команды, структура и элементы будут другими. Если это сложный технический доклад об инфраструктурном решении в IT-компании, то это потребует третьего подхода. Все всегда индивидуально, и мы адаптируемся к каждому конкретному случаю.

— Что вдохновило вас стать преподавателем в Академии Талантов Санкт-Петербурга? Чем вы занимаетесь, работая в этой компании?

— Помимо BESmart, у меня есть еще несколько проектов. Я работаю в Академии Талантов как преподаватель на программе дебатов. Мне нравится эта идея, поскольку туда приходят талантливые ребята из девятых и одиннадцатых классов, которые развиваются в дебатах, и я им с этим помогаю. Это работа для души, которая мне очень нравится.

Помимо этого, активно развиваю дебаты в Московской области, помогаю студентам готовиться к дебатам и реализую несколько проектов, которые популяризируют дебаты, критическое мышление и аргументацию.

— Вы работаете в нескольких компаниях, продолжаете заниматься дебатами и ведете Telegram-канал. В чем кроется секрет успеха? Есть ли у вас какая-то стратегия или правила, которые помогают справляться с трудностями?

— Есть замечательный TED Talks, который я всем рекомендую посмотреть. Тим Урбан — спикер, и его речь «Что внутри мозга прокрастинатора» — одна из лучших научно-популярных речей. Там есть интересная метафора о том, как работает мозг прокрастинатора. В момент, когда подходит дедлайн, в нашей голове просыпается «паник-монстр», который пугает ленивую обезьяну, которая обычно откладывает все дела ради сиюминутных удовольствий. «Паник-монстр» пробуждает сумасшедшую активность.

У меня примерно то же самое — я достаточно много прокрастинирую, но когда подходит дедлайн,  все мобилизую и успеваю сделать задачи. Совет, который может помочь, — завести календарь. Я пользуюсь календарем и без него не знаю, что бы делал. Планируйте дела и выделяйте в календаре слоты для задач без дедлайна. Мне с такими задачами пока сложно, и я все еще пытаюсь понять, как с ними работать.

— Можете поделиться ближайшими планами на будущее?

— Во-первых, хотелось бы продолжать заниматься тем, чем занимаюсь сейчас, поскольку мне очень нравится работа и то, что мы делаем с командой. Я бы хотел иметь больше интересных кейсов по консультированию и созданию образовательных продуктов, связанных с аргументацией, критическим мышлением и публичными выступлениями.

Во-вторых, я мечтаю стать преподавателем в университете. В ближайшие пару лет я бы хотел стать приглашенным преподавателем, возможно, в Высшей школе экономики — там есть несколько программ, которые меня интересуют. 

Что касается личных амбиций, я очень хочу способствовать развитию англоязычных дебатов в России. Моя мечта — отправить российские команды на Чемпионат мира по дебатам. Мы уже предпринимаем шаги для того, чтобы в 2026 году несколько команд из России смогли принять в нём участие.
— Три слова, с которыми у Вас ассоциируется Питерская Вышка?

— Гибкость, прагматизм и ответственность.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!