• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первые итоги Зеркальной лаборатории: полевой этап

Первые итоги Зеркальной лаборатории: полевой этап  Весь учебный год команда Зеркальной лаборатории вела активный сбор эмпирического материала для проекта «Образовательная миграция студентов из небольших городов и сел в мегаполисы. Социальное включение как способ повышения устойчивости: барьеры, стратегии, успешные практики». Координатор проекта и студенты, принимавшие в нем участие, поделились своими впечатлениями о проделанной работе.

Первые итоги Зеркальной лаборатории: полевой этап

Изображение от standret на Freepik

Ирина Викторовна Лисовская, координатор проекта

В 2024 году мы планировали собрать биографическое интервью со студентами первого курса и старших курсов, потому что мы хотели посмотреть, как изменяются нарративы о переезде со временем. Если в прошлом проекте у нас был исключительно ретроспективный взгляд, то здесь мы все-таки хотим увидеть динамику. Выборка была построена таким образом, что должно было быть 25 интервью со студентами. Сейчас мы собрали 24 интервью – 10 интервью с первокурсниками и 14 интервью со старшекурсниками. Рекрутинг был достаточно сложный, потому что мы искали студентов Вышки из небольших городов до 100 тысяч жителей. В выборке у нас получилось большое географическое разнообразие: разные регионы и разные федеральные округа. Есть ребята с Дальнего Востока, Севера, Ямало-Ненецкого автономного округа. Есть и студенты из сел, их не очень много, но они есть. Но основной фокус исследования – это все-таки очень малые города с населением от 6 до 50 тысяч человек. В сборе эмпирического материала участвовали студенты магистратуры. Они брали интервью с экспертами из Высшей школы экономики и внешними экспертами из молодежных организаций, городских движений, студсоветов, которые так или иначе имеют отношение к реализации молодежной политики с приезжей молодежью. Было собрано 12 экспертных интервью (5 человек из ВШЭ и 7 внешних). Экспертные интервью были очень интересными, поскольку информанты занимаются разнообразными задачами: расселением и заселением, внеучебной деятельностью студентов, организацией студенческих советов. Внешние эксперты были представителями домов молодежи, волонтерских организаций, Союза сельской молодежи. В следующем году мы планируем добрать биографические интервью со студентами первого курса. Помимо этого, мы планируем исследовать два кейса студенческих организаций, которые занимаются привлечением молодежи. То есть нам интересно посмотреть, через какие каналы они привлекают молодежь в свои организации, как они помогают им адаптироваться, социализироваться в среде университета и развивать свой социальный капитал.

Дмитрий Иванов, студент 1 курса магистратуры

В рамках проекта мы изучали адаптацию, интеграцию приезжей молодежи из сел и малых городов в большие мегаполисы. В начале мы изучали дискурсивное поле Высшей школы экономики: как конструируются проблемы по отношению к приезжим иногородним, а затем сравнивали это с отношением к иностранным студентам, как дискурсивно выстраивается взгляд на тех и других. Мы, магистранты, брали интервью с экспертами в области молодежной политики в Высшей школе экономики и в организациях в Петербурге. Очень интересно, что эксперты ВШЭ не выделяют иногородних студентов как отдельную группу, но часто подчеркивают, что у них тоже могут быть проблемы, как и у иностранных студентов. Поэтому с ними тоже требуется особая работа, но она не проводится и бывает только в рамках общих направлений деятельности с молодежью.

Алина Петрова, студентка 3 курса бакалавриата

В первую очередь мы занимались чтением и обсуждением академической литературы, которая раскрывала бы проблематику проекта. После этого мы приступили к непосредственному сбору данных. Мы собирали интервью со студентами Питерской Вышки, которые приехали из малых городов и сел. У меня получилось собрать интервью с тремя информантами из разных регионов России. Преимущественно это была Центральная Россия и Сибирь. Что касается ключевых находок, для меня достаточно интересным оказалось то, что для всех моих информантов какие-то проблемы с бытом уходили на второй план, ключевыми для них оказались включение в новое окружение, поиск этого окружения и вообще трудности с адаптацией. Они выражались по-разному у информантов, часть из них рассказывали о достаточно ярких эпизодах одиночества, с которым им пришлось столкнуться как раз-таки в связи с невозможностью полного социального включения во время учебы в университете. Также для меня достаточно важными находками оказалось то, как университет включается и не включается в адаптацию таких студентов. И здесь было интересно узнать, что университет действительно принимает какие-то меры по адаптации, помогает, в том числе финансово, например, тем ребятам, которые поступали по программе «Социальный лифт». Но есть также аспекты, в которых университет, наоборот, выстраивает барьеры для студентов из малых городов и сел. Это, например, касается высоких цен на общежитие, неравных условий для поступления по Олимпиадам и результатам ЕГЭ. Поэтому в целом мне кажется, что проведенные нашей командой интервью позволили как раз раскрыть эти аспекты и очень хорошо их показали. У меня крайне положительное впечатление о проекте, мне было безумно интересно. И сейчас с командой инициативных студентов мы решили подготовить по данным, которые мы собрали, доклад на предстоящую конференцию Центра молодежных исследований.

Алина Болдина, студентка 3 курс бакалавриата

Целью нашего проекта было изучение особенностей адаптации и социального включения студенческой молодежи из малых сел и городов в Санкт-Петербурге. Социальная миграция – одна из частых причин, по которой студенты переезжают в мегаполисы в поисках лучшего образования, карьерных перспектив, а также развития во внеучебной деятельности и участия во всевозможных студенческих активностях. При этом самостоятельная жизнь может бросить им вызов: придется привыкнуть к городскому укладу, темпу и культурным особенностям и быть готовым к преодолению социальных, психологических и бытовых трудностей. Санкт-Петербург – второй по значимости мегаполис после Москвы, а потому для Питерской Вышки результаты данного исследования будут ценным материалом для того, чтобы изучить миграционные тропы и специфику адаптации своих студентов как к учебному процессу, так и к остальным аспектам за его пределами. Это открывает возможность для оптимизации адаптационного процесса иногородней студенческой молодежи, чтобы сделать опыт учащихся позитивнее и комфортнее.

В ходе нашего учебного проекта мы рекрутировали респондентов несколькими способами – через знакомых, социальные сети и рекомендации уже найденных участников. Я проводила интервью с тремя информантами: это были студентки из Курлово Владимирской области, Ванино Хабаровского края и Удомли Тверской области. Закончив с проведением интервью, мы пытались проанализировать полученные результаты в своих аналитических записках и скорректировать или добавить информацию в гайд, чтобы вопросы для участников не вызывали разногласий. В конце мы презентовали ключевые, а также наиболее интересные поинты, которые нам удалось найти в материалах. Среди проблем, с которыми сталкивались студенты, были расстройство адаптации, бытовые трудности, трудности в ориентации в городе, сложный учебный процесс и одиночество. Каждый из них по-разному проходит этот путь, расставляет свои приоритеты в учебе, работе и внеучебной деятельности и видит дальнейшие перспективы в жизни. Главным мотивом для переезда послужило отсутствие карьерных и образовательных возможностей в родном селе или городе и стремление к таковым в Санкт-Петербурге. Кто-то при переезде ориентировался на вуз, а кто-то переезжал с целью проживать в Санкт-Петербурге. Среди интересных моментов интервью можно выделить то, что никто не рассматривал Москву в приоритете или как место для переезда в целом. Многие отметили, что выбор в пользу НИУ ВШЭ был сделан из-за ценностей вуза, которым симпатизировали студенты, таких, как свобода в выражении собственного мнения, возможность оставаться самим собой и соблюдение принципов демократии в общении студентов и администрации. Кроме того, такая открытая и доброжелательная среда, установившаяся в университете, так называемый «Вышкинский пузырь»‎, по мнению респондентов, способствовала более комфортной адаптации и социальному включению студентов при переезде.

Участвуя в данном учебном проекте, я приобрела знания и опыт полевой исследовательской работы, где научилась применять качественную методологию и проводить интервью, работая с гайдом и извлекая наиболее полезную информацию от респондентов. Кроме того, я больше узнала о студенческой миграции молодежи в России. Проект позволил нашей команде выйти за рамки учебных дисциплин и изучить реальные проблемы, с которыми сталкивается молодежь при переезде из малых городов и сел в Санкт-Петербург с целью учебы или работы. С некоторыми ребятами из нашей команды мы планируем продолжить проектную работу в этом направлении и выступить на международной конференции ЦМИ «Агентность и устойчивость молодежи в эпоху новых глобальных вызовов»‎, используя материалы интервью, чтобы углубленно изучить некоторые из аспектов адаптации студентов в Питерской Вышке.