• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В проект я заходила с ожиданием, что я отвечу и на свои внутренние вопросы», – студентка НИУ ВШЭ СПб Нина Скороходова о работе в Зеркальных лабораториях

Одной из важных целей работы Зеркальных лабораторий является привлечение студентов в исследовательскую деятельность. Только в 2023 году в проект лаборатории было вовлечено 112 студентов. Одна из них – Нина Скороходова, студентка 4 курса бакалавриата программы «Социология и социальная информатика»‎. Она поделилась своими впечатлениями об исследовательской и полевой работе в «Зеркалках»‎.

«В проект я заходила с ожиданием, что я отвечу и на свои внутренние вопросы», – студентка НИУ ВШЭ СПб Нина Скороходова о работе в Зеркальных лабораториях

Нина Скороходова

О проекте Зеркальных лабораторий я узнала в прошлом году, на третьем курсе. Когда я выбирала проект на учебный год на Ярмарке проектов, ориентировалась на проекты Центра молодежных исследований. Ничего другого не смотрела, потому что, наверное, темы исследований в ЦМИ очень схожи с моими интересами. Как-то со второго курса меня переключило на исследования молодежи. Все, что касается образовательных миграций, стало мне интересно после проекта «Сценарии социального включения региональной молодежи в условиях образовательной миграции», но тогда это был просто, наверное, интерес к изучению молодежи. Я прочитала описание, увидела, что Ирина Викторовна Лисовская – руководитель проекта, и поняла, что точно нужно подключаться. Ирина Викторовна вела вместе с Евгенией Николаевной наш научно-исследовательский семинар, поэтому у меня была уверенность, что под руководством этих преподавателей все пройдет здорово. Кроме того, была ещё своя личная заинтересованность, поскольку я сама приезжая. Мне было интересно, как другие студенты, студенты других вузов чувствуют себя в Петербурге, какие образы они строят до того, как переезжают в Петербург, оправдываются ли их ожидания или их постигают какие-то разочарования. В общем, изучать эти трансформации было очень интересно. В проект я заходила с ожиданием, что я отвечу и на свои какие-то внутренние вопросы, например, что для меня Петербург, и также послушаю мнения других, проанализирую вместе с коллегами, как видят Петербург другие приезжие студенты.

В рамках проекта мы занимались, по сути, всеми этапами исследовательской деятельности. На начальном этапе мы встречались для обсуждения литературы, занимались теоретической подготовкой, очень много читали, особенно мне запомнился блок про гражданственность, потому что это был, наверное, самый объемный блок литературы и самый такой обширный термин, который в итоге вошел в наше исследование. Мне было очень любопытно разобраться, что вообще такое гражданственность, как ее будут воспринимать наши информанты, как мы ее сами воспринимаем как исследователи, что именно мы хотим узнать у наших информантов об их отношении к гражданственности. Далее следовал этап работы с гайдом, который я тоже очень люблю. Мне нравится разрабатывать вопросы, принимать участие в дискуссиях, размышлять о том, к чему мы задаем этот вопрос, что нам даст этот вопрос, какой ответ здесь мы посчитаем достаточным. Затем снова любимый этап – сбор интервью, работа в поле. Я думаю, что самый запоминающийся этап этого проекта – это интервью-прогулки. Вместе с информантами мы рисовали ментальные карты, вернее, информанты рисовали для нас ментальные карты, их образы Петербурга. Там были просто невероятно различающиеся карты: кто-то рисовал Петербург через ветки метро, причем в таком детализированном виде, это было потрясающе, кто-то рисовал больше ассоциативные карты, то есть дом, место, где проводят время с друзьями, место работы, место учебы. Но везде проглядывались какие-то райончики, известные места, достопримечательности Петербурга. Например, люди любят встречаться у Казанского собора, потому что там рядом метро и есть куда пойти. В общем, то, как люди видели Петербург, тоже было очень любопытно посмотреть. Работали мы в парах, что тоже было для меня новым опытом, потому что до этого интервью я всегда брала одна. Это было необычно, потому что всегда есть напарник, который подхватит, или, наоборот, ты можешь своему напарнику помочь в сложной ситуации с интервью.

На данный момент я участвую в проекте «Городские vs сельские: миграционные тропы студенческой молодежи в мегаполисах». У нас уже было несколько теоретических встреч в этом проекте с Ириной Викторовной, и Евгения Николаевна проводила для нас мастер-класс по интервью. Впечатления у меня положительные, мне очень нравится работать в проекте. Я думаю, что работа в проектах ЦМИ, – это всегда живо, всегда здорово. Это всегда большие интересные дискуссии. И несмотря на то, сколько опыта интервьюирования, исследования есть у студента, может быть, вы вообще никогда не проводили интервью, или вы проводили очень много интервью, всегда есть чему поучиться, что обсудить. Мне очень нравится, что мы можем открыто делиться своими ощущениями, своим видением проекта, видением работы. При этом, мы всегда получим обоснованную критику и разъяснения по всем своим вопросам –  теоретическим, практическим, любым.